Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165074

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Психологическими свойствами эффективной профессиональной памяти являются:
• осмысленность запоминания;
• рациональность;
• направленная избирательность;
• готовность к запоминанию и воспроизведению;
• постоянная психологическая установка на восприятие и запоминание профессионально значимой информации.
Выявлены и получили экспериментальное подтверждение обобщенные приемы запоминания профессионально значимой информации:
• соотнесение запоминаемого материала с уже известной информацией;
• соотнесение запоминаемого материала между собой;
• выделение смысловых опорных пунктов запоминания;
• смысловая группировка материала;
• использование наглядных представлений;
• составление плана запоминаемого материала;
• выделение основного принципа построения материала;
• установление структурных связей.
Данные приемы способствуют существенному развитию данного профессионально важного качества и связанных с ним профессиональных умений.
Развитию профессионализма способствует умение оптимизировать свой личностный временной ресурс*.
* Сергеев В. А. Оптимизация временного ресурса государственных служащих с учетом их личностно-профессиональных особенностей. — М.: МААН, 1999

В частности, отмечалось, что не менее 50 % руководителей и менеджеров при выполнении своих профессиональных обязанностей используют нерабочее время. Причем это происходит не только вследствие перегрузок, но и из-за недостаточных умений рационально его использовать. Использование своего временного ресурса зависит прежде всего от целеполагания, то есть следующих умений:
• четко ставить цели, определять их значимость;
• выявлять главные системообразующие факторы;
• выстроить очередность выполнения профессиональных задач.
К этому можно добавить зависимость временного ресурса от следующего:
• от познавательных способностей;
• от профессионального опыта;
• от характеристик образной сферы личности, проявляющихся в умении хорошо представлять исходы тех или иных ситуаций, строить точные мысленные сценарии.
Существует несколько основных стратегий использования временного ресурса:
• хронологическая стратегия;
• стратегия позитивного отбора;
• стратегия негативного отбора.
Последние касаются планирования порядка выполнения дел и строятся по критериям срочности, значимости и перспективы.
Между высокой эффективностью использования личного временного ресурса и некоторыми личностно-профессиональными качествами, такими как креативность, гибкость, толерантность, способность переносить большие нагрузки, существуют тесные связи. Тесная связь отмечена между пониманием физиологических закономерностей изменения работоспособности и оптимизацией личностных временных ресурсов. Низкая эффективность деятельности и нерациональное использование временных ресурсов коррелирует с такими качествами личности, как тревожность, неуравновешенность, депрессивность, повышенная чувствительность к чужому мнению. Разработаны специальные акмеологические тренинги, а также система рекомендаций по рациональному использованию своего временного ресурса.
Проблема моральной нормативности поведения и отношений в контексте особенностей развития профессионализма стала объектом специальных акмеологических исследований совсем недавно. На этом мы останавливались в первом разделе при обсуждении концепции развития профессионала. Моральная нормативность обычно представляется как результат действия социально-экономических и исторических условий и факторов, но при этом недооценивается роль субъективных факторов. В акмеологических исследованиях были определены ее личностные корреляты и детерминанты, которые влияют на продуктивное личностно-профессиональное развитие.
В соответствии с концепцией кумулятивно-факторных причин моральная нормативность формируется под влиянием преломления в субъективном пространстве жизненного пути человека, его окружения, условий и обстоятельств развития, но особенно велика ее роль в детские годы. На моральную нормативность влияют также социальные нормы, эмоциональные переживания, рациональное осмысление ситуаций и событий. Связь моральной нормативности и интеллекта неоднозначна: высокой моральной нормативностью обладают настоящие профессионалы с высоким уровнем интеллекта (проявление личностных принципов) и лица с инертностью и ригидностью мыслительных процессов (в силу этих обстоятельств они сильно зависимы от группы и поэтому последовательно придерживаются групповых моральных норм).
Данный тип нормативности выше тогда, когда он является действенным фактором успешной адаптации и социализации. Установлено, что лица с высокими показателями моральной нормативности отличаются «силой личности» (высокие показатели Эго), эмоциональной устойчивости. У таких людей нервная система более инертна, они менее чувствительны, но более опосредованы в своих эмоциональных проявлениях. Также известно, что конфликтность личности негативно сказывается на уровне ее моральной нормативности.
Все это позволяет определить новые пути повышения моральной нормативности, прежде всего за счет психологической коррекции личности. Повышение моральной нормативности в профессиональной деятельности, безусловно, позитивно скажется на ее результативности, характере межличностного взаимодействия и морально-психологическом климате.
Весьма ценными для прикладной акмеологии являются исследования роли волевой регуляции в процессе личностно профессионального развития. Роль волевого фактора, несомненно, очень велика, однако конструктивных работ в этой области акмеологии мало. В исследованиях, посвященных развитию волевой сферы государственных служащих*, было показано, что волю следует рассматривать как интегральную характеристику, влияющую на эффективность самоконтроля и саморегуляции.
* Копченова Т. Н. Развитие волевой сферы кадров государственной службы. - М.. МААН, 2000



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Литинец Елена Александровна. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Р.Е. Мансуров. Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Каверина Ирина Николаевна. ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
  • Редактор. proekt
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Как найти лучшую веб-студию - признаки профессионализма
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Романова Ольга Владимировна. Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ
  • Керимова Эльмира. Реализация ФГОС в практике воспитателя
  • Журбенко Ольга Александровна. Презентация на тему 'Игровые математические технологии в ДОУ'
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Наталья Владимировна Рашкинене. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Андрианова Дарья Владимировна. Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Арушанян Сатеник Грайровна. Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Обмоина Елена Юрьевна. Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Антонова Анна Алексеевна. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе
  • Ширнина С. А.. Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Светлана Капутская. Развитие творчества через приобщение старших дошкольников к художественному труду



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь