Смит Ноэль. Современные системы психологии.

Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47215

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Соседские дети. На неформальном уровне неподготовленные люди, понимающие, что положительное отношение к окружающим лучше отрицательного, успешно используют оперантное обусловливание. В пригороде Лос-Анджелеса, Уоттсе (Watts), многие жители которого живут на пособие, Стэн Майлс (Stan Myles) основал в 1965 году местный клуб хороших парней (Neighborhood Good Guys Club). Вместо того чтобы отчитывать соседских детей за то, что они бьют бутылки на заднем дворе его автомобильной мастерской, он начал угощать их кока-колой и обещал, что каждый из них может заработать десять центов, если уберет битые бутылки. Он начал раздавать мелочь и подарки детям за опрятный внешний вид, хорошие отметки, послушание матерям, отказ от участия в драках и другие формы социально желательного поведения. Помимо того, что его новации способствовали улучшению поведения детей, его мастерская перестала подвергаться актам вандализма, а также резко сократилось число краж из его склада.
Время, проводимое у телевизора, и снижение веса. Рэклин (Rachlin, 1980) приводит пошаговые рекомендации, благодаря которым ему удалось помочь одному человеку как сократить время, проводимое у телевизора, так и снизить свой вес. В обоих случаях использовались следующие одиннадцать шагов:
(1) определить исходный уровень и обратную связь;
(2) разорвать порочный круг (изменить ряд действий, обеспечивающих подкрепление нежелатель-
179
ных тенденций, в данном случае — сидения у телевизора и переедания);
(3) обеспечить контроль стимулов;
(4) увеличить альтернативные вознаграждения;
(5) поставить цели;
(6) отобрать сигналы (ввести сигналы, обозначающие подкрепление, получение которого в противном случае не было бы очевидным; например, фиксировать снижение потребляемых калорий, даже если снижение веса не последует немедленно);
(7) снизить уровень обратной связи (начать опираться на вновь сформированные привычки, а не на искусственную ситуацию);
(8) встретить рецидив (подготовить к практически неминуемому регрессу);
(9) возобновить обратную связь (помочь в преодолении рецидива);
(10) разработать окончательный вариант режима;
(11) заручиться согласием (часто в неявной форме) индивида придерживаться взятых на себя обязательств.
Применение этой процедуры привело к снижению времени просмотра телевизора до приемлемого и значительному прогрессу в контроле веса.
Обучение чтению, письму и счету. При Академии Монингсайд (Morningside Academy) в Сиэтле, штат Вашингтон, действует программа анализа поведения по обучению детей и взрослых навыкам чтения, письма и счета. Темпы развития детей таковы, что они проходят двухгодичную программу обучения за год, а взрослые — за месяц. Программа предусматривает дополнительную форму подкрепления, позволяющую участникам фиксировать в графической форме характер своих реакций и отслеживать свой прогресс. На основе данной программы разрабатываются методы обучения таким важным навыкам, как решение задач, аналитическое и креативное мышление Oohnson & Layng, 1992).
Заключение поведенческих контрактов. Анализ поведения позволяет клиентам самим выбирать средства для изменения своего окружения и контролировать свою жизнь, освобождая их от аверсивного контроля, путем установления «поведенческих контрактных отношений» (Homme & Csany, 1967; Kirschenbaum & Flanery, 1983). При этом вместо навязывания терапевтом клиенту условий подкрепления, часто даже не ставя в известность об этом самого клиента, практикующий данную систему терапевт и клиент в процессе обсуждения достигают согласия в отношении того, к каким последствиям будут приводить те или иные формы поведения. Например, родитель и ребенок могут заключить соглашение (контракт), что если каждый день ребенок будет убирать постель и содержать в порядке свою одежду, ему будет разрешено делать нечто из того, что он хочет. Поскольку контракт — это вербальное соглашение,
включающее правила, определяющие, к каким последствиям ведут определенные формы поведения, он является «определяющим правила» («rule-governing»). Такой открытый и договорной подход к определению условий подкрепления является более этичным, чем негласное их изменение; он может положить начало направлению, ориентированному в большей степени на определяемые правилами и в меньшей степени на формируемые условиями подкрепления (contingency-shaped) формы поведения в терапии (Blackman, 1985).
Оценка профессиональной деятельности. В сфере бизнеса использование анализа поведения при оценке профессиональной деятельности позволило превратить эту процедуру из вызывающего страх события в конструктивное и психологически комфортное (Leduc, 1981). Благодаря обучению супервизоров быть конкретными с сотрудниками в отношении того, какие формы поведения от них ожидаются (избегая таких изысков, как «серьезное отношение» и «положительный настрой»), проведению оценки на непрерывной основе (а не раз в месяц или в квартал) и применению разнообразных форм поощрения соответствующего требованиям поведения, и сотрудники и супервизоры приходят к взаимному пониманию и поддержке, стремясь достичь и превзойти те цели, которые они совместно поставили. Заочные курсы для надзирателей исправительных учреждений (correctional supervisors) также используют эти принципы (Leduc, 1991).
Дрессировка животных. В рамках анализа поведения были разработаны эффективные методики дрессировки животных. С помощью приемов, получивших названия «формирование» («shaping») и «последовательное приближение» («successive approximation»), животных удается в короткие сроки обучить выполнению сложных действий. Формирование состоит в обеспечении подкреплений в тех случаях, когда поведение животного хотя бы отчасти лежит в направлении или совпадает по своей природе с желательными (целевыми) формами поведения. Выдача следующего подкрепления требует уже большего приближения к цели, и т. д. Например, если мы хотим, чтобы голубь летал по кругу, подкрепление дается в тех случаях, когда он делает плавные повороты. Следующее подкрепление дается, если угол поворота несколько увеличивается, а затем — еще более увеличивается. Опытный дрессировщик может добиться того, чтобы голубь сделал полный круг, лишь с помощью нескольких подкреплений. Одним из наиболее впечатляющих достижений Скиннера было обучение голубей играть в пинг-понг на специально спроектированном столе. Оперантная дрессировка животных использовалась в цирковом искусстве, в рекламе, при обучении обезьян помогать паралитикам, обучении голубей управлять ракетами (см. с. 178), обучении со-« бак обнаруживать взрывчатые вещества и обучении морских животных спасать тонущих купальщиков и участвовать в представлениях.
180
Работа с животными также позволила обнаружить, что подкрепляемые реакции могут препятствовать оперантному обучению в тех случаях, когда они не совпадают с естественными способами, с помощью которых соответствующие виды животных добывают пищу. Например, при обучении поросят выполнять сложные задания, если оказывать на них слишком большое давление, они снова начинают пытаться получить пищу путем выкапывания, а еноты в аналогичной ситуации пытаются тереть или «мыть» жетоны, вместо того чтобы класть их в контейнер, что приводит к получению ими пищи (Breland & Breland, 1961).
Другие области применения. Другие области применения включают психотерапию (см. далее), обучение лиц с задержками психического развития, программы армейской подготовки, в которых положительное подкрепление заместило общераспространенное жестокое обращение в военных лагерях, разработку программ для трудных подростков, применение управления поведением в школе или на рабочих местах, изучение поведенческих последствий приема лекарств (психофармакология), лечение от заикания и тика, повышение посещаемости в школе, обучение страдающих шизофренией навыкам самообслуживания, введения «жетонной экономики» в тюрьмах и приютах для несовершеннолетних (систем, предполагающих зарабатывание жетонов или очков за желательные формы поведения), обучение страдающих от наркотической зависимости контролю за употреблением алкоголя и наркотиков и бесчисленное множество других. Публикацию прикладных методик осуществлял «Журнал анализа поведения» (Journal of Behavior Analysis) до 1968 года, когда специально для этих целей был основан «Журнал прикладного анализа поведения» (Journal of Applied Behavior Analysis). С тех пор появились и другие, еще более специализированные журналы, посвященные прикладным вопросам (такие, как «Журнал управления организационным поведением», Journal of Organizational Behavior Management, рассматривающий применение анализа поведения в коммерческих, промышленных и других организациях). Тридцатый выпуск издания, озаглавленный «Достижения модификации поведения», вышел в 1996 году (Progress in Behavior Modification) (Hersen, Eisler, & Miller, 1996).
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
«Оставьте розги, используйте модификацию поведения» («Spare the rod, use behavior mod») — гласит лозунг, вынесенный в заглавие одного из выпусков журнала «Психология сегодня» (Psychology today). Этот лозунг точно отражает особенности, изначально заложенные в методе модификации поведения, — из-
бежание наказаний и использование положительных подкреплений. К сожалению, впоследствии этот термин начал использоваться другими авторами по отношению к таким методам воздействия, как электрошок, психохирургия, одиночное заключение, применение медицинских препаратов для аверсивного обусловливания и прочие, основанные на принуждении и наказании методы контроля, против которых активно выступал Скиннер (Skinner, 1974b). Тем не менее Скин-нер предпочел не отказываться от этого термина, используя его по-своему, хотя другие представители анализа поведения перестали употреблять его. Следует отметить, что Скиннер не был однозначно против аверсивной стимуляции. Он признает, что она может быть необходимой, например, в форме лекарств или ограничений для детей, страдающих аутизмом, которые в противном случае могли бы нанести себе увечья, а также в медицине и стоматологии, где улучшение здоровья достигается с помощью болезненных методов лечения (Griffin et al. / Skinner, 1988).
Подобно тому как многие специалисты по анализу поведения отвергают термин «модификация поведения», близкие последователи Скиннера обычно отвергают термины «психотерапия» и «поведенческая терапия». «Психотерапия» означает с их точки зрения терапию психе, что делает данный метод для них неприемлемым. Термин «поведенческая терапия» впервые был использован теми психологами, которые выводили свои бихевиористские концепции из методологического бихевиоризма, со свойственным ему теоретико-дедуктивным подходом, предполагающим промежуточные («когнитивные») переменные для объяснения поведения (см. с. 177); более того, специалисты по поведенческой терапии перенесли основной акцент своих теорий на промежуточные переменные. Это привело к тому, что многие представители анализа поведения стали отказываться и от данного термина, несмотря на то, что Скиннер продолжал использовать его. По-видимому, не существует общепринятого термина для обозначения типа терапии, предлагаемой прикладным анализом поведения. Поскольку термин «поведенческая терапия» широко употребляется и достаточно точно характеризует процедуры анализа поведения, он используется и в данной книге.
На ранних этапах развития поведенческой терапии критики этого метода, в особенности представители психоанализа, упрекали его в том, что он борется лишь с симптомами, а не с глубинными причинами. Далее, они утверждали, что в этом случае симптомы будут вновь проявляться в других формах. Впоследствии удалось показать, что оба этих критических замечания не имеют под собой реальных оснований, и сегодня процедуры подкрепления часто направлены непосредственно на устранение симптомов, иногда — в сочетании с другими процедурами, а иногда полностью самостоятельно. «Огромный вклад поведенческой терапии был изначально связан не только с совершенствованием клинической прак-
181
тики... но, в еще большей степени, с подчеркиванием роли строгой теории, экспериментального доказательства и клинической проверки» (Eysenck, 1970, р. 14). В ряде случаев «методы лечения были настолько детально разработанными, строго описанными и стандартизированными и были настолько приспособлены к использованию наиболее легкодоступных индивидуальных и средовых переменных, что даже неподготовленные люди могли легко использовать их без необходимости в профессиональной помощи» (Arzin, 1979, р. 7). Данное утверждение, однако, нуждается в оговорках. Использование методик поведенческой терапии неподготовленным персоналом в действительности может нанести вред. Например, при внезапном прекращении подкрепления с целью угашения самотравмирующих форм поведения пациентов может иметь место «прорыв угашения» («extintion burst»). Неосведомленный о такой возможности сотрудник увидев, что произошла внезапная активизация самотравмирующего поведения, иногда — в измененной форме, откажется от прекращения подкреплений, тем самым способствуя подкреплению самотравмирующего поведения в еще более тяжелой форме.
В Международном Руководстве по модификации поведения и поведенческой терапии (International Handbook of Behavior Modification and Therapy, Bellack, Hersen & Kazdin, 1992) содержатся главы, посвященные лечению тревоги, страхов, депрессии, шизофрении, нарушений здоровья у взрослых, злоупотребления алкоголем и наркотиками, тучности, курения, преступности и отклоняющегося поведения, сексуальных отклонений, межличностных дисфункций, обсессивно-компульсивных расстройств, семейных проблем, вредных привычек, задержек, аутизма, проблем поведения детей в семье, анализу поведения в школьном преподавании, лечению астматических проявлений, конвульсивных расстройств и ожирения у детей. В других книгах и специализированных журналах можно найти процедуры, направленные на лечение практически любых поведенческих проблем. Большинство из них требуют тщательной адаптации к конкретным лицам и ситуациям и строгого мониторинга. В ряду многих поведенческих проблем, высокая эффективность лечения которых методами поведенческой терапии подтверждается объективными данными, можно назвать депрессию (McLean & Hakstian, 1979), обсессивное и компульсивное поведение (Rachman & Hodgson, 1980).
Прикладные поведенческие методики включают такие различные процедуры, как фладинг, контробусловливание, формирование поведения (shaping) систематическая десенсибилизация, моделирование, и другие. (Далеко не все специалисты по анализу поведения используют полный набор перечисленных здесь методик и даже могут быть не согласны с тем, что они имеют отношение к анализу поведения.) Фладинг (методика наводнения) буквально затопля-
ет (floods) клиента его тревогами до тех пор, пока через несколько сеансов они не угаснут. Контробусловливание предполагает подкрепление поведения, несовместимого с нежелательным поведением. Десенсибилизация часто сочетается с глубокой релаксацией. В случае фобии клиент и терапевт конструируют иерархию: от того, что вызывает наибольший страх, до того, что вызывает наименьший. Во время релаксации клиент представляет себе то, что вызывает наименьший страх, и если он ощущает тревогу, снова расслабляется. Постепенно двигаясь в своем воображении вверх по иерархии, используя процедуру релаксации, клиент в конце концов может без ощущения страха представить себе то, что вызывало наибольший страх в прошлом. Эта новая реакция легко распространяется на реальный вызывающий страх объект или ситуацию и используется также в реальной обстановке, а не только в воображении клиента. Моделирование часто используется при работе с детьми. Терапевт выступает в качестве ролевой модели, своего рода сигнального (дифференцировочно-го) стимула. Действия или слова терапевта служат для демонстрации ребенку того, что его собственное поведение, аналогичное поведению терапевта, будет иметь специфические последствия, а поведение, отличающееся от поведения терапевта, приведет к иным последствиям. Когда ребенок перенимает поведение терапевта, он получает подкрепление, приближаясь к цели терапии.
Несмотря на сопротивление использованию термина «модификация поведения» в отрицательном смысле, был разработан ряд методов терапии отвращением (не все специалисты по поведенческой терапии находят их приемлемыми), имевших значительный успех, иногда используемых в сочетании с другими процедурами. Проблемы, для работы с которыми применяются эти методы, включают самостоятельно вызываемую рвоту (self-induced vomiting), припадки (seizures), энурез, приступы чихания, функциональный или «истерический» паралич, писчий спазм, заикание и самотравмирующее поведение, при котором пациент может биться головой о различные предметы или кусать себя (Sandier & Steele, 1991). Удары электрического тока являются наиболее распространенным аверсивным стимулом; другие включают лимонный сок, аммиак, холодную воду, а в случае энуреза применяется формирование условного рефлекса на звук колокольчика по Павлову.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Инстинкт-теорияи объект-теория; instinct theory and object theory
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Сепарция, мать – ребенок; separation, mother – child
  • Закономерности психических систем
  • Теория научения; learning theory
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Образ; Image; Bild
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Символ; Symbol
  • Объект; object
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Норма, нормальный и ненормальный, анормальный; norm, normal, and abnormal
  • Андрей Колесник. Невербальное поведение как составляющая имиджа В. Януковича
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Солсо Роберт. Когнитивная психология
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Влияет ли тестостерон на эмпатию?
  • Либидо; Libido
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Типология; Typology; Typologie
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Действие специфическое; specific action
  • Шафрански Р. Теория информационного оружия
  • Самость; Self; Selbst
  • Уилфред Бион. "Опыт в группах". Часть 1 (1961)
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Объективный и субъективный; objective and subjective



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь