Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26277

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Личность как субъект не просто носит и исполняет жизнедеятельность: она строит ее с тем, чтобы посредством жизнедеятельности и в процессе ее пролонгированного осуществления создать индивидуальный жизненный путь. Другими словами, субъект - это личность не только как исполнитель, но в большей мере как создатель жизнедеятельности. Субъектная активность личности направлена на инициацию, развитие и оптимизацию жизнедеятельности, поскольку от состояния последней зависит успешность и полнота реализации смысла жизни личности. Превращение самой жизнедеятельности в особый предмет, с которым субъект может действовать, не изменяя до поры до времени реальную
188
жизнь, является процессом формирования «идеальных форм», обслуживающих психическую регуляцию жизнедеятельности, в том числе смысла жизни. Субъектная активность - это активность личности как субъекта жизни, направленная на инициацию, построение, поддержание, развитие, регуляцию жизнедеятельности и на оперативный контроль над ней.
Соотношение жизнедеятельности и активности личности как субъекта жизни в основных чертах повторяет соотношение деятельности и субъектной активности. Активность субъекта жизни надстроена над жизнедеятельностью для того, чтобы привести ее в соответствие со смысложизненной необходимостью личности. Субъектное отношение личности к собственной жизнедеятельности означает то, что она может вклиниться в нее, пересмотреть и преобразить ее операциональный и инструментальный состав, навести ее на новые цели и задачи - в общем, усовершенствовать и настроить в соответствии со своим субъективным замыслом жизненного пути. Смысл жизни как субъективно превращенная форма жизнедеятельности позволяет субъекту гибко перестраивать свою практическую активность и тем самым оперативно воздействовать на жизненный путь.
Различия жизнедеятельности и субъектной активности заключаются в следующем. В процессе жизнедеятельности личность воздействует на собственную жизнь, а посредством субъектной активности воздействует на индивидуальную жизнедеятельность. Предметом жизнедеятельности личности является личная жизнь как фрагмент объективной действительности, а предметом субъектной активности - жизнедеятельность личности. Необходимо отметить, что жизнедеятельность и субъектная активность одинаково определяются содержанием смысла жизни личности, на реализации которого они специализированы. Смысл жизни используется личностью в качестве мерила при построении жизнедеятельности и при организации субъектной активности.
Активность личности как субъекта жизнедеятельности предназначена для настройки и оптимизации жизнедеятельности - ее внешней и внутренней стороны, а также на согласование внешних элементов жизнедеятельности с ее внутренними моментами. В более широком понимании эта активность направлена на развитие и совершенствование жизнедеятельности. Единичными формами проявления особой активности личности как субъекта деятельности являются субъектные действия. Эти действия нацелены на налаживание жизнедеятельности, ликвидацию неполадок в ней,
189
опробование новых способов действия и экспериментирование с тактиками поведения в разнообразных жизненных условиях. Благодаря формированию идеальных образований субъективности, в том числе и смысла жизни, личность оказывается субъектом, способным к построению собственной жизнедеятельности через поиск, варьирование и апробацию новых действий, операций, средств преобразования жизни. Жизнедеятельность прямым образом ориентирована на получение прагматического результата - осуществление жизненного пути, а субъектная активность - на обеспечение средствами психического отражения и регуляции самого процесса его сотворения.
Таким образом, личность как субъект жизнедеятельности — это носитель субъектной активности, направленной на развитие и оптимизацию жизнедеятельности с тем, чтобы она максимально способствовала реализации жизненных отношений (смысла жизни) личности. Универсальным механизмом реализации активности субъекта жизни является система осознанной саморегуляции жизненного пути личности. «Место и роль психической саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности» [119, с. 7]. Ключевую функцию в системе психической саморегуляции жизненного пути выполняет смысл жизни, который, во-первых, обеспечивает становление жизнедеятельности как самостоятельного вида деятельности, во-вторых, стимулирует пробуждение субъектной активности личности. Личность как субъект жизни, будучи наделенной смыслом жизни, соответственно выступает в качестве носителя и творца своей жизнедеятельности. Субъектность личности в данной сфере детерминируется системой психической саморегуляции жизненного пути, которая открывает возможность не только практиковать жизнедеятельность, но также корректировать и развивать ее в интересах наиполнейшей реализации смысла жизни.
Концептуально важным представляется вопрос о соотношении жизнедеятельности и отдельных видов деятельности в структуре жизненного пути личности. «При решении этой задачи необходимо в первую очередь проанализировать саму категорию жизни, как она выступает с психологической точки зрения» [64, с. 79]. Это вопрос об объективной структуре человеческой жизни, от решения которого зависит методология психологических иссле-
190
дований субъекта жизни. По нашему мнению, оправданной мерой является привлечение системно-деятельностного подхода к анализу объективной структуры жизненного пути. Этот подход ведет свое начало из работ А.Н.Леонтьева и получает дальнейшее развитие в исследованиях его учеников и последователей [30; 46; 64; 207]. «Краеугольным камнем», заложенным в основание дея-тельностного подхода к человеческой жизни, является положение о том, что «деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни» [133, с. 81]. В свете данного положения индивидуальная жизнь рассматривается как «совокупность, точнее, система сменяющих друг друга деятельностей» [133, с. 102].
Следует заметить, что деятельностный подход к изучению жизненного пути личности является не единственным в современной психологии. Влиятельные позиции сохраняет за собой событийный подход, с точки зрения которого элементарной структурно-функциональной единицей жизненного пути личности служит жизненное событие. При этом жизненное событие определяется как дискретное, скачкообразное изменение жизненных обстоятельств, вызванное их естественным самодвижением или приложением личностной активности [80; 81; ПО; 149-151; 189]. При поверхностном рассмотрении деятельностный и событийный анализ объективной структуры жизненного пути личности ошибочно видятся как конкурирующие между собой подходы. При более глубоком анализе выясняется их концептуальная совместимость и взаимодополнительность. Действительно, основные события в объективной структуре жизненного пути выступают в качестве кульминационных, узловых, решающих моментов реализации личностью мотивов, целей и задач своей деятельности. В связи с данным обстоятельством некоторые исследователи предпочитают классифицировать главные события жизненного пути личности как «события-поступки» или «события деятельности» [16; 110; 133; 149 -151]. Можно утверждать, что жизненный путь личности квантуется на события, которые порождены развитием и движением системы деятельности.
Как полагают некоторые исследователи, главная функция личности как субъекта заключается в упорядочивании системы жизненных отношений, что находит отражение в соподчинении смысловых структур личности в иерархию и в «сшивании» различных видов деятельности между собой [54; 133; 207]. Вот, например, что думает по этому поводу В.В.Столин: «Активность личности предполагает внутреннюю активность по «сшиванию швов» меж-
191
ду различными деятельностями человека» [207, с. 99]. Функция связывания различных видов деятельности присуща личности именно как субъекту жизни. В этом ракурсе отдельная деятельность предстает как молярная единица жизни личности, а жизнь в целом - как ансамбль различных видов деятельности, сплетенных между собой нужным личности образом. Способ сочленения этих видов деятельности в рамках индивидуальной жизни отражает характерную для личности конфигурацию жизненных отношений. Этот способ индивидуален и специфичен для личности как субъекта жизни.
Но что обусловливает способность личности к «сшиванию» различных видов деятельности в рамках индивидуального жизненного пути? Следует полагать, такую возможность личности предоставляет система психической саморегуляции и, в особенности, смысловая саморегуляция, ведь «сшивка» деятельностей, о которой идет речь, производится посредством смысловых «швов» и «стежек». На данное обстоятельство указывает, в частности, К.А.Абульханова-Славская. По ее мнению, за временным порядком актуализации и дезактуализации, развертывания и свертывания деятельностей стоит иерархия ценностей и смыслов, которые этими деятельностями материализуются в жизни [8]. Следует согласиться с тем, что включение или выключение деятельности осуществляется личностью на основе относительной личностной значимости этой деятельности в масштабах целостной жизни. Чем строже иерархия смысловых необходимос-тей личности, тем четче она предусматривает место и роль различных видов деятельности в структуре индивидуального жизненного пути. Иерархия смысловых необходимостей личности эк-стериоризируется в смысловых оценках своевременности - несвоевременности тех или иных жизненных дел и поступков. Тем самым личность как бы расставляет различные виды деятельности во временную сукцессию по их личностной значимости. С точки зрения К.А.Абульхановой-Славской, в данном случае иерархия деятельностей проецируется на временной ряд жизни [8].
В этой связи личность функционирует уже не как субъект каждой особенной деятельности, но как субъект жизни, который «ткет» узор индивидуальной биографии из наличествующих у нее видов деятельности. Для координации видов деятельности в рамках индивидуального жизненного пути личности насущно необходимо психологически «подняться» над каждым конкретным видом деятельности. Динамическая смысловая система, регулирующая
192



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Леонтьев Д. ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Объект; object
  • Психология саморазвития личности как парадоксальный факт психической жизни
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Поттер Дж., Уезерел М. ДИСКУРС И СУБЪЕКТ
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Рубинштейн С. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Конструктивное
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Лавренко Любовь Эдуардовна. Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь