Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 140301

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

различные способы обмануть детектор лжи, которые мы не будем приводить тут по этическим соображениям.
Отметим, что попытки добиться правды от человека, который её скрывал, с помощью так называемой «сыворотки правды» (sodium pen-tothal) оказались неудачными, поскольку не привели к желаемым результатам. Так же как и другие анестетики, этот препарат действовал расслабляюще и снижал сопротивление человека, но не гарантировал, что он будет говорить правду. Оказалось, что человек может сказать правду только тогда, когда он захочет этого.
В связи со сложностью применения гипнотического воздействия (под которым понимается повышенная расположенность человека выполнять то, что ему говорят, а потом это забывать), в настоящее время оно используется для получения правдивых показаний крайне редко. Во-первых, полученные данные трудно использовать в суде вследствие того, что подозреваемый находился в состоянии изменённого сознания; во-вторых, даже сильно загипнотизированные люди, желающие скрыть информацию, могут обманывать и гипнотизёров.
1.4. Идентификация личности по речи. Судебная психолингвистика может также помочь в решении проблемы идентификации личности по речи.
Одним из достаточно давно существующих методов определения личности по речи является почерковедческий анализ, исследующий личность по почерку. Существует также графология (от греч. grapho — пишу, черчу, рисую и logos — учение) как набор некоторых практических представлений о почерке и одновременно исследование почерка с точки зрения отражения в нём индивидуально-психических особенностей пишущего. Если графология — это скорее область околонаучного анализа, то почерковедческий графологический анализ (или почерко-ведческая графологическая экспертиза) — это научный анализ индивидуальных особенностей почерка с целью идентификации текстов (подписей, надписей) или с целью исследования психических состояний, так или иначе отражённых в рукописном тексте. Почерковедческая экспертиза — это также способ установления конкретных исполнителей, либо выполнения рукописей одним или разными лицами; установления условий их выполнения (внешние и внутренние факторы); установления социально-демографических параметров их исполнителей (их- пола и возраста). Методы почерковедческого графологического анализа используются для диагностики в дифференциальной психологии и психофизиологии, так как в особенностях почерка отражаются некоторые состояния и черты личности.
Судебное почерковедение достаточно часто применяется в криминалистике.
В соответствии с некоторыми представлениями, почерк как проявление речевой деятельности человека зависит от профиля или акцентуации личности. Большую роль играют и свойства нервной системы, психофизиологические особенности личности. Так, почерк экстраверта может характеризоваться наклоном вправо, а интроверта — влево. Сильный нажим может быть характерен для доминантных личностей, слабый — для неуверенных в себе. Паранойяльность (как склонность к образованию сверхценных идей) проявляется нередко в большем количестве прописных букв, более частом начале с красных строк. Эпи-лептоидность (как характеристика возбудимой личности по Леонгар-дту) проявляется в мелком почерке, в обилии знаков препинания и сильном нажиме. Истероидность (желание обратить на себя внимание) — это, прежде всего завитушки, витиеватость (в том числе и в подписи), «открытые» буквы, волнистость линий. Депрессивность (сниженность настроения) — наклон линии вниз в конце строки, слабый нажим, маленький межстрочный интервал и маленькое расстояние между буквами, словами и полями. Маниакальность (повышенное настроение) — большие буквы. Маниакально-депрессивные расстройства настроения — это на письме волнистые строки. Отдельно написанные буквы могут свидетельствовать о низкой социализации личности. Характерно, что особенности почерка сохраняются и когда человек пишет на иностранном для него языке.
Говоря о проблеме идентификации личности по речи, нельзя не упомянуть о широко известном исследовании Сэнфорда (Sanford), проведённом еще в 1942 г. Двум испытуемым дали ряд речевых заданий. Их попросили прокомментировать изображения на картинах, описать знакомые им сцены, создать рассказ на основе 3 и 10 слов, а также пересказать нарративный (сюжетный) текст письменно. Затем было измерено количество слов, произведенных ими, скорость их речи, а также было сделано описание того, какие лексические, грамматические и семантические категории присутствовали в ней.
Оказалось, что речь одного испытуемого (по имени Merrit), была достаточно сложна: в ней было много сложноподчинённых предложений, были длинные фразы с обоснованиями, вводные обороты, много повторов и показателей неуверенности; глаголы были преимущественно в будущем времени и совершенного вида (perfect and pluperfect reference) и в целом речь была статична. Речь второго испытуемого (по имени Chatwell) представляла определённую противоположность первому. 197

196

У него не было повторов, речь отличалась большим разнообразием, в ней было больше глаголов. Она была более красочной и эмпатич-ной, более прямой, активной и уверенной. Он стремился не столько описывать внешний мир и его связи, сколько выразить свою индивидуальность и поразить аудиторию. Тем самым оказалось, что описание речи во многих чертах может представлять собой описание человека в целом.
В психологии расследований исторически сложились три метода психологического изучения личности, имеющие общий объект исследования, но различающиеся по целям и задачам, предмету и техникам: контактный, следовый и дистанционный.
Контактная психодиагностика (contact profiling) — это составление психологического портрета личности при непосредственном взаимодействии с ней. Следовая психодиагностика (trace profiling) — это составление психологического портрета личности по следам её жизнедеятельности (жилище, личные вещи, объекты воздействия и пр.). Дистанционная психодиагностика (distance profiling) — это опосредованное изучение личности с помощью аудиовизуального наблюдения, изучения фото- и кинодокументов, опроса близких людей, использования техник косвенного допроса и косвенного обследования и пр. Важное место тут занимает анализ речи и текстов, которые наверняка принадлежат изучаемой личности.
Какие же параметры личности могут быть выявлены по косвенным признакам и, в первую очередь, по речи? В.Ф. Енгалычев отмечает следующие:
во-первых, симптомы функционального состояния, общего самочувствия, специфические изменения самочувствия, уровень общей активности, мотивация и эмоциональный фон деятельности;
во-вторых, индивидуально-типологические особенности личности, связанные с силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов;
в-третьих, особенности мотивационно-волевой регуляции, что проявляется в значимости для индивида тех или иных объектов, в том, что входит, и что не входит в зону его актуального сознания.
Ответы на поставленные перед подозреваемым вопросы и задания, имеющиеся в тестах и опросниках, а также в целом его речь дает информацию об особенностях интеллектуальной сферы. Важно отметить, что дифференциально-диагностической ценностью обладает как содержание высказывания в целом, так и его отдельные лексические единицы, особенности лексики и грамматики. Иными словами, при всей
198
важности семантики, содержания речи, её языковое оформление не может не быть связано с личностью.
К одной из важных характеристик речи, отражающих особенности личности говорящего или пишущего, можно отнести величину и разнообразие словаря. Этот показатель называется в англоязычной литературе type-token ratio и показывает соотношение количества разных слов с общим количеством слов в тексте. Он отражает богатство лексикона человека.
Так, при анализе реального случая пропажи жены имелось письмо на шести страницах, якобы написанное ею. В нём говорилось, чтобы её не искали, поскольку она «ушла к другому». Психолингвистический анализ нескольких писем мужа показал, что в них содержится гораздо больше грамматических, синтаксических, орфографических и пунктуационных ошибок, чем в письмах, действительно написанных его женой. Такого же рода ошибки содержались и в письме, которое подлежало анализу. Сделанный вывод судебного психолингвиста о подделке «прощального» письма впоследствии подтвердился признанием мужа в убийстве.
На сегодняшний день актуальными являются экспериментальные исследования проблемы идентификации личности по устной речи и голосу. К основным характеристикам голоса относятся тембр, высота основного тона, громкость. Более дифференцированно эти характеристики выглядят так:
— громкость (большая, средняя, малая),
— длительность,
— высота тона,
— высотный диапазон (широкий, средний, узкий),
— высотный уровень (высокий, средний, узкий),
— высотный контур (плавный, изрезанный, монотонный),
— направление движения тона в завершении фразы (восходящее —
резкое, плавное, ровное; нисходящее — плавное, резкое),
— локализация выделенности.
По голосу можно узнать о таких физических состояниях, как торможение (усталость, тяжесть, расслабленность, слабость, вялость, бессилие, депрессия, сонливость, состояние полусна, изнеможение, апатия, безразличие) или возбуждение (в том числе, волнение, нервозность). Можно сказать, настроен ли человек на выполнение какого-либо действия, т.е. есть ли в нём уверенность (эмоциональный подъём, хорошее настроение, спокойствие) или растерянность (неуверенность, задумчи-
199

вость, равнодушие, безразличие, доверчивость, участливость, угнетённость, подавленность, безнадёжность, размышление).
По голосу можно узнать и об эмоциональном состоянии человека, как например, тревоге (испуг, страх, ужас), раздражённости (недовольство, гнев, злоба, возмущение, ярость, ненависть, угроза, негодование), радости (восторг, удовлетворение, восхищение, полное удовлетворение, счастье), печали (грусть, тоска, отчаяние), огорчении (горечь, горе, сожаление). По голосу можно узнать, выражает ли говорящий насмешку (ехидство, усмешка, издёвка), обиду (досада) или нежность.
Этому можно обучиться, если сравнивать, к примеру, фразы попарно: одну без коннотативного эмотивного значения, другую — с кон-нотативным значением. В частности, по данным Р.К. Потаповой, по убыванию степени громкости можно выстроить значения по громкости и темпу в такой последовательности: ярость — страх — радость — тревога, тоска. Если высотный диапазон широкий, то это ярость, радость, страх, если низкий, то тревога и тоска. Если рисунок контура высоты основного тона изрезанный, то это ярость, страх, тревога, если плавный, то тоска, если направление движения основного тона в завершении фразы резкое нисходящее, то это ярость, страх, тревога, если плавное нисходящее — тоска.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Беденко М.В. Я пересказываю текст. 1 класс
  • Симакова Е.С. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Как понимать текст
  • Симакова Е.С. ЕГЭ 2015. Русский язык. Как понимать текст. Выполнение заданий части 2.
  • Редактор. Как научить ребенка пересказывать текст
  • Кривоносов А.Д., Редькина Т.Ю. Разберемся в тексте - Разберем текст
  • Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 8 класс
  • Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задания 24, 25. Сочинение по прочитанному тексту
  • Андрей Медведев. Использование рукописного текста в диагностике обмана
  • Григорьева М.В., Назарова Т.Н. Русский язык. 5 класс. Анализ текста. Практикум
  • Григорьева М.В., Назарова Т.Н. Русский язык. 8 класс. Анализ текста. Практикум
  • Егораева Г.Т. ОГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задание 15.2.
  • Манифестныйи латентный (явный и скрытый); manifestand latent
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задание части 2. Комментарий к сформулированной проблеме текста
  • Квалитативный (качественный) анализ текста
  • Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 5 класс
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Развитие творческого мышления школьников при обучении составлению задач по математике
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ 2015. Русский язык. Практикум. Задания части 2. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ 2012. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3 (С). Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументация собственного мнения
  • Семенцов В.С. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ БРАХМАНИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ РИТУАЛЬНЫЙ СИМВОЛИЗМ
  • Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка
  • http://alleng.org/d/rusl/rusl147.htm Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка. Соловьёва Н.Н.
  • Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 6 класс
  • Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 7 класс
  • Афанасьева В.Н., Майрина А.Н. Русский язык. 5 класс. Зачет на основе текста
  • Жилкина Наталья Алексеевна. Психолингвистический анализ формирования письменной речи у младших школьников
  • Афанасьева В.Н., Ёлкина О.Г. Русский язык. 8 класс. Зачет на основе текста
  • Афанасьева В.Н., Гранатская А.Ф. Русский язык. 6 класс. Зачет на основе текста
  • Чуракова Р.Г. и др. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 2 класс
  • Чуракова Р.Г. и др. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 1 класс
  • Исакова Евгения Евгеньевна. Использование игр и игровых упражнений в формировании связной речи у дошкольников с ОНР.
  • Афанасьева В.Н., Ёлкина О.Г. Русский язык. 7 класс. Зачет на основе текста
  • Рейнольдс Джон. ДЗОГЧЕН в представлении У.И.Эванс-Венца и К.Г.Юнга
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ 2018. Русский язык. Тематический тренажёр. Задания части 2
  • Богданова Е.С. Русский язык. Сочинение по прочитанному тексту на уроках в старших классах и ЕГЭ. 9-11 классы
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Задания части 2. Комментарий к основной проблеме текста Аргументация
  • Чуракова Р.Г. и др. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 3 класс
  • Журавлева В.П. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Под редакцией
  • Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 9 класс
  • Волков А.В., Хвостин В.В. Математика. Итоговые работы на основе единого текста за курс начальной школы
  • Щеглова И.В. Русский язык. Итоговые работы на основе единого текста за курс начальной школы
  • Плотин. ЭННЕАДЫ
  • Любичева Е.В. ЕГЭ-2009. Русский язык. На пути к экзамену. Сдаем без проблем
  • Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7-8 классов
  • Дмитрий Алексеев. Демиург и Ялдаваоф, ошибочное отождествление
  • Зинина Е.А. и др. Я сдам ОГЭ! Литература. Типовые задания в 2 частях. Часть 1. Анализ художественного текста
  • Артем Ковтун. Методология системного анализа
  • Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'
  • Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь