Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52325

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В своих ранних работах авторы полностью смешивают классификацию по типу А и профессиональные характеристики. Мужчины типа А отбирались из инженерных и производственных организаций, редакций газет, телевизионных студий и т.п., тогда как мужчины с типом В (отсутствие проявлений по типу А) - из муниципальных служб, профессиональных бальзамировщюсов, служащих расчетных организаций (Friedman & Rosenman, 1959). Среди женщин, отнесенных к типу А, 97% были работающими, 67% отнесены к категории должностных лиц, тогда как среди женщин типа В только 35% работали и меньше 1% были должностными лицами.
Мне представляется, что имеющиеся сведения позволяют сделать следующие выводы: 1) Поведение по типу А является установленным фактором риска по отношению к ССБ, как это было показано в проективном исследовании, и нарастание угрозы происходит независимо от других выявленных факторов риска (Rosenman et aL, 1975). 2) У мужчин, перенесших ранее одну из ССБ, поведение по типу А повышает угрозу повторного случая ССБ независимо от воздействия других факторов (Jenkins et al., 1976). 3) Дихотомическая шкала клинических наблюдений Friedman-Rosenman лучше предсказывает ССБ, чем субъективная оценка, получаемая с помощью Шкалы активности Jenkins (Jenkins et al., 1976) 4) Факторный анализ субъективного теста самооценки содержит три основных фактора -высокую мотивированность, включенность в работу, скорость/нетерпеливость, хотя в опроснике имеется большое число позиций, не вошедших ни в один из рассматриваемых факторов. Кроме того, на-
165
званные факторы не позволяют предсказать развитие новой ССБ или повторного заболевания, так как это достигается только на основе суммарной оценки по всей шкале (Jenkins et ah, 1976).
По целому ряду причин мне не ясно, каким образом приведенные факты, имеющие большое значение с точки зрения выделения психологического фактора риска по отношению к ССБ, позволяют объяснить особенности трудовой среды. Основные доказательства получены на мужских выборках, в которых только 10% занимают "голубые воротнички", остальные, в основном, принадлежат к категориям управленцев среднего и высшего уровня, а также научным и техническим работникам {Rosenman et aL, 1964). Соответственно, мы не знаем , является ли поведение по типу А фактором риска для "голубых воротничков", или как изменяется сто угрожающее влияние в разных профессиональных группах и видах труда. Неизвестно и то, до какого предела поведение по типу А может меняться в различных видах труда и какие его компоненты могут оказаться наиболее чувствительными к условиям работы.
Резюмируя сказанное, мне кажется, что мы имеем дело с не до конца объясненным содержанием понятия. Перспективным с точки зрения интересов, затрагиваемых в настоящем обзоре, представляется подразделение этого фактора риска на три компонента:
1) соответствующая личностная предрасположенность;
2) требования со стороны конкретного вида работы;
3) формы поведения и реакции, возникающие тогда, когда эти требования "активируют" индивидуальную пре/фасположенность.
И наконец, как минимум, необходимо знать намного больше о профессиональной специфике и в целом о поведении по типу А как о потенциально угрожающему здоровью фактору*
Несколько лет назад Matsumoto (1970) попытался "объяснить" более низкий уровень сердешю-сосудистои патологии в Японии, выдвинув гипотезу о том, что это обусловлено существенными различиями между японским и американским обществом. При этом наиболее ярким оказалось его описание арудовой роли и типичной профессиональной карьеры у японских рабочих. Создается впечатление, что фирма, в которой работает человек, сама организация труда и сослуживцы действительно становятся для него "большой семьей" с удивительным запасом стабильности во времени и неизменным порядком. Труд и иные формы активности, например отдых, внутренне переплетаются друг с другом, и, возможно, происходит стирание социальных ролей. Я сослался на это исследование не дли того, чтобы пробудить ностальгию у западного читателя, а для того, чтобы ярче выделить значение такого класса переменных, как факторы "социальной поддержки", который очень мало исследуется.
166
Хотя исследования труда и здоровья со стороны сердечно-сосудистой системы еще и не образовали целостный массив хорошо согласованных данных, широта гипотез, включающих социокультурные изменения, мобильность труда, ролевое несоответствие, остается доминирующей. По-видимому, широкий социоэмовдональный кон-тексч- в организации профессиональной жизни и его стабильность были еще недостаточно изучены.
Стресс в труде, показатели психического здоровья
и самочувствие
Одна из важных характеристик труда - престиж, или статус, работы - отчепгато связана с более высокой удовлетворенностью трудом и сохранностью психического здоровья. Те компоненты удовлетворенности трудом, которые относятся к самооценке, самореализации, автономии и оплате труда, в большей мере связаны со статусом работы, чем удовлетворенность условиями труда и отношениями с сотрудниками и начальством. Такая общая согласованное!! данных, однако> ис должна затушевывать того факта, что корреля дня между статусом работы и удовлетворенностью трудом или другой соответствующей симптоматикой, выражена достаточно слабо и редко превышает значение г = 0.30.
Анализ личературы по проблеме удовлетворенности трудом в отношении частных аспектов производственной среды позволяет сделать следующие обобщения.
Пичкая удовлетворенность связана с:
1) условиями груда - наличие факторов, угрожающих здоровью и безопасности работающего; такие неблагоприятные факторы, как интенсивность заданного темпа и большие физические нагрузки; большая продолжительность работы, особенно если она навязана рабочему; вечерние и ночные смены; неопределенность задач; недостаток контроля в течение работы;
2) работой самой по себе (содержанием труда) - недостаточное использование навыков и способностей; мелкая раздробленность повторяющейся задачи, включающей только несколько разных операции;
3) рабочей группой - отсутствие возможности взаимодействовать с коллегами; большие группы с недостаточным взаимодействием; неприятие сослуживцами;
4) руководством - изоляция от процесса принятия решений, невозможность наладить обратную связь с руководителем; отсутствие оценки хорошего исполнения; недостаточное внимание и взаимопонимание со сгороны руководства;
167
5) особенностями организации - большие организации с уровне-вым подразделением (при относительно небольшом числе уровней в организации); штатная должность (по сравнению с перемещениями в должности); дискриминация при приеме на работу;
6) заработной платой и продвижением по службе - низкое материальное вознаграждение или же субъективно воспринимаемое несоответствие в заработной плате; отсутствие перспектив в продвижении по службе.
Обобщение литературы, анализирующей связи между разнообразными аспектами психического здоровья и специфическими особенностями трудовой среды, будет проведено по аналогии с вышеприведенной классификацией, чтобы подчеркнуть многочисленные сходства в результатах.
Ухудшение психического здоровья связано с:
1) условиями труда - наличие факторов, угрожающих здоровью и безопасности, а также неприятных условий труда; необходимость работать быстро, затрачивая много физических усилий; чрезмерная продолжительность работы;



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихонов В. Теория ошибок.
  • 10 главных ошибок в жизни
  • Цыбулько И.П. ЕГЭ 2013. Русский язык. Задания, решения, типичные ошибки
  • Выборнов А.В. Словарь типичных ошибок английского языка
  • Интерпретация; interpretation
  • Притча «Не казни себя»
  • Дубнов Я.С. Ошибки в геометрических доказательствах
  • Бабанская Татьяна Сергеевна. Ошибки взрослых при обучении детей основам безопасности.
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Самусенко А.В., Казаченок В.В. Математика. Типичные ошибки абитуриентов
  • Притча «Информационный наставник»
  • К чему снятся осы
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Восемь подсознательных ошибок мозга и как их избежать
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Райх В. О технике интерпретации и анализа сопротивления
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. (Анализ характерных ошибок поступающих во втузы.)
  • К чему снятся блохи
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • К чему снится ругаться
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними
  • Слухи. Почему верят слухам.
  • К чему снится комната
  • Тип; Туре
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Гринсон Ральф Ромео - Техника и практика психоанализа
  • Шпет Г. СОЗНАНИЕ И ЕГО СОБСТВЕННИК
  • Козлова М.Ф.. Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • К чему снится зеркало?
  • К чему снятся глаза?
  • Кое-что об отношениях людей
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки
  • Ищенко Лилия. Педагогический проект месяца по реализации задач образовательной области: «Безопасность»
  • К чему снится любимый человек
  • Симбиоз; Symbiosis



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь