|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57333
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Образ идеальной матери может быть усвоен как семейный миф. Отрицание реальной действительности самой матерью, постоянная вербализация желаемого, запрет на выражение реальных чувств и мыслей приводят к тому, что ребенок хорошо усваивает положение вещей и начинает транслировать этот миф. Но при сохранном интеллекте, умении анализировать и сравнивать ребенок испытывает противоречивые чувства. Подобная амбивалентность
164 чувств и мыслей проявляется в нарастающей тревожности, когда дру -гие люди начинают внимательно изучать его семью. Примером может служить поведение семилетней девочки, описывающей свою мать «очень хорошей, доброй, совсем не пьющей». Матери 39 лет. На вид пожилая женщина, с алкогольной зависимостью, на лице синяки, как результат семейных конфликтов с сожителем. Из беседы выяснено, что в прошлом у нее около 10 лет тюремного заключения за участие в драках и разбоях. Говорит об этом, смущаясь, подобная информация открыто не разглашается. Считает себя жертвой обстоятельств. В разговоре постоянно пытается доказать то, что она хорошая мать своей дочери: «Я вырастила ее, многому научила, она самостоятельный, взрослый человек» (речь идет о девочке 7 лет). На протяжении всего разговора девочка испытывала тревогу, прислушивалась к беседе, старалась быть в курсе обсуждаемого. Дети, находящиеся в Центре, в отличие от детей из детских домов, имеют одно важное преимущество. Они знают, что у них есть семья, дом, живут воспоминаниями, часто идеализированными, и надеются, что родители не предадут их. В данной ситуации есть возможность оказать помощь таким семьям. Но только психологическими средствами проблемы не решить. Нужна системная политика государства, реализация социальных программ, создание социально-кризисных центров для женщин с детьми, так как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних защищают ребенка, но не в силах решить проблему семьи, куда этому ребенку рано или поздно придется вернуться. ПЕРЕЖИВАНИЕ РОДИТЕЛЯМИ СИТУАЦИИ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Рождение ребенка с отклонениями в развитии является тяжелым жизненным событием в семье. Трудности, связанные с воспитанием ребенка с отклонениями в развитии, вызывают качественные изменения жизнедеятельности семьи, нарушают адаптацию, 165 как отдельных ее членов, так и группы (семьи) в целом, приводя к семейному кризису (В. В. Ткачева, 2004). В научной литературе не зафиксировано случаев, где семья, имеющая ребенка с нарушениями, обходилась бы без кризиса. Однако исследователи отмечают, что сам процесс переживания кризиса такого характера и совладание с ним у семей различны и определяются особыми семейными и личностными ресурсами. По данным исследований В. В. Ткачевой, функционирование подобной семьи претерпевает ряд качественных изменений, проявляющихся на нескольких уровнях: психологическом, социальном, соматическом. Психологический уровень характеризуется изменениями в эмоционально-волевой и личностной сферах родителей. Социальный уровень проявляется нарушениями супружеских, родительских и экстрасемейных отношений (общение с родственниками, друзьями и другими людьми). Соматический уровень затрагивается в связи с превышением уровня переносимых нагрузок: как результат перенапряжения у родителей могут возникать различные соматические заболевания, астенические и вегетативные расстройства. Такая семья также испытывает воздействие стресса ежедневных трудностей. Возникают особые проблемы и переживания, которые проявляются изо дня в день на разных этапах жизненного цикла, проверяя семью на прочность и устойчивость. Семья и все ее члены находятся перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям и вырабатывать новые формы поведения, приспосабливаясь к данной ситуации или выживая в ней. Не все семьи, имеющие детей-инвалидов, конструктивно совладают с переживаниями. В научной литературе описаны случаи неспособности семьи или родителей приспособиться или совладать с тяжестью действующего стрессора. Итогом несовладания является прямое устранение проблемы — отказ от ребенка или косвенное — эмоциональное отвержение, жестокое обращение с ребенком (Л. М. Ши-пицына, 2005; Е. М. Мастюкова, 2003). Семейные кризисы, вызванные наличием какого-либо заболевания или нарушения в развитии у ребенка, можно рассматривать как стрессоры экстремального уровня, серьезно и неожиданно нарушающие жизнь семьи. Семьи, имеющие детей-инвалидов, являются психологически незащищенными и чувствуют свое отличие от других. В этом случае 166 мы можем говорить, что такая семья —носитель определенной стигмы (от лат. stigma — пятно). Главной причиной, стигматизирующей семью, является особенное, нетипичное, отклоняющееся от нормы развитие ребенка. Изучение системы отношений и переживаний в такого рода семье затруднено, поскольку родители в большинстве случаев закрыты от внешнего вмешательства (М. М. Семаго, 1992). Необходимые условия процесса общения с такой семьей — чувство эмпатии и профессиональное сопереживание. &ля того чтобы понять и представить, что переживают родители, имеющие детей с нарушениями в развитии, и как они совладают с трудностями, в работе с такими семьями использовалось феноменологическое интервью. Интервью состояло из трех блоков вопросов. Вначале использовались вопросы, помогающие родителям составить рассказ о своем ребенке. Сюда относятся представления родителей о ребенке, сведения об общении с ребенком, особенностях и целях воспитания, ценности ребенка в жизни родителей, характеристика себя как родителя и т. д. Вводная часть интервью не содержит психологически острых вопросов, что позволяет снять некоторое волнение родителей, настроить их на процесс общения, расположить к исследовате -лю. Примерные вопросы вводной части: 1) Расскажите, пожалуйста, о себе и вашем ребенке. 2) Ребенок и вы: назовите три важных для вас момента воспитания. Далее предлагались вопросы, позволяющие понять переживания родителей, вызванные рождением ребенка с проблемами в раз -витии, жизнедеятельность семьи в данных условиях и особенности семейных или индивидуальных ресурсов совладения: 1) Попробуйте описать ваши личные переживания на момент возникновения нарушения у ребенка. 2) Что вы делали, как вы вели себя в тот период? 3) Как вы считаете, что помогло или кто помог (и помогает) вам справиться с тяжелыми переживаниями? Завершали интервью вопросы, связанные с наличием, поиском и принятием родителями внешних ресурсов, способствующих семейному и индивидуальному совладанию: 1) Каково ваше отношение к существующей системе помощи ребенку с проблемами в развитии и его семье? Эффективна ли такая помощь? 1б7 2) Существует ли, на ваш взгляд, потребность родителей в психологической поддержке? От кого, чья? В исследовании принимали участие родители, воспитывающие детей дошкольного и младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями (по одному родителю из каждой семьи). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|