Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 158669

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Неравновесие на описанных уровнях отношений можно анализировать с различных позиций. Во-первых, можно проанализировать соотношение факторов риска (индивидуальной уязвимости или «восприимчивости к стрессу» и внешних стрессоров) с внутренними и внешними ресурсами, рассматриваемое в различных моделях условий возникновения соматических и психических нарушений и заболеваний. В этой связи с точки зрения организации в качестве компонентов уязвимости необходимо назвать определенные формы поведения, вредные для здоровья (например, курение, злоупотребление алкоголем, недостаток движений), и соматические изменения (например, процессы старения, высокое артериальное давление и т. п.). Для этого были разработаны специальные программы клинической интервенции и интервенции, связанной с психологией здоровья, на предприятиях (см. Manuso, 1986; Liepmann, 1990). Теоретическую основу практического содействия здоровью на рабочем месте составляет, прежде всего, исследование стресса, базирующееся на науках о труде (см., например, Greif, Bamberg & Semmer, 1991; Luczak & Volpert, 1997).
Идеальными были бы программы интервенции, которые вели бы к формированию у сотрудников ресурсов для самостоятельного преодоления дисбалансов системы путем самоорганизации. Вслед за Рихтером (Richter, 1996) в качестве ресурсов мы различаем организационные (например, участие в организации рабочего места, безопасного для здоровья), социальные (например, формирование поддержки со стороны коллег, спутников жизни) и индивидуальные источники помощи (например, содействие активному «здоровому» поведению). Правда, последние исследования все-таки показывают, что сами эти источники помощи могут стать перегрузками, например, социальная поддержка партнера может при стрессах на работе или других стрессах резко измениться и вызвать конфликты или негативный «эффект избытка» («Spillover-effekt») с новыми паттернами требований (Jonas & Fletcher, 1994). Это, в свою очередь, обостряет необходимость интервенционных подходов, в равной степени учитывающих работу, семью или партнерские отношения и свободное время, а также их взаимосвязи (см. Wiedl & Wiedl, 1995).
В соответствии с трансактной моделью стресса по Лазарусу (Lazarus, 1996) системные дисбалансы в организациях можно также рассматривать как результат взаимовлияния и изменения индивидов и их окружения. Индивид испытывает влияние со стороны окружающей среды (например, шума), производственных задач, правил, со стороны организации и ее сотрудников, а также другого социального окружения и объектов; но, с другой стороны, одновременно и его действия оказывают влияние на эти и другие условия. Поэтому состояние баланса или дисбаланса является всегда таким, каким оно обнаруживается в конкретных поступках участвующих лиц. При этом процессы субъективного восприятия и субъективной оценки этих условий и возможностей лиц (внутренние ресурсы, свойственная личности уязвимость или «восприимчивость к перегрузкам») играют основную, управляющую процессом интеракции роль. Значение этой субъективной, особо важной для клинико-психологического рассмотрения стороны отношений «индивид — внешний мир» детально рассматривается в модели «соответствия индивида и внешней среды» Френча («Person-Environment-Fit»; PE-Fit; French, 1978).
Согласно этой модели важными являются не только «объективно» определяемые «несоответствия» («Misfits») между индивидами и внешней средой. Большое значение имеют также субъективное восприятие или существующие различные степени адекватности (Veridikalität) или надежности восприятия и оценки 1) способностей, навыков и потребностей индивида, с одной стороны, и 2) требований, возможностей и ресурсов окружающей среды — с другой. Если при наличии объективных «несоответствий» между индивидом и окружающей средой показаны скорее традиционные индивидуальные подходы интервенции (повышение квалификации, решение о перемене места работы) или другая организация рабочего места, изменение организации и развитие инфраструктуры, то при «несоответствиях», восходящих к низкой степени адекватности восприятия самого себя и окружающей среды, необходимы другие методы интервенции. Например, такие как консультирование по расширению опыта и техники разговорной психотерапии, техники наблюдения и регистрации поведения. Примерами могут послужить методы самонаблюдения, которые можно использовать для самопознания и оценки следствий собственных поступков (см. Perrez & Gebert, 1995). Специально для производственной сферы были разработаны «наставнические» модели (Coaching-Modelle), предметом которых является проверка и контроль тенденций восприятия и оценки (например, Hauser, 1993; см. также по этому поводу Rauen, 1996). Коррекция иррациональных профессиональных мифов, проявляющихся прежде всего в рамках проблематики «синдрома эмоционального сгорания» как опосредующие величины для процессов восприятия и оценки, осуществляется с помощью программ когнитивной и поведенческой терапии на предприятии (см. Burisch, 1989).
Для содержательного разграничения других дисбалансов, в конце концов, можно воспользоваться различением, производимым на основе анализа рабочего места в соответствии с теорией управления действий (Richter, 1996). Земмер (Semmer, 1984) различает три основных вида «проблем управления» при трудовой деятельности: 1) проблемы затрат на управление, 2) проблемы ненадежности управления и 3) проблемы неясности цели.
Проблемы затрат на управление возникают по причине недостаточности времени, отводимого на решение задачи, при имеющейся профессиональной компетентности, из-за перегрузок со стороны внешней среды, особенно из-за шума, и перерывов в работе (например, простой машины). Ненадежность управления возникает в том случае, если известны цели работы, но ненадежны или неизвестны, а также слишком многочисленны и сложны средства и пути их достижения или если трудовая деятельность связана с нечеткими или противоречивыми ролевыми ожиданиями. Исследования показывают, что эти проблемы приводят к психологическим (например, высокие требования к вниманию) и физиологическим (чрезмерно высокой или продолжительной активизации) затруднениям и сопровождаются, помимо этого, психосоматическими нарушениями. Таким образом, необходимость коррекционной и — еще лучше — профилактической интервенции очевидна.
Конкретные точки приложения интервенции выявляются при тщательном исследовании отношений между этими проблемами управления и ресурсами. Интервенция может быть нацелена на различные, выражающиеся отчасти через субъективные параметры формы «несоответствия» в отношениях окружающей производственной среды и индивида и проблемы управления. Эта интервенция становится системной в такой степени, в какой релевантны для системы нарушения и насколько она организована как программа, включающаяся в систему предприятия в качестве подсистемы. Общие указания о возможных методах интервенции на предприятии приведены в табл. 43.2.1.

Таблица 43.2.1. Точки приложения и примеры интервенции на предприятии
Точки приложения Примеры интервенции
Проблемы управления - Организация трудовой деятельности на производстве (Gestaltung von Arbeitstätigkeiten in der Produktion; Ulich, 1994)
- Анализ нарушенного управления в условиях работы в офисе (Analyse von Regulationsbehinderungen in der Büroarbeit; Leitner et al., 1993)
Соотношение факторов риска и ресурсов - Программы «Stay-Well»; Manuso, 1984
- Специфические способы содействия здоровью на производстве (Spezifische Gesundheitsförderung im Betrieb; Murza & Laaser, 1994)
- Уменьшение времени простоев и «эмоционального сгорания» за счет повышения автономности и партиципации (Reduzierung von Fehlzeiten und Burnout durch Erhöhung von Autonomie und Partizipation; Burisch, 1989, S. 131)
Объективные и субъективные аспекты соответствия личности и внешней среды - Формирование реалистичного «образа Я» с помощью «наставнических» подходов (Entwicklung eines realistischen Selbstbildes durch Coaching-Ansätze; Huck, 1995)
- Проведение семинарских занятий на базе рационально-эмотивного подхода (Seminarkonzepte auf der Grundlage des rational-emotiven Ansatzes; Schelp et al., 1990)



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Семейные проблемы — причины их возникновения
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 2-е
  • Р. Ньютон. Как решить проблему быстро и эффективно. Решение проблем
  • К чему снится черепаха
  • Бардиян Д. В. Видеосамоучитель. 500 типичных проблем и их решений при работе на ПК
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Общие, базовые механизмы, препятствующие личностному росту и формирующие психологические проблемы
  • Притча «Домой»
  • Величко Н. Краткосрочная работа с проблемами коммуникации у пациентки с хроническими соматическими заболеваниями
  • Бэйдер Э. Ступени на пути к близости: позитивный взгляд на проблемы в отношениях пары
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Притча «Решение проблем»
  • И. В. Курбатова, И. В. Воробьева,. Технология проблемного обучения дошкольников
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Аналитическая психология К. Г. Юнга
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Соловьев Вл. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Погодин И.А. Психологический анализ целей психотерапевтической практики
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Соловьев. Философские начала цельного знания.
  • Хакимова Флюра. Советы родителям 'Скоро в школу'
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Дескриптивное
  • К чему снятся осы
  • М. Уайт. Нарративная терапия. Карты нарративной практики
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Томэ X., Кэхеле X. - Современный психоанализ. Т. 1. Теория
  • Золотые правила постановки и достижения целей
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Ягнюк К.В. Как мы становимся другими или необходимые шаги в процессе изменения своего поведения
  • Саляева Оксана Юрьевна. Презентация 'Метод проектов в ДОУ'
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • К чему снится умерший отец
  • Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
  • Как правильно читать заговоры для ритуалов белой магии?
  • Аллахвердов В.М. - Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания
  • К чему снится начальник
  • Наталья Москалева. Откуда берутся проблемы
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь