Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61443

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

— ведь я мог просто чего-то не понять.
В своем выступлении я хочу отделить научные факты, которые подтверждаются достоверными свидетельствами, от теории, которая пока не имеет подтверждения, но поднимает чрезвычайно интересные вопросы. Я постараюсь уделить больше времени теории, чем фактам, но начну все же с фактов.
Позвольте начать с вопроса об универсальности. Когда я начинал свои исследования в этой области, на За
паде доминировало убеждение в том, что эмоции в разных культурах различаются примерно так же, как языки или системы ценностей. Считалось, что эмоции — это благоприобретенные характеристики и что их особенности отражают особенности каждой культуры. Это противоречило взглядам Чарльза Дарвина, изложенным в 1872 году в книге „О выражении ощущений у человека и животных". Дарвин утверждал, что наши эмоции являются продуктом эволюции, что у нас есть ряд общих эмоций с другими животными и что именно эмоции являются силой, объединяющей все человечество».
Пол показывал слайды с типичными выражениями лиц. «В ходе моего первого исследования я показывал эти же лица и другие, с похожими выражениями, представителям двадцати одной культуры в разных частях мира. Зрителей просили назвать показанные на снимках эмоции. Несмотря на все различия в культурах и языках, испытуемые из разных концов света описывали эмоции одинаково. Все говорили, что на снимке справа лицо человека выражает счастье, хотя могли использовать для обозначения этой эмоции разные слова. Глядя на следующий снимок, представители разных культура называли эту эмоцию отвращением или презрением.
Однако такая методика исследования имела один недостаток. Поскольку все участники моего исследования просматривали одни и те же теле- и кинофильмы, оппоненты могли заявить, что эти выражения люди знали по фильмам с участием Чарли Чаплина, Джона Уэйна или Ричарда Гира (последняя фамилия была названа в знак уважения к Гиру, который сидел за спиной Пола и следил за ходом дискуссии), а не благодаря процессу эволюции. Чтобы устранить этот пробел, мне пришлось заняться изучением эмоций людей, которые никогда не имели контакта с внешним миром. Как раз в то время один ученый работал в Новой Гвинее, в племени камен
Входе исследований Пол Экман показывал представителям разных культур эти самые фотографии лиц с выражением разных эмоций и просил испытуемых назвать представленные здесь эмоции.
ного века, члены которого страдали уникальным заболеванием. В процессе своей работы он снял тысячи метров кинопленки, чтобы впоследствии создать фильм о них. Эти люди до сих пор используют каменные орудия труда и никогда раньше не имели контакта с внешним миром.
Я изучал эти пленки шесть лет. Именно тогда я совершил настоящее открытие, потому что не увидел ничего, чего не видел бы раньше. Там не было ничего уникального, ничего нового. Из того, что я узнал раньше, до фильма, и после него, можно было сделать вывод, что мои толкования их эмоций были правильными. Мне не нужно было изучать их экспрессивный язык — мимику: их экспрессивный язык был моим экспрессивным языком.
В 1967 году я отправился в Новую Гвинею изучать этих людей. Вот мальчик демонстрирует радость. Эта женщина выказывает удивление, поднимая брови. На следующем снимке женщина бросает на меня гневный взгляд, потому что я нарушил культурное правило и обратил на нее внимание. Мужчина выказывает отвращение, когда наблюдает за тем, как я ем свои консервы, а я, конечно, состроил такую же рожу, когда отведал его пищу.
Все эти картинки хороши как примеры, но они не являются доказательствами — мне требовались систематические эксперименты. Один из них заключался в следующем: я рассказывал этим людям истории и просил их показать мне, каким было бы выражение их лица в аналогичных ситуациях». Далее Пол показал несколько кадров из своего фильма об этом племени в Новой Гвинее.
«Они не знали, что такое камера, и поэтому не стеснялись, когда их снимали во время следующих сценариев: „Покажи мне, каким стало бы твое лицо, если бы ты собирался драться". Или „если бы кто-то сделал что-то такое, что тебе не нравится, но ты не собирался бы драться". Или „если ты узнал, что твой ребенок умер". И наконец, „если в твою деревню пришли друзья, которых ты не видел очень давно".
