|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218140
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Интроекция: + k
Посредством интроекции сфера Я обезвреживает некоторые угрожающие стремления, в частности посредством того, что сфера Я превращает тенденции бытия (р) в интересы обладания (k). Все, чем хотело бы стать диастолическое Я, можно редуцировать до материального присвоения и превращения в интересы обладания. Этим опасность расширения в бытии защищается безопасным интересом к чему-нибудь. Когда, например, человек хочет стать таким же всемогущим, как Господь, он впадает в безумие. А когда притязания на божественность человек интроецирует в свое Я, делая из инфлятивных тенденций божественности научную заинтересованность мифологией, религией, психологией религии, то посредством этого он защищает приводящую к безумию опасность инфляции посредством присвоения стремлений бытия в k-это. Отныне человек уже не захочет быть Богом; ему будет достаточно того, что он проявляет к Богу особый интерес, становясь мифологом или ученым-религиоведом. Многие выборы профессий обусловливаются интроекцией опасных инфлятивных или проективных стремлений бытия. Вместо стремления сыграть в жизни иную роль (например, желания мужчины быть женщиной, а женщины — мужчиной, или же быть убийцей, как Каин, или преступником, подвергнуться преследованию и т. д.) в результате посредничества эгосистолы возникают приемлемые для общества интересы: гинекология, судебная медицина и психиатрия, и т. д. Поэтому мы называем + k -реакцию профессиональным Я. От многих диастолических стремлений, фигурировавших в качестве судьбы бытия, в ходе жизни приходится отказываться, и они редуцируются до черты характера, запечатлеваются в структуре Я или формируют профессиональные качества и способности. Формирование характера посредством интроекции на наш взгляд тоже является проявлением бессознательной установки эгосистолы. Таким образом, эгосистоле посредством интроективной деятельности удается создавать особые интересы, производить адекватный выбор профессии и формировать специфический характер, ограничивая этим пространство бытия, сохраняя единство и здоровье сферы Я. Чаще всего эгосистолическая установка состоит в том, что вместо опасного диастолического заболевания Я (паранойя) помещается относительно более легко переносимый, не столь антисоциальный, систолически-интроективный симптом. Такая метаморфоза симптомов осуществляется эгосистолой посредством того, что из проективного или инфлятивного симптома — в результате присвоения патологических диастолических стремлений — формируется интроективный симптом болезни. К категории интроективного переформирования относятся депрессивные, мазохистичные, фетишистские симптомы. Здесь дается лишь краткое описание симультанно действующих реакций фактора p. Более подробный анализ мы приводим при анализе векторной картины Sch. a) + k в сочетании с 0 p (Sch + 0) является признаком латентного доминирования в сфере Я интроекции. В сфере Я ребенка в первый пубертатный период (5-6 лет) и у подростков — во второй пубертатный период (17-20 лет) из всех элементарных видов деятельности Я чаще всего господствует одинарная функция интроекции. Это та фаза в развитии Я, в которой в него интроецируется знание об окружающем мире, особенно язык и речь; b) реакция + k при +р (Sch + +) означает, что персона желает не только всем быть (+ р), но и все иметь. Это инфантильное, нарцисстическое состояние Я, которое только посредством сублимации в области секса (S - - ) может представлять хотя и проблемную, но все же социализированную картину Я; c) реакция + k при — p (Sch + -) представляет собой аутистично-недисци- плинированное, инфантильное Я, характеризующееся эгоизмом, эгоцентризмом и физиологическим нарциссизмом. У больных эта реакция указывает на нарциссти-ческое заболевание в том смысле, о котором говорил Фрейд, то есть здесь имеются в виду депрессия и аутистичная шизофрения с магическим мышлением, при которой спроецированные (- р) в Я притязания на обладание (+ k) переходят границы разумного; d) реакция + k при ± с (Sch + ±) обычно означает принятие (+ k) своей женственности или заброшенности, покинутости, а иногда это признак кастрационного комплекса (±р); в тяжелых случаях такую эго-картину можно рассматривать как одновременное одобрение проекции и инфляции, то есть одобрение в себе «больного параноика». III. Анализ негативных реакций k -k a) При избыточности: -!k, -!!k, -!!!k эта реакция приобретает значение эгоидной деструкции. С точки зрения психологии можно говорить о том, что Персона, которая в своем естественном притязании на любовь и на принятие в качестве равноправного партнера была отвергнута другим человеком, вначале попытается этого человека, воспринимаемого жестоким и идеализированным, присвоить в свое собственное Я (+ k = фаза интроекции). Последствием интроекции мучителя будет то, что отныне персона будет обвинять и мучать саму себя, причем именно так, как она обвинялась и мучалась ранее любимым объектом (3. Фрейд). Какое-то время Я еще способно терпеть такой мазохизм. Но потом в результате разрушения первичного доверия (Э. X. Эриксон)* возникает состояние отчаяния, в котором персона уничтожает все свои ценности. Разрушения в сфере Я вначале переживаются в полном безмолвии и происходят в виде обесценивания любых ценностей мира. Этот процесс эгоидной деструкции мы называем дезимагинацией или иконокластичной** фазой отрицания. И только после аллоде-струкции (деструкции ценностей внешнего мира) разрушению начинают подвергаться личные ценности персоны, приводя к аутодеструкции вплоть до самоубийства. Чаще всего аллодеструкция в сфере Я сопровождается реакциями + s, + !s, а аутоде-струкция — реакциями — s, — !s. Мы уже говорили о том, что в судьбоанализе садизм не рассматривается в качестве «вклада деструктивного влечения» в Я или Сверх-Я, как это принято в классическом психоанализе, а рассматривается в виде двух различных деструктивных процессов, которые хотя и протекают симультанно и взаимосвязаны друг с другом, тем не менее генетически отделены друг от друга, одна форма садизма принадлежит сексуальному пространству, а другая — пространству Я; одна носит на себе импульсивно-сексуальный оттенок, а другая — эгоидно- *Erikson, Е. З.: Das Problem der Identitдt. Entfaltung der Psychoanalyse. Hg. A. Mitscherlich. Klett, Stuttgart. S. 114 ff. **Klastisch (греч.) — формирование структуры из разрозненных элементов. негативистический. Таким образом, оба этих явления проявляются в деструктивной форме и феноменологически тесно связаны друг с другом, но по своему происхождению это тем не менее два различных процесса. Психодиагностически гипертонусная реакция -! k всегда указывает на опасность для сферы Я. Это, например, негативизм при кататонии, маниакально-депрессивном психозе, мыслях о самоубийстве, бреде с проявлениями эмоциональных взрывов отчаяния или бреде саморазрушения, появляющихся в результате злоупотребления алкоголем или наркотиками. b) Обычные негативные реакции k Истолкование этой реакции зависит от положения р. a) Реакция — k при 0 p (Sch — 0) является психодиагностическим знаком вытеснения. b) Сцепление двух Я-реакций — k + p (Sch — +) указывает на подавление, заторможенность. c) Сплавление — k и—p означает адаптацию. d) Совпадение с реакцией ± (Sch — ±) чаще всего является признаком отчужде- ния от реального мира, такую эго-картину мы часто обнаруживаем у ревнивых людей. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|