Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39153

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Для более детального знакомства с методами гештальттерапии можно рекомендовать следующие источники: Б. Брински (1996), И.Д. Булюбаш (2003), С.Б. Ваисов (2000), Н.И. Голосова (2001), М. Джеймс и Д. Джонгвард (1993), Дж. Зинкер (2000), К. Наранхо (1997), О.В. Немиринский (1997), Ж.-М. Робин (1996), С.С. Харин . (1998), а также сборники «Гештальт и действительность» (1993), «Гештальттерапия с детьми» (1996) и «Гештальттерапия. Теория и практика» (2002).

 Судья в ходе последипломного образования познакомился с гештальтпсихологией и пытается фокусировать свидетеля на когнитивных процессах.
 Итак, Вы хорошо видели, как обвиняемый ворвался в банк с пистолетом в руке? Где вы находились в тот момент?
 На тротуаре, метрах в 30-ти от входа в банк.
 И Вы не подумали сообщить полиции? О чем, собственно, Вы в тот момент думали?
 Ну, так точно я теперь уже не помню, но пожалуй, вот что я подумал: «Ай-ай-ай!»

Поведенческая терапия
Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз.
Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь.
Китайское изречение

Цели поведенческой терапии состоят в том, чтобы помочь членам группы отказаться от неадаптивных форм поведения, обучить их новым навыкам и сформировать более эффективные поведенческие паттерны; при этом глобальные и широкие цели разбиваются на ряд более мелких и конкретных целей. Терапевт функционирует как эксперт в области модификации поведения; может быть директивным и часто выполняет функции учителя или тренера. Он сообщает информацию и обучает навыкам приспособления и методам модификации поведения, чтобы участники смогли самостоятельно практиковать их за пределами группы.
Базовые техники основаны на принципах научения и бихевиоральных принципах и направлены на достижение поведенческих изменений и когнитивную реструктуризацию. Они включают в себя систематическую десенсибилизацию, имплозивную терапию (методику наводнения), тренинг уверенности в себе, аверсивные техники, метод оперантного обусловливания, техники самопомощи, подкрепление, исследование поведения, инструктирование, моделирование, обратную связь и процедуры анализа и изменения процесса познания.
Терапевт берет на себя ответственность за активное обучение и удержание группового процесса в рамках тех видов деятельности, которые были определены заранее. От членов группы ожидают активности, применения того, чему их обучают, в повседневных ситуациях и опробования новых форм поведения за пределами группы.
Согласно определению Американской Ассоциации поведенческой психотерапии, главной целью поведенческой терапии является «формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль». В понятие «поведение» современные авторы включают не только двигательную активность, но и осознанные мысли и речь. При формировании нового стереотипа применяются следующие специфические приемы.
 Шейпинг – поэтапное моделирование, при котором четко дифференцируется каждый последующий шаг действий в избранном направлении и точно определяются критерии его эффективности.
 Сцепление использует представление о поведенческом стереотипе как цепи отдельных актов, где последнее звено цепи, ближайшее к цели, рассматривается прежде всего. Плохо сформированная часть цепи создается с помощью шейпинга.
 Фединг – постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов для перехода от тренировок с терапевтом к тренировкам с окружающими людьми.
 Побуждение повышает уровень внимания и фокусировки на желательном стереотипе поведения. Выражается в демонстрации этого поведения и прямых инструкциях, центрированных на значимых объектах или нужных действиях с ними.
 Для закрепления желательного стереотипа поведения используется положительное и отрицательное подкрепление, контроль стимула.
 Уменьшение нежелательного стереотипа поведения достигается с помощью наказания, угашения, насыщения. Для наказания используется методика штрафов, которая сводится к уменьшению числа позитивных ответов на нежелательное поведение. Угашение основано на исчезновении реакции, положительно не подкрепляемой. Одним из вариантов угашения является лишение всех положительных подкреплений, наиболее эффективна при этом изоляция. Насыщение заключается в потере силы положительного подкрепления, если оно применяется слишком долго.

В. Ромек (2002) приводит основные типы программ тренинга поведения.

Полностью стандартизированные программы Полустандартизированные
программы Нестандартизироваанные, интеракционные программы
Цели группы, список тре-
нируемых
навыков Заранее определены и
записаны в
программе, неизменны от
группы к группе. Определены по основным блокам, уточняются
участниками группы и
могут отличаться от
группы к группе. Определяются
участниками группы на начальных этапах,
дорабатываются и
уточняются на
протяжении всей работы группы.
Последова-тельность действий участников группы и
тренеров; ролевые игры, критерии перехода от
темы к
теме; инструкции к ролевым
играм.
Четко определены до начала работы группы и остаются
неизменными от
группы к группе. Определена и записана лишь общая
последовательность действий, темы,
демонстрационные ролевые игры.
Содержание работы,
инструкции к ролевым играм, сюжеты ролевых игр предлагают сами
участники группы под
руководством команды
тренеров. От группы к
группе неизменной
остается лишь общая
рамка, последовательность разрабатываемых тем и
способы организации
работы группы. Произвольны и могут
существенно отличаться от группы к группе.
Тренеры руководствуются общей схемой решения
проблем, сами проблемы и конкретные варианты их
решения предлагают
участники группы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Будь лучшим!»
  • Иванова У. В., Соколова Е. В. Влияние негативных родительских посланий на сценарии жизни детей
  • Притча «Поведение с убийцей»
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Стюарт Ян - Современный транзактный анализ
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Главный Редактор. Эх, хорошо в Стране Советской жить!
  • Притча «Никаких но»
  • Киплинг Редьярд. Будь в силах ты...
  • Андраханова Наталья. Сценарии жизни, мешающие успеху
  • Притча «Что скажут о тебе»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Козлова Е.И. Литовцева Р.Д.. Краткосрочный проект по безопасности в подготовительной группе «Всегда будь осторожен!»
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • Латынина Юлия. Игры, в которые играют нации. Нации, которые играют в игры
  • Барановская М. С. Тест «Личная эгограмма»
  • Петровский Вадим. Метод: ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
  • Притча «Причина для благодарности»
  • На ведение огорода
  • Притча «Будь счастлив!»
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Притча «Неверный управитель»
  • Притча «Где все это начинается»
  • Притча «Сделай это немедленно»
  • Что мать может посоветовать дочери, начинающей жить самостоятельно.
  • Притча «Хозяин или слуга»
  • 5 правил настоящего лидера
  • Притча «Неподъемный камень»
  • Притча «Чувствуй это!»
  • Асси Зигмунд. Анализируя драйвер «Будь совершенным»
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Притча «Будь живым!»
  • Редактор. Сочинение к 8 марта на тему - Мама
  • Редактор. Как сделать багет из газет
  • Мельникова Римма Ивановна. Практико-ориентированный семинар на тему: «Если ситуация не соответствует ожиданиям».
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Притча «От Меня это было»
  • Кравцова А. В.. Проект «Будь здоров, малыш!» для детей 3 — 4 лет
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Притча «Жди, будь сильным!»
  • Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
  • Карвасарский Б. Д. Психотерапия нового решения М. Гулдинг и Р. Гулдинга
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Грозный Давид. Достижение поставленной цели.
  • Воспитывать детей правильно - просто



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь