Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164637

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Психологическими свойствами эффективной профессиональной памяти являются:
• осмысленность запоминания;
• рациональность;
• направленная избирательность;
• готовность к запоминанию и воспроизведению;
• постоянная психологическая установка на восприятие и запоминание профессионально значимой информации.
Выявлены и получили экспериментальное подтверждение обобщенные приемы запоминания профессионально значимой информации:
• соотнесение запоминаемого материала с уже известной информацией;
• соотнесение запоминаемого материала между собой;
• выделение смысловых опорных пунктов запоминания;
• смысловая группировка материала;
• использование наглядных представлений;
• составление плана запоминаемого материала;
• выделение основного принципа построения материала;
• установление структурных связей.
Данные приемы способствуют существенному развитию данного профессионально важного качества и связанных с ним профессиональных умений.
Развитию профессионализма способствует умение оптимизировать свой личностный временной ресурс*.
* Сергеев В. А. Оптимизация временного ресурса государственных служащих с учетом их личностно-профессиональных особенностей. — М.: МААН, 1999

В частности, отмечалось, что не менее 50 % руководителей и менеджеров при выполнении своих профессиональных обязанностей используют нерабочее время. Причем это происходит не только вследствие перегрузок, но и из-за недостаточных умений рационально его использовать. Использование своего временного ресурса зависит прежде всего от целеполагания, то есть следующих умений:
• четко ставить цели, определять их значимость;
• выявлять главные системообразующие факторы;
• выстроить очередность выполнения профессиональных задач.
К этому можно добавить зависимость временного ресурса от следующего:
• от познавательных способностей;
• от профессионального опыта;
• от характеристик образной сферы личности, проявляющихся в умении хорошо представлять исходы тех или иных ситуаций, строить точные мысленные сценарии.
Существует несколько основных стратегий использования временного ресурса:
• хронологическая стратегия;
• стратегия позитивного отбора;
• стратегия негативного отбора.
Последние касаются планирования порядка выполнения дел и строятся по критериям срочности, значимости и перспективы.
Между высокой эффективностью использования личного временного ресурса и некоторыми личностно-профессиональными качествами, такими как креативность, гибкость, толерантность, способность переносить большие нагрузки, существуют тесные связи. Тесная связь отмечена между пониманием физиологических закономерностей изменения работоспособности и оптимизацией личностных временных ресурсов. Низкая эффективность деятельности и нерациональное использование временных ресурсов коррелирует с такими качествами личности, как тревожность, неуравновешенность, депрессивность, повышенная чувствительность к чужому мнению. Разработаны специальные акмеологические тренинги, а также система рекомендаций по рациональному использованию своего временного ресурса.
Проблема моральной нормативности поведения и отношений в контексте особенностей развития профессионализма стала объектом специальных акмеологических исследований совсем недавно. На этом мы останавливались в первом разделе при обсуждении концепции развития профессионала. Моральная нормативность обычно представляется как результат действия социально-экономических и исторических условий и факторов, но при этом недооценивается роль субъективных факторов. В акмеологических исследованиях были определены ее личностные корреляты и детерминанты, которые влияют на продуктивное личностно-профессиональное развитие.
В соответствии с концепцией кумулятивно-факторных причин моральная нормативность формируется под влиянием преломления в субъективном пространстве жизненного пути человека, его окружения, условий и обстоятельств развития, но особенно велика ее роль в детские годы. На моральную нормативность влияют также социальные нормы, эмоциональные переживания, рациональное осмысление ситуаций и событий. Связь моральной нормативности и интеллекта неоднозначна: высокой моральной нормативностью обладают настоящие профессионалы с высоким уровнем интеллекта (проявление личностных принципов) и лица с инертностью и ригидностью мыслительных процессов (в силу этих обстоятельств они сильно зависимы от группы и поэтому последовательно придерживаются групповых моральных норм).
Данный тип нормативности выше тогда, когда он является действенным фактором успешной адаптации и социализации. Установлено, что лица с высокими показателями моральной нормативности отличаются «силой личности» (высокие показатели Эго), эмоциональной устойчивости. У таких людей нервная система более инертна, они менее чувствительны, но более опосредованы в своих эмоциональных проявлениях. Также известно, что конфликтность личности негативно сказывается на уровне ее моральной нормативности.
Все это позволяет определить новые пути повышения моральной нормативности, прежде всего за счет психологической коррекции личности. Повышение моральной нормативности в профессиональной деятельности, безусловно, позитивно скажется на ее результативности, характере межличностного взаимодействия и морально-психологическом климате.
Весьма ценными для прикладной акмеологии являются исследования роли волевой регуляции в процессе личностно профессионального развития. Роль волевого фактора, несомненно, очень велика, однако конструктивных работ в этой области акмеологии мало. В исследованиях, посвященных развитию волевой сферы государственных служащих*, было показано, что волю следует рассматривать как интегральную характеристику, влияющую на эффективность самоконтроля и саморегуляции.
* Копченова Т. Н. Развитие волевой сферы кадров государственной службы. - М.. МААН, 2000



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Под редакцией К. М. Гуревчча, Е. М. Борисовой - Психологическая диагностика. Учебное пособие.
  • Елена Еняшина. Мастер-класс по теме: Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении 9 класс



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь