Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 26055

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Но даже если жестко связывать достоверность результатов с искрен-ностью ответов респондентов, то стоит подумать, часто ли встречаются та-кая неискренность, часто ли респонденты выбирают неверный ответ и обво-дят кружочком кодовое число той альтернативы, которая, с их точки зрения, не отвечает объективной реальности. Стоит подумать и о различных причи-нах таких ответов. Может быть опрашиваемый стесняется ответить ис-кренне, боится открыто выразить свое мнение, скажем, высказать отноше-ние к своему непосредственному руководителю, или, не будучи уверенным в правильности своего взгляда на предлагаемую анализу явление, дает слу-чайный ответ.
Практика социологических исследований и методический анализ от-ветов респондентов показывают, что опрашиваемые, как правило, стараются отвечать искренне, т.е. выбирают те ответы, которые соответствуют их мнению. Безусловно имеются случаи, когда респондент уходит от искреннего ответа и выбирает другой, ложный, с его точки зрения, ответ, не отражающий объективную реальность. Но это бывает сравнительно редко. Почему? Потому что в этом случае опрашиваемому приходится проделывать довольно сложную умственную работу.
Дело в том, что для респондента анкета представляет собой хаотиче-ский набор вопросов (об этом мы еще будем говорить), где каждый из них существует как бы сам по себе, самостоятельно, вне связи с другими. Если только респондент абсолютно не вдумывается в вопросы анкеты и не отме-чает механически первый попавшийся код (такое случается у отдельных ре-спондентов, если их замучить вопросами), то для того, чтобы выбрать нуж-ный ответ, он должен ввести вопрос в систему своих рассуждений и отыс-кать в ней ответ в соответствии с контекстом определенных событий. Это необходимый процесс, поскольку любое событие и явление объективной реальности существуют в сознании человека не сами по себе, а в некоторой взаимосвязи с другими событиями, явлениями и обязательно в какой-то единой системе. В этой системе сущностное значение каждого явления определяется в контексте прошлых явлений и событий. Чтобы выявить зна-чение нового, предлагаемого, явления, в данном случае анкетного вопроса, респондент должен сначала ввести его в контекст своих рассуждений, в це-почку прошлых событий и явлений. Далее, он должен найти ответ, нужный, или истинный, в том смысле, чтобы он отвечал определенной логике разви-тия событий, или, говоря иными словами, концептуальной логике.
Например, мы спрашиваем у респондента, что мешает ему хорошо работать. Прежде чем ответить на заданный вопрос, выбрать ответ из пред-ложенного ряда альтернатив, он должен мысленно построить систему рас-суждений и определить, что такое плохо и что такое хорошо работать, выяс-нить, что мешает и что способствует хорошей работе, рассматривая это комплексно, с учетом всех факторов в их ранговой последовательности, представив себе описанное в некоторых временных и пространственных рамках и т.д. И только после этого он должен вывести правильный, т.е. со-ответствующий логике его рассуждений, ответ. (Здесь опять необходимо подчеркнуть, что логика рассуждений опрашиваемого может быть и непра-вильной, т.е. не соответствующей тому объективному процессу, который мешает или способствует его хорошей работе). Это трудно сделать, отвечая даже на простые вопросы, выясняющие установки. Вот почему отвечать на вопросы анкеты всегда трудно.
Работа с анкетой вызывает усталость, поскольку требует умственного напряжения, особенно у неподготовленных людей. Нередко именно из-за этого некоторые опрашиваемые (хотя и не всегда осознают в полной мере) отказываются от заполнения вопросника или от ответа на отдельные вопро-сы. Как показывает методический анализ анкет, чем сложнее методика, чем она многословнее и чем труднее вопросы по содержанию и по форме, тем выше процент отказа от ответов (иногда до 70%).
Теперь представим себе, что респондент решил сознательно ответить неискренне. В этом случае ему придется проделать двойную работу: сначала построить систему рассуждений, чтобы найти правильный ответ (иначе как можно определить неправильный), затем снова построить соответствующую систему рассуждений, чтобы найти строго определенный неправильный ответ. Ведь неправильный ответ - это не первый попавшийся ответ, он, как уже говорилось, является результатом рассуждений и логических построений, но уже другой системы, предназначенной для определения неправильного ответа. Неправильный ответ так же отражает некую объективную реальность в преломлении человеческого сознания, что и выражается в содержательной сущности неправильного ответа.
Так, при анализе и выявлении причин, мешающих хорошо работать, респондент пришел к объективному выводу, что одним из основных факто-ров является его личная неорганизованность, недисциплинированность, не-умение. Но ему, понятно, не хочется в этом признаться, и он ищет другие причины, прежде всего в объективных условиях, причем таких, которые казались бы правдоподобными, и обнаруживает их, например в плохой организации труда, низкой зарплате и пр. Это значит, что во втором своем рассуждении он должен был построить соответствующую систему, чтобы найти правдоподобный ответ именно в объективной сфере. То, что нередко бывает именно так, показывает методический анализ открытых вопросов. Среди критических замечаний тысячи с лишним предложений по улучшению работы предприятий практически не встретилось ни одного, которое говорило бы о том, что сам респондент плохо работает, что это положение следует исправить. Это явление может быть объяснено и другими причинами, которые сейчас мы не будем анализировать.
В то же время на закрытый вопрос, предложенный студентам МГУ, о том, что мешает хорошей учебе, более трети ответили: "личная неорганизо-ванность", "неумение учиться", что соответствует действительности, как по-казал дальнейший анализ. Сказанное показывает, что вполне можно дове-рять (в определенных пределах, конечно) ответам респондентов.
Еще раз повторим: делать такой двойной анализ довольно трудно, тем более, что неискренний ответ искать намного сложнее, чем искренний, полностью отвечающий логике не только рассуждений, но и событий, т.е. объективной реальности. Искренний, правильный ответ может быть только один, тогда как ложных - несколько (хотя, разумеется, и не бесконечно мно-го). При этом трудно решить, какой из них предпочтительнее. Грубо говоря, если человек хочет солгать, то он должен помнить, что он говорил (или ду-мал), хорошо знать истинный ответ, чтобы знать неистинный. Как гласит английская пословица: "Тому, кто лжет, нужна хорошая память".
Проблема искренности и неискренности респондентов не самая сложная в социологическом исследовании. В связи с проблемой достовер-ности результатов правильнее говорить не о неискренности респондентов, а о качестве проведения всего исследования, прежде всего о правильном и грамотном построении вопросов и анкеты в целом. Чаще всего респонденты стремятся отвечать искренне, но из-за ошибок исследователей они оказываются в таких условиях, что вынуждены отвечать неправильно: не понят вопрос, неправильно подобраны альтернативы, анкета утомительна, многословна и пр. Можно утверждать, что в 99 случаях из 100 в недостоверности результатов исследования виноват сам исследователь. Если результаты социологического исследования оказались неверными, не надо торопиться обвинять в этом опрашиваемых, следует искать собственные недоработки. В цепи "респондент - исследователь" слабым звеном чаще оказывается последний.

Обратная связь
Не только социологу с респондентом, но и последнему необходима связь с исследователем.
В разговорной речи обратная связь обычно осуществляется посред-ством визуального наблюдения за собеседником и постоянным анализом речевого потока. Как пишет А.А. Бадалаев, обратная связь есть "необходи-мое условие взаимодействия людей, отвечающего сформированным у чело-века представлениям о нормальном течении этого процесса и о достижении в ходе его желаемых целей" .
Вступая в контакт, человек внимательно наблюдает реакцию собе-седника, постоянно регулирует свои действия в соответствии с поставлен-ными целями. Обратная связь не только необходима, она всегда присутству-ет и является неотъемлемым элементом любого активного диалога. Отсут-ствие обратной связи ведет к постепенному затуханию общения. Так, в ис-следованиях Г. Мейла при прерывании обратной связи появляются ряд но-вых и специфических явлений в поведении человека.
1. Утрачивается нормальная интонация, появляются необычные для голоса говорящего особенности (дрожание, прерывистость, неуверенность и др.).
2. Речь убыстряется.
3. Появляется "агрессивность и виноватый" смех.
4. Спонтанное проявление глубоких личностных особенностей.
5. Изменяется манера поведения.
Читатель может увидеть, что произойдет, если вдруг вы перестанете каким-либо образом реагировать на речь собеседника. Через несколько ми-нут своей речи собеседник остановится и в обязательном порядке задаст во-прос в той или иной форме, а правильно ли его понимают, почему нет реак-ции на его слова и пр. И обычно это выражается в негативной, даже агрес-сивной интонации.
В равной степени потребность в обратной связи касается и анкетного проса, особенность которого заключается в том, что респондент всегда находится в положении человека без обратной связи и тем самым лишен возможности по реакции исследователя контролировать свое поведение, в данном случае ответы. В результате у респондента в ходе работы над анке-той появляется неуверенность в себе, в правильности поиска и в нахождении ответа. Он начинает проявлять большую осторожность в ответах, у него чаще возникают неопределенные ситуации, острое желание спросить, проверить, проконтролировать себя, правильность своей работы, т.е. появляется острая потребность в обратной связи.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Притча «Разнообразие»
  • Р.Е. Мансуров. Как не купить кота в мешке или правильный выбор места работы.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Гахраманова Севиндж Салим Кызы. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Стереотипные психологические реакции по Фрицу Перлзу
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Психология суицидного поведения - Автор неизвестен
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Глуговский Д.В. Развитие и сексуальность
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Монахова Полина Владимировна. «Метод сказкотерапии и особенности его использования в работе с детьми разного возраста»
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Сергей Макаренко. Информационно-психологические воздействия
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Притча «Носитель»
  • Притча «О вопросах»
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Насколько легко расшифровать сигналы невербального поведения?
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Притча «Язык любви»
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь