Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57333

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Образ идеальной матери может быть усвоен как семейный миф. Отрицание реальной действительности самой матерью, постоянная вербализация желаемого, запрет на выражение реальных чувств и мыслей приводят к тому, что ребенок хорошо усваивает положение вещей и начинает транслировать этот миф. Но при сохранном интеллекте, умении анализировать и сравнивать ребенок испытывает противоречивые чувства. Подобная амбивалентность
164
чувств и мыслей проявляется в нарастающей тревожности, когда дру -гие люди начинают внимательно изучать его семью. Примером может служить поведение семилетней девочки, описывающей свою мать «очень хорошей, доброй, совсем не пьющей». Матери 39 лет. На вид пожилая женщина, с алкогольной зависимостью, на лице синяки, как результат семейных конфликтов с сожителем. Из беседы выяснено, что в прошлом у нее около 10 лет тюремного заключения за участие в драках и разбоях. Говорит об этом, смущаясь, подобная информация открыто не разглашается. Считает себя жертвой обстоятельств. В разговоре постоянно пытается доказать то, что она хорошая мать своей дочери: «Я вырастила ее, многому научила, она самостоятельный, взрослый человек» (речь идет о девочке 7 лет). На протяжении всего разговора девочка испытывала тревогу, прислушивалась к беседе, старалась быть в курсе обсуждаемого.
Дети, находящиеся в Центре, в отличие от детей из детских домов, имеют одно важное преимущество. Они знают, что у них есть семья, дом, живут воспоминаниями, часто идеализированными, и надеются, что родители не предадут их. В данной ситуации есть возможность оказать помощь таким семьям. Но только психологическими средствами проблемы не решить. Нужна системная политика государства, реализация социальных программ, создание социально-кризисных центров для женщин с детьми, так как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних защищают ребенка, но не в силах решить проблему семьи, куда этому ребенку рано или поздно придется вернуться.
ПЕРЕЖИВАНИЕ РОДИТЕЛЯМИ СИТУАЦИИ
РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Рождение ребенка с отклонениями в развитии является тяжелым жизненным событием в семье. Трудности, связанные с воспитанием ребенка с отклонениями в развитии, вызывают качественные изменения жизнедеятельности семьи, нарушают адаптацию,
165
как отдельных ее членов, так и группы (семьи) в целом, приводя к семейному кризису (В. В. Ткачева, 2004).
В научной литературе не зафиксировано случаев, где семья, имеющая ребенка с нарушениями, обходилась бы без кризиса. Однако исследователи отмечают, что сам процесс переживания кризиса такого характера и совладание с ним у семей различны и определяются особыми семейными и личностными ресурсами.
По данным исследований В. В. Ткачевой, функционирование подобной семьи претерпевает ряд качественных изменений, проявляющихся на нескольких уровнях: психологическом, социальном, соматическом. Психологический уровень характеризуется изменениями в эмоционально-волевой и личностной сферах родителей. Социальный уровень проявляется нарушениями супружеских, родительских и экстрасемейных отношений (общение с родственниками, друзьями и другими людьми). Соматический уровень затрагивается в связи с превышением уровня переносимых нагрузок: как результат перенапряжения у родителей могут возникать различные соматические заболевания, астенические и вегетативные расстройства.
Такая семья также испытывает воздействие стресса ежедневных трудностей. Возникают особые проблемы и переживания, которые проявляются изо дня в день на разных этапах жизненного цикла, проверяя семью на прочность и устойчивость. Семья и все ее члены находятся перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям и вырабатывать новые формы поведения, приспосабливаясь к данной ситуации или выживая в ней.
Не все семьи, имеющие детей-инвалидов, конструктивно совладают с переживаниями. В научной литературе описаны случаи неспособности семьи или родителей приспособиться или совладать с тяжестью действующего стрессора. Итогом несовладания является прямое устранение проблемы — отказ от ребенка или косвенное — эмоциональное отвержение, жестокое обращение с ребенком (Л. М. Ши-пицына, 2005; Е. М. Мастюкова, 2003).
Семейные кризисы, вызванные наличием какого-либо заболевания или нарушения в развитии у ребенка, можно рассматривать как стрессоры экстремального уровня, серьезно и неожиданно нарушающие жизнь семьи.
Семьи, имеющие детей-инвалидов, являются психологически незащищенными и чувствуют свое отличие от других. В этом случае
166
мы можем говорить, что такая семья —носитель определенной стигмы (от лат. stigma — пятно). Главной причиной, стигматизирующей семью, является особенное, нетипичное, отклоняющееся от нормы развитие ребенка.
Изучение системы отношений и переживаний в такого рода семье затруднено, поскольку родители в большинстве случаев закрыты от внешнего вмешательства (М. М. Семаго, 1992). Необходимые условия процесса общения с такой семьей — чувство эмпатии и профессиональное сопереживание.
&ля того чтобы понять и представить, что переживают родители, имеющие детей с нарушениями в развитии, и как они совладают с трудностями, в работе с такими семьями использовалось феноменологическое интервью.
Интервью состояло из трех блоков вопросов. Вначале использовались вопросы, помогающие родителям составить рассказ о своем ребенке. Сюда относятся представления родителей о ребенке, сведения об общении с ребенком, особенностях и целях воспитания, ценности ребенка в жизни родителей, характеристика себя как родителя и т. д. Вводная часть интервью не содержит психологически острых вопросов, что позволяет снять некоторое волнение родителей, настроить их на процесс общения, расположить к исследовате -лю. Примерные вопросы вводной части:
1) Расскажите, пожалуйста, о себе и вашем ребенке.
2) Ребенок и вы: назовите три важных для вас момента воспитания.
Далее предлагались вопросы, позволяющие понять переживания родителей, вызванные рождением ребенка с проблемами в раз -витии, жизнедеятельность семьи в данных условиях и особенности семейных или индивидуальных ресурсов совладения:
1) Попробуйте описать ваши личные переживания на момент возникновения нарушения у ребенка.
2) Что вы делали, как вы вели себя в тот период?
3) Как вы считаете, что помогло или кто помог (и помогает) вам справиться с тяжелыми переживаниями?
Завершали интервью вопросы, связанные с наличием, поиском и принятием родителями внешних ресурсов, способствующих семейному и индивидуальному совладанию:
1) Каково ваше отношение к существующей системе помощи ребенку с проблемами в развитии и его семье? Эффективна ли такая помощь?
1б7
2) Существует ли, на ваш взгляд, потребность родителей в психологической поддержке? От кого, чья?
В исследовании принимали участие родители, воспитывающие детей дошкольного и младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями (по одному родителю из каждой семьи).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Шатова Марина. Дидактическая игра 'Герб моей семьи'
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Денисова Галина Петровна. Проект «Наша дружная семья»
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Юлия Костюк. Роль семьи в период предшкольной подготовки
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Иксанова Антонина Алексеевна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе: «Моя семья. Древо моей семьи».
  • Малахова Надежда Викторовна. Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе 'В гостях у истории'
  • Краснокутская С. П., Суркова Т.А., Сенченко И.В.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ
  • Кириллова Елена Михайловна. Конспект НОД по теме: «Моя семья».
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Чванова Маргарита Викторовна. Занятие по познавательному развитию «Моя семья» в подготовительной группе
  • Висина Татьяна Сергеевна. Конспект Беседы «Ромашка символ семьи, любви и верности»
  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Руденко Ирина Викторовна. «Взаимодействие ДОУ и семьи, как фактор качества дошкольного образования»
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Анастасия Зубаирова. Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка
  • Белова Татьяна Викторовна. Конспект развлечения «День семьи, любви и верности» в старшей и подготовительной группе
  • Гусарова О.И. Применение принципов краткосрочного психологического консультирования в смешанном консультировании по вопросам семьи и брака
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Превентивная социально-педагогическая работа с семьей в условиях трудной жизненной ситуации
  • Любовь Викторовна Дрогайцева. Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Моя семья»
  • Наталья Викторовна Лыкова. Акция 'Семейное гнездышко' (праздник День Семьи)
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Наделяева Галина. Конспект ООД: «Семья и семейные ценности»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Владимирова Ольга Леонидовна. План-конспект непосредственно — образовательной деятельности в первой младшей группе. Тема НОД: «Моя семья»
  • Дорохова Анна Владимировна, Ляхова Наталья Сергеевна. «Генеалогическое древо — Моя Семья»
  • С.В. Уманский. Современные подходы к психологическому консультированию и психотерапии семьи
  • Щербина Татьяна Владимировна. НОД «МОЯ СЕМЬЯ»
  • Гарифуллина Миляуша Магдануровна и Кувшинова Альбина Альфредовна. Конспект НОД по развитию речи в средней группе №12 Тема: «Мамочка любимая моя» (посвящено Дню Матери)
  • Якубо Наталья Борисовна. Конспект досуга в подготовительной группе на тему: «Мир увлечений семьи»
  • Борисова Алла Витальевна. ПРОЕКТ «Семьей дорожить-счастливым быть»
  • Антосик Ирина Владимировна. ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОО



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь