|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54504
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Психологические проблемы совершенствования педагогическо-
го мастерства учителя На этом занятии студенты выступают с реферативными сооб- щениями или докладами по заранее разработанной теме, согласо- ванной с преподавателем психологии, по следующим вопросам: 229 1. Педагогические способности учителя и их развитие. 2. Профессионально-педагогические умения учителя, их фор- мирование и развитие. 3. Психологические основы педагогического такта и его влия- ние на учебную деятельность и поведение учащихся. 4. Условия создания здорового психологического климата в педагогическом коллективе. 5. Самообразование и самовоспитание как условие успеха дея- тельности учителя. Ленин В. И. Речь на I съезде по просвещению. 28 августа 1918 г.у/Полн. собр. соч. — Т. 37. ..у,,. Ленин В. И. Съезду работников просвещения /ПТолк. собр. соч.—Т. 41. Крупская Н. К. Воспитательная роль учителя // Пед. соч. — М.—Т. З.—С. 135—137. Материалы XXVII съезда К.ПСС.—М.: Политиздат, 1986. Основные направления реформы общеобразовательной и про- фессиональной школы: Сб. документов и материалов. —М.: Полит- издат, 1984. Алов Г. Н., Виноградов Ю. И., Жегин Ю. В., Куценко В. Г. и др. Организация учебно-воспитательного процесса в педагоги- ческом вузе.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984. Аганисьян В. М. Развитие творческого мышления студентов- педагогов// Вопросы психологии.—1982.—№ 6. — С. 97—100. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки//Избр. пси- хол. труды. — М., 1980. — Т. 2. — С. 129—267. Ачилов М. Нравственное формирование будущего учителя. — Ташкент, 1979. Васильева 3. И. Коммунистическое воспитание учащихся в учебной деятельности.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Пет- ровского. — М.: Просвещение 1979. — Гл. 9. — С. 259—283. Гоноболин Ф. И. Книга об учителе.—М.: Просвещение, 1965. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Исследование субъективно-эмоциональной сферы твор- ческого процесса педагога. — Грозный: Чечено-Ингушский гос. ун-т, 1976. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьни- ков.—М.: Просвещение, 1976. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. — Л.: Изд-воЛГУ, 1961. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. Кулюткин Ю. Н. Психологические знания и учитель// Вопросы психологии. — 1983. — № 3. — С. 51—61. Курс общей, возрастной и педагогической психологии/Под ред. М. В. Гамезо.—М.: Просвещение, 1982. — Вып. З.—С. 165-. 174. 230 Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.: Педагогика, 1980. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы пси- хологии. М.: Наука, 1984. — Гл. IV. — С. 190—241. Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории. — М.: Пе- дагогика, 1981. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.—Л.: НИИ 00В АПН СССР, 1980. Моделирование педагогических ситуаций /Под ред. Ю. Н. Ку- люткина, Г. С. Сухобской.—М.: Педагогика, 1981. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1983. Психология труда и личности учителя /Под ред. А. И. Щер- бакова.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. — Вып. 1.—1977.— Вып. 2. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просве- щение, 1976. Страхов И. В. Психологические основы педагогического так- та. — Саратов, 1972. Сухомлинский В. А. Педагогическая культура учителя// Раз- говор с молодым директором школы.—М.: Просвещение, 1973. Щербаков А. И. Психологические основы формирования личнос- ти советского учителя в системе высшего педагогического образо- вания. — Л.: Просвещение, 1967. Щербаков А. И. Совершенствование системы психологическо- го образования будущего учителя//Вопросы психологии.—1981.— № 5. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. Задания для самостоятельной работы Аннотирование или конспектирование литературы Основные направления реформы общеобразовательной и про- фессиональной школы: Сборник документов и материалов. — М., 1984. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвеще- ние, 1976. Щербаков А. И., Мудрик А. В. Психология учителя // Возраст- ная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского.— М.: Просвещение. — С, 258—283. Темы рефератов или докладов. Литература 1. Коммунистическое мировоззрение и идейная убежденность-- важнейший компонент педагогического мастерства учителя-воспи- тателя. Ачилов М. Нравственное формирование будущего учителя. ~~ Ташкент, 1979.—С. 8—50. Боборыкин А. Д., Кожухов Ю. В., Петрова Е. В., Богослов- ский В. В. Краткая профессиограмма учителя истории и общест- воведения средней общеобразовательной школы//Психология тру- да и личности учителя.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977.— Вып. 2. Сластенян В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.—М.: Просве- щение, 1976. — С. 34—60. Пискунов А. И. О совершенствовании подготовки учителя-вос- питателя// Советская педагогика.—1977.—№ 8. Щербаков А. И. Профессиограмма учителя советской школы // Проблемы подготовки студентов педвузов и университетов/ Под ред. В. С. Грибова.—М.: НИИ ОП АПН СССР, 1976. 2. Профессионально значимые качества личности учителя со- ветской школы Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М. В. Га- мезо и др. — М.: Просвещение, 1984. — С. 245—254. Гоноболин Ф. Н. О некоторых психических качествах личнос- ти учителя// Вопросы психологии. — 1975. —№ 1. Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащегося// Вопросы психологии. — 1980. — № 5. — С. 143—148. Кулешова Л. Н. Некоторые особенности познания учителем ученика в процессе обучения // Психология труда и личности учи- теля/Под ред. А. И. Щербакова.—Л.: ЛГПИ им. А. И Герцена, 1976.—Вып. 1. Сластенин В. А. Формирование творческой личности учителя// Советская педагогика. — 1975. -—№ 1. Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрос- лых. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. Щербаков А. И. О методологии и методике изучения психоло- гии труда и личности учителя.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.—Вып. 1.—С. 3—29. Щербаков А. И. Психологические основы формирования лич- ности советского учителя в системе высшего педагогического об- разования.—Л.: Просвещение, 1967. 3. Творческая направленность в деятельности педагога. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать.—М.: Просвещение, 1985.—С. 389—438. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Пет' ровского. — М.: Просвещение, 1979. — С. 258—283. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — Грозный, 1976. — С. 3—66. 232 Поляков Е. М. Решение педагогических задач кяк средстро развития у студентов педагогического мышления//Вопросы фор- мирования личности учителя в условиях педагогического инсти- тута. — Саратов, 1970.—С. 105. Творческая направленность деятельности педагога/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — Л.: НИИ 00В АПН СССР, ' 1978. Решение психологических задач Задача 1 Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Урок — это совместная коллективная дея- тельность учителя и учащихся, в процессе которой учащиеся ус- ваивают знания, 'формируют свое миропонимание, отношение к яв- лениям действительности, к людям, их труду, к себе как субъек- там деятельности. Современная педагогическая психология утверждает, что вос- питательный эффект урока зависит не только от умения учителя реализовать принципы дидактики и сделать правильный выбор методов обучения, но и от характера складывающихся взаимоот- ношений учителя с учащимися. Большое значение имеет также и то, насколько умело педагог учитывает возрастные особенности школьников. Целенаправленная, содержательная и четко органи- зованная учебная деятельность учащихся на уроке — решающий фактор воспитательного воздействия учителя на учащихся. Внимательно прочитайте отрывок из статьи учителя А. Гар- маева и дайте ответы на вопросы. «...Помню, .как впервые в школе увидел плачущую ученицу. Причина слез: двойка. Меня это тогда не тронуло, ведь оценка была выставлена по заслугам. Так же спокойно ставил двойки тем, кто с программой не справлялся. И с удовольствием начинал за- ниматься с теми, в ком легко, с желанием отражалось содержание предмета. При воспоминании об этом периоде работы в школе ста- новится не по себе. Потому что теперь открылось неправильное понимание высшей ценности в труде учителя: ею без тени сомне- ния представлялась учебная программа. А ученик почти не ви- делся. Хорошей завистью завидуешь тем педагогам, что сумели найти эту действительную ценность в первые дни своей самостоя- тельной работы. От скольких горьких минут они ушли! ...Все началось со статьи в газете. Из нее узнал, что есть учи- теля, которые почти не пользуются отрицательными отметками. Более того, они и при устной оценке работы учеников ищут преж- де всего достижения, умудряются видеть их даже в очень посред- ственных ответах. Дети у них занимаются с удовольствием — все дети. Как же так? Почти отказаться от отметки «два»? Это не ук- ладывалось в голове. Тем более не получалось на уроке. Но од- нажды... Клясс очень хотел найти решение, но оно никак не удавалось. Все предложения были далеки от него. И вдруг, словно озаре- ние,—реплика. Еще не решение, но путь к нему. — Вот оно! Сережа! Ты молодец! И шквал рук в классе: «Я понял! Спросите меня!». А он растерялся, неуверенно оглядывался, будто боялся приз- наться, что это он — он! — виновник случившегося прозрения. Ученик не знал, что с этой минуты началось именно мое, пе- дагогическое прозрение. Вся правильность прежних доводов пе- ревернулась. Постепенно начало исчезать восприятие учебной про- граммы как догмы, высшей ценности. Теперь был Сережа. И было много других со своими именами, индивидульными способностями. Стало ясно: своей безжалостной тройкой из урока в урок я уничтожал в ученике ощущение какого бы то ни было движения вперед. Он шел, усваивая лишь часть программы. И пусть мед- ленно, но увеличивал объем знаемого. Однако я поначалу заме- чал лишь одно: из каждой новой темы троечник брал только часть. А ответ ужесточал требовательность. Он начинал злиться, совсем перестал заниматься, получал несколько двоек и разной степени нагоняи. Подтягивался все на ту же тройку, и мы жили с ним, стараясь не замечать друг друга, до следующего срыва. Теперь я понял, почему он уходил от меня, от других учите- лей, вообще от школы—во двор, в компании. Уходил туда, где в оценке окружающих его парней и сверстников находил разницу между собой сегодняшним и вчерашним. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|