Ничего удивительного в том, что когда я показывал эти снимки студентам американских колледжей, которые никогда не были знакомы с этими людьми, то студенты сразу распознавали эти эмоции. Для меня это было решающим фактором, доказывающим универсальность выражений лица. Дарвин был прав: это часть всеобщего единства человеческого рода.
Универсальность присутствует не только в выражении эмоций, но и в некоторых событиях, которые эти эмоции вызывают. У нас нет неоспоримых доказательств, но то, что у нас есть, наводит на мысль, что такие факто-
На лице у мальчика радость; у женщины — страх. Мужчина смотрит, как Пол ест консервы.
ры одинаковы для всех людей на абстрактном уровне, хотя частности могут изменяться. Причиной печали или горя является тяжелая утрата. Что это за утрата — другой вопрос, здесь уже возможны различия между отдельными людьми и разными культурами.
Универсальность присуща не только причинам, которые вызывают эмоции. Ее можно обнаружить и в некоторых изменениях, которые происходят в нашем организме, когда мы испытываем эмоции. Вместе с моим коллегой Робертом Левенсоном из Калифорнийского университета в Беркли я наблюдал за изменениями в органах тела, имеющими место в момент проявления тех или иных эмоций. Возьмем только две эмоции — гнев и страх. Переживание обеих этих эмоций сопровождается учащением сердечного ритма и, иногда, потением. Но
когда человек испытывает гнев, его ладони становятся горячими, а в состоянии страха ладони холодеют. Эта разница в температуре кожи универсальна. Я убежден в этом, потому что мы проводили такое же исследование в высокогорном племени минангкабао на западе Суматры и получили точно такие же физиологические результаты».
Восемнадцать видов улыбок
«Еще один интересный момент исследования — различия между произвольным и непроизвольным выражением лица. Это открыл не я, а французский невролог прошлого века доктор Гийом Дюшенн».
Пол показал фотографию доктора Дюшенна и его пациента с искусственно вызванной, «электрической» улыбкой, а потом еще одну — с естественной улыбкой. «Пациент на левом снимке обладал нечувствительностью к боли на лице. Доктор Дюшенн стимулировал его мышцы с помощью электродов. Таким образом он узнал, например, какие мышцы поднимают вверх уголки губ. Но когда он посмотрел на снимок, то сказал: „Он улыбается, но не выглядит счастливым". Доктор Дюшенн рассказал пациенту анекдот и сделал второй снимок. Разница между двумя улыбками заключалась в мышце, которая окружает глаз и приподнимает вверх щеку».
Показывая фотографии, на которых был изображен он сам с искусственной и естественной улыбкой, Пол прокомментировал: «„Сокращение этой мышцы вокруг глаза не подчиняется силе воли", — сказал Дюшенн. По словам Дюшенна, отсутствие такого сокращения изобличает фальшивого друга. Ваше Святейшество, в одной из ваших книг вы написали, что вас интересует механизм улыбки. Я сумел выделить восемнадцать разных типов улыбок».
Это вызвало у Далай-Ламы широкую улыбку, в которой, похоже, участвовали все мышцы его лица. «Восемнадцать! — воскликнул Далай-Лама. Затем он спросил с хитрецой в глазах: — А когда вы найдете девятнадцатую?»
«Если честно, то я надеюсь, что на этом все закончится, — ответил Пол. — Я уже достаточно намучился, убеждая людей в наличии восемнадцати видов улыбок. А сейчас позвольте мне рассказать о некоторых исследованиях последнего десятилетия. Еще пятнадцать лет назад открытия Дюшенна полностью игнорировались, словно их не существовало.
Первым неопровержимым свидетельством стало наше исследование, показывающее разницу в улыбках людей, которые лгали, заявляя, что чувствуют себя нормально, когда на самом деле им было очень плохо. В ходе двух экспериментов, которые я провел вместе с Ричардом Дэвидсоном, были выявлены различные модели мозговой
активности при этих двух типах улыбок. Наибольшая активность мозга, которую можно обнаружить в состоянии естественного удовольствия, наблюдается, только если в улыбке задействована мышца, расположенная вокруг глаза»*.
Ложь, ее распознавание и эмоцион



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь