Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 158679

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Майнер (Miner, 1992) систематизировал релевантные для диагностики нарушения организаций и выделил при этом три уровня: 1) индивид на рабочем месте, 2) группа и 3) организация и контекст (см. табл. 43.1.1). «Нарушения», согласно модели Майнера, восходят к снижению эффективности и недостатку определенных форм поведения при выполнении задач и при соблюдении правил, принятых в организации, а также к отклонениям ролевого поведения. Практическое значение для организации эти нарушения получают прежде всего из-за частоты их возникновения и из-за ожидаемых краткосрочных или долгосрочных производственных или общественных затрат. Если на каком-либо предприятии или в одном из его отделов, например, стали появляться проблемы с алкоголем и, как следствие, проблемы с эффективностью, конфликты и простои в работе, то обычно растет готовность руководства финансировать самостоятельно или совместно с больничными кассами проведение анализа и необходимых мероприятий для снижения этих проблем.

Таблица 43.1.1. Классификация релевантных для диагностики нарушений (по Miner, 1992)
1) Уровень индивида на рабочем месте:
1.1) Способности, знания и умения:
Недостаточное соответствие требованиям в конкретных областях (например, интеллектуальные способности, социальные навыки и умения, профессиональные умения и опыт).
1.2) Индивидуальная мотивация:
Фрустрация важнейших мотивов (например, избегание неудач, успехи, социальные контакты), конфликты между мотивами и правилами, слишком низкие стандарты эффективности, общая низкая мотивация достижения.
1.3) Опасность и риск несчастного случая:
Несчастные случаи и опасность получения травмы (например, из-за технических неполадок, использования вредных веществ, недооценки опасности и поведения, связанного с риском).
1.4) Стресс, эмоции, нарушения самочувствия и личности:
Стрессоры на работе (сложные задачи и правила, недостаток времени, постоянно возникающие мелкие неприятности, сменная работа, такие средовые перегрузки, как шум, сбои в работе и т. п.), плохое самочувствие, частые вспышки гнева, страхи (например, из-за сложных ситуаций, чреватых ошибками и поисками виновных, изменения задач и правил, растущего темпа изменений, угрозы оказаться безработным), психосоматические нарушения (расстройства сна, головные боли, нарушения сердечно-сосудистой системы и т. п.), зависимость от алкоголя или наркотиков, синдром «эмоционального сгорания» (чувство, что работа испепелила или опустошила), трудоголизм, подверженный стрессам тип личности (поведенческий «тип A», Friedman, 1969; типы, подверженные стрессу по Бренгельманну — Brengelmann, 1988, А: тип повышенной возбудимости (Übererregungstyp), В: тип, нацеленный на успех (Erfolgstyp), С: тип, подверженный стрессу (Streßtyp), D: тип пониженной возбудимости (Untererregungstyp)), нарушения личности, психозы.
1.5) Соматические признаки и нарушения:
Дисфункциональные соматические признаки (например, избыточный вес при работе в тесном помещении), недостаточные сенсорные или моторные умения, нарушения (необходимо наличие определенных физических показателей для выполнения определенной работы при невозможности компенсировать их чем-то другим), отсутствие на работе из-за частых болезней.
1.6) Увольнение или безработица:
Психические или соматические последствия, профессиональное или социальное падение, бедность.
2) Уровень группы:
2.1) Рабочие группы:
Негативное влияние групповой сплоченности (например, низкие нормы производительности в рабочей группе, санкции против лиц, отклоняющихся от нормы), применение силы на рабочем месте, сексуальные домогательства, моббинг (враждебное поведение группы по отношению к отдельным лицам), неэффективное руководство, неадекватное поведение руководства (например, нечеткое формулирование задач и правил, управление посредством запугивания).
2.2) Работа, досуг и семья:
Перенесение стресса на работе на свободное время и семью (например, человека начинают раздражать члены семьи), снижение эффективности или нарушения поведения из-за семейного кризиса или развода, приоритет непрофессиональных интересов.
3) Уровень организации и контекста:
3.1) Организация:
Недостаточные организационные мероприятия (дезорганизованность, плохое управление и т. п.), неверные назначения при замещении вакантных мест, неадекватные правила (например, чрезмерные стандарты эффективности), слишком строгий контроль (очень большое количество начальников на число работников).
3.2) Общественный и экономический контекст:
Неблагоприятные экономические условия (тяжелая экономическая ситуация для предприятия), санкции против нарушившего закон предприятия (потеря клиентов или тюремное заключение главы фирмы), непринятие в расчет социальных ценностей (например, неэтичное поведение с точки зрения клиентов), конфликты между производственными требованиями и общественными ценностями (например, загрязнение окружающей среды из-за неправильного обращения на предприятии с вредными веществами), негативное воздействие географического положения или региональной культуры (удаленность от семьи, конфликты между культурами и т. п.).

Классификация Майнера (Miner, 1992) основывается на простой предпосылке, а именно на том, что нарушения возникают из-за дефицита специфических признаков, по которым индивиды, группы или организации могли бы быть определены как соответствующие контекстным условиям. Поэтому модели такого вида можно назвать дефицитарными моделями (Defizitmodelle). Дефицитарные модели весьма часто используются в этой области.
Уорр (Warr, 1987) разработал на эмпирической основе несколько более дифференцированную модель систематизации взаимосвязей между работой, безработицей и психическим здоровьем и назвал ее «модель витаминов» («Vitamin-Modell»). Аналогично действию различных групп витаминов он различает способствующие здоровью производственные признаки, обладающие постоянно растущим позитивным воздействием на психическое здоровье (уверенность в своей физической форме, материальный достаток, социальный статус), и признаки, при которых позитивное действие сначала растет, но при более сильном выражении сглаживается или даже уменьшается (возможности для контроля, возможности использовать свои умения, извне поставленные цели, разнообразие, прозрачность для окружающего мира, количество социальных контактов). В этой второй группе действие дефицитарной модели предполагается лишь при низкой степени выраженности признаков. Уорр, как и Майнер, исходит из того, что воздействие отдельных признаков на индивидов можно рассматривать изолированно. Правда, это достаточно трудно в сложных и динамичных проблемных ситуациях, когда, например, вся система предприятия коренным образом изменяется. В ситуациях экономического кризиса за счет необходимости быстро принимать решения могут возникать по-настоящему «авантюрные процессы» («Desperadoprozesse») с хаотическими изменениями задач, правил и кадров. Чтобы иметь возможность анализировать патогенные воздействия сложного взаимодействия и динамики, требуются системные подходы.

2.2. Системный дисбаланс

Системного анализа патологических организационных условий до сих пор не существует. Аргирис (Argyris, 1957) описывает признаки традиционных, иерархических и основанных на разделении труда организационных структур как патологические организационные параметры, Палаццоли и др. (Palazzoli et al., 1984) исследуют типичные противоречивые и парадоксальные коммуникативные процессы в организациях как патогенные системные структуры.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Питер Гаудж. Проведение исследования персонала: причины и выгоды
  • Курносова Галина Евгеньевна. Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми 6-7 лет (из опыта работы)
  • Бурдукова Елена Алексеевна. СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
  • Манафова Наида Султанхановна. Управление качеством образования дошкольной образовательной организации
  • Аккуратнова Татьяна Николаевна. Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
  • Дафт Р. Теория организации
  • Козакова Екатерина Игоревна. Методическая разработка 'Игра – форма организации детской жизни'
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Риттер Анна Игоревна. Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений
  • Рамперсад Х. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения
  • Фредерик Лалу. Смена парадигмы: прошлое и настоящее организационной модели
  • Ефимова С.А. Шпаргалка по теории организации
  • Чебышев Н.В. и др. Биология
  • Инстинкт-теорияи объект-теория; instinct theory and object theory
  • Эмоция; emotion
  • Алёшина Наталья Александровна. Профессиональные конфликты: понятие, причины возникновения и диагностические методы изучения конфликтов
  • Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В. Теория организации
  • Павел Пономарев. Влияние личности руководителя на личностные трансформации подчиненных
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Марина Николаевна Ильина. Роль коррекционно-педагогической среды в организации физического воспитания детей с нарушениями зрения
  • Ерофеева Светлана Николаевна. Почему ребёнку нужна игра?
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Салимова Т.А. Управление качеством
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Концепции психосоматических нарушений ориентированные психофизиологически
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Практикум. Под редакцией
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология нейтрализации и разрешения семейных конфликтов
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Васильева Ирина Николаевна. Современные подходы к организации работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у младших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
  • Чернявская А. Г. Психология господства и подчинения Хрестоматии.
  • Рязанова Юлия Константиновна. Организация инновационной деятельности в дошкольном образовании
  • Парсонс Талкотт - О структуре социального действия
  • Интериоризация
  • Бычкова С.М., Янданова Ц.Н. Бухгалтерская отчетность
  • Гусева Лариса Николаевна. Мастер-класс для воспитателей «Организация разных видов игр в летний период в ДОУ»
  • Смирнов Э.А. Теория организации
  • Акулов В.Б. Теория экономической организации
  • Конфликт; conflict
  • Исаева Ольга Сергеевна. Методика организации дидактических игр
  • Потемкин В.К. Управление персоналом
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Под редакцией
  • Артем Ковтун. Методология системного анализа
  • Кувакин В. ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕБЯ: К ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Последствия отворота
  • Добровинский А.П. Управление персоналом в организации
  • Распределение ответственности между участниками коммуникации (треугольник Карпмана)
  • Дорохина Наталья Дмитриевна. Трудности, возникающие при организации общения с родителями в ДОУ.
  • Балыбердина Анна Владимировна. Модель организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь