Холлис Дж. Мифологемы: Воплощения невидимого мира.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 15999

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Если мы будем относиться к богам как к фактам, а не как к метафорам, мы уйдем в споры о достоверности фактов вместо постижения их смысла. Фундаменталист привязывает свои верования к фактам и тем самым ограничивает духовную жизненную силу, отказывается обсуждать преследующие его насущные вопросы, выстраивая ригидные защиты. С другой стороны, атеист отстаивает то, что и так ясно, путается под воздействием внешних институциональных форм и упускает возможность смотреть глубже, которая всегда возникает при столкновении со смыслом божественности.
Когда общественные институты превалируют над личным переживанием, их подавляющее воздействие будет проявляться в виде депрессии и оцепенения, которые предшествуют погромам и крестовым походам. Именно этот смысл составляет содержание критики Кьеркегора и Ницше в XIX веке, а также так называемой
239 Под культовой практикой подразумевается внешние факторы и харак
теристики, отличающие одну референтную группу населения (национальную,
этническую, религиозную) от другой, например: система правосудия, этика, осо
бенности повседневной жизни, религиозные обычаи и т.д.
240 Raison d'etre (фр.) - разумное основание, смысл бытия. - Примеч. пер.

154

Глава 10

«смерти Бога», о которой говорили теологи в XX веке. И те и другие отмечали, что imago Dei - образ Бога - застыл и перестал вызывать трепет у сопричастных ему людей. Со временем собственный импульс и своекорыстие институтов могут даже помешать людям испытывать первичное религиозное переживание, ибо оно могло бы нести угрозу их стабильности и социальным представлениям, которые они охраняют.
Юнг сказал, что боги стали болезнями. Их имена, которые когда-то были лучезарными, превратились во внешние оболочки. Как я уже отмечал, самый древний религиозный грех заключается в поклонении этой скорлупе, которую покинула энергия. Он называется идолопоклонством, и в наше время возродилось множество лжебогов. Посмотрим на современный пантеон: безграничный Прогресс, увесистый Материализм, героическое Здоровье, нормативный Нарциссизм, омерзительный Национализм, рассуждающий Сциентизм и многие другие. Никто из них не спасает, не создает близость, никто из них не имеет силы, и все мы прекрасно это знаем.
Тогда ничуть не удивительно, что психодинамическая психология появилась в последнее десятилетие XIX века, ибо она позволяла приблизиться к разверзшейся пропасти, которая открылась человеческой душе. Прежние установления не могли предложить огромному числу людей ничего такого, что затрагивало бы их душу, а новая научная парадигма хоть и дала огромный толчок продвижению в материальной сфере, но ничуть не удовлетворила духовный голод.
До тех пор, пока мы будем отрицать бога, то есть отвергать, переключать, обуздывать и угнетать энергию, которая одухотворяет Вселенную и движет нашими душами, мы будем страдать душевными болезнями. Пропасть между тем, что требует от нас культура, и тем, что хотят от нас боги, станет именоваться словом невроз, имеющим научное звучание, хотя он никак не связан с нарушениями нервной системы. Это раздвоение, которое можно увидеть на архаичной картине Эдема, - раздвоение между тем, чтобы съесть плод с дерева жизни или с дерева познания, мучительное переживание конфликта между программой инстинкта и программой разума. Вытеснение одухотворяющей энергии богов будет называться депрессией. Жажда трансцендентной вовлеченности будет вызывать пищевые расстройства, зависимости, навязчивые состояния и парафилии.

Воссоздание таинства в бесплодное время

155

Страдания неудовлетворенной души будут находить свое проявление в социопатии, нарциссических расстройствах, шизоидном расщеплении и очень, очень глубоком одиночестве. Боги, которые не получают признания, будут порождать чудовищ. Общественные институты, которые стремятся подчинить себе силы природы, рано или поздно ожидает расплата от самой природы; как ни прискорбно, это показали скандалы, вызванные уголовными процессами над священниками, обвиняемыми в педофилии и совершении сексуального насилия над своими прихожанами. Пожалуй, ничем не лучше их коллеги-психотерапевты, вооруженные мощным этическими и юридическими нормами; в результате ряда исследований оказывается, что ни много ни мало десять процентов психотерапевтов демонстрируют неуместное отыгрывание по отношению к своим клиентам.
Не стоит смеяться над богами нашей природы; они возьмут свое либо вынудив нас признать их, либо отомстив нам, появившись в виде психосоматических расстройств, депрессии или бессознательного отыгрывания. Опять же, вспомним, что божество -это персонификация духовной энергии. Забывать о том, что за образом скрывается эта энергия, - значит вести себя бессознательно. И из-за незаметного порока нашей сущности постепенно разворачивается трагедия.
ОБНОВЛЕННАЯ НЕВИННОСТЬ
Призыв Уильяма Блейка к «обновленной невинности» в лучшем случае представляет собой оксюморон, а в худшем - просто невыполним. Что мог иметь в виду поэт? Как можно вообще вновь оказаться в состоянии безгрешности, быть настолько открытым, чтобы видеть мир в том его лучезарном великолепии, каким его видели первые люди, Адам и Ева241, которые сами являются метафорами, а этимологические корни этих имен соответственно означают земля и одушевленность.
2/11 «И создал Господь человека (в оригинале - «Адам») из праха земного («адама»), и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою земною» (Быт. 2: 7). «И нарек Адам имя жене своей: Ева (в оригинале - «Хавва»), ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3: 20). Древнееврейское «Хавва» (ср. «хай» -жизнь, «хайим» - живой) означает буквально «дающая жизнь». Об имени Адам см. также примеч. 42 на с. 40. - Примеч. ред.

156

Глава 10

Представляя собой «одушевленную материю», мы имеем притупленное отношение к одухотворенному миру. Повторяемость, груз повседневной монотонной деятельности невидимым ливнем обыденности и рутины всей своей тяжестью придавливает нас. Несомненно, нам нужно снова сделать так, чтобы боги стали нам доступны, а этого не будет, если мы по-прежнему будем до хрипоты заниматься агитацией и пропагандой, не прислушиваясь к голосу разума, чтобы заставить рпеита242 снова вернуться в старые оболочки. Запомните, боги не ушли; они лишь покинули старые оболочки, но они живы-здоровы и пребывают где-то в другом месте. Поэтому вся проблема заключается в нашем умении их видеть.
Вспомним и об уже упоминавшемся изречении Христа из гностического Евангелия от Фомы, что Царствие распространяется на всю землю, и при этом мы его не видим. Хорошо известна и фраза поэта-сюрреалиста Поля Элюара243: «Другой мир существует - и вот он».
Проблема в том, чтобы увидеть все снова, точнее заново. Именно поэтому становятся необходимы Фрейд и Юнг, поэтому глубинная психология становится ключевым фактором для формирования постмодернистской чувствительности, и поэтому каждому из нас нужно вернуться к горнилу рождения его души, чтобы найти новые образы, которые посылают нам боги, которые они, конечно же, нам пошлют. Это обязательно случится - точно так же, как сегодня ночью нам обязательно приснятся сны, независимо от намерений Эго.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Воин света»
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Своеобразные с точки зрения западного человека японские понятия, которые побуждают к личностному развитию
  • Сенека. О БЛАЖЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Хей Луиза. Как исцелить свою жизнь.
  • Психоаналитические афоризмы VIII. - Джойс МакДугалл
  • Миф; Myth; Mythos
  • Шарп Ш. Культурные мифы и недостаточная забота в браке
  • Притча «Билет в жизнь»
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Мэри Грир. Женщины Золотой Зари
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Как понравиться при знакомстве: научный подход
  • Авакумов С.В. Мотив инициации в сновидениях и психотерапевтическом процессе
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Рамиль Гарифуллин. В поисках зеркамона. Психология феномена зеркала
  • Почему мы «подсаживаемся» на игры: психология игры
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Дороги нашей жизни»
  • Мамаева Светлана Викторовна. Роль книги в формировании у ребёнка представлений о человеке в истории и культуре
  • Ньютон Майкл. Предназначение души.
  • Илюшина Лилия. Родительское программирование на неудачу
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Иерархия Духа, Души и Тела
  • Признаки того, что человек проживает судьбу своих родственников, реализуя семейный миф
  • Форрест Линн. Три лица жертвы - Треугольник Карпмана
  • Притча «Все пути человека чисты в его глазах...»
  • Патрици Джоудри, Моури Д. Прессмен. Твоя вечная половина.
  • Притча «Жизнь и Любовь»
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Психология успеха
  • К чему снятся трупы?
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Это не ведет к святости»
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «О времени»
  • Притча «Взгляд, который многое изменил»
  • Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП.
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Колташов В. Г. Диалектическая психология.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «Два цветка»
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Притча «Хватит ждать!»
  • Хокинг С. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ
  • Притча «Странствия души»
  • Марина Таргакова. Психология обиды — М. Таргакова



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь