|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 121973
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ
Во время кризиса перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, к авторитету матери и отца. Ребенок постепенно входит в сложный мир людей, как взрослый, так и детский, и пытается отыскать свое место в этом мире. Он учится ориентироваться в социальных связях, устанавливать дифференцированные отношения с окружающими людьми. М. И. Лисина выделяет в первые 7 лет жизни ребенка 4 формы его общения с окружающими: ситуативно-личностную, ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную (М. И. Лисина, 1986). В соответствии с ними изменяются требования ребенка к взрослому, который выступает в первую очередь как партнер по взаимодействию и от которого требуются не только внимание, любовь, но и понимание, сопереживание, уважение. ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ Наряду с изменениями, происходящими в отношениях ребенка со взрослыми, на 3-м году жизни наблюдается возникновение существенного и довольно постоянного интереса к другим детям, потребности в общении с ними. Постепенно развиваясь и обогащаясь, общение со сверстниками превращается в истинно социальное взаимодействие, которое приводит к созданию маленьких детских сообществ с собственными законами и правилами жизни. «Если у меня не получится, мама поможет». ГЛАВА 4. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА Я 209 Формы общения: Ситуативно-личностная (0-6 месяцев) — общение, в ходе которого взрослый обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Ситуативно-деловая (0,6-3 лет) — общение, разворачивающееся в ходе совместной со взрослым деятельности. Внеситуативно-познавательная (3-4 года) — общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром. Внеситуативно-личностная (4-6 лет) — общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира. Исследования В исследовании Л. Н. Галигузовой установлено, что, например, дети раннего возраста нередко не могут узнать среди своих товарищей того, с кем 15 раз перед этим встречались наедине и подолгу играли. Даже дошкольники после 3-5 совместных занятий не всегда могут сказать, как зовут их друга. При этом если ребенок этого возраста встречается со взрослым, то его личный интерес к взрослому оказывается неизмеримо более глубоким (Галигузова Л. Н., 1980). Необходимо отметить также то, что в этом возрасте проявляются достаточно сильные индивидуальные различия коммуникативных способностей у детей. Те дети, которые имеют свободные, легкие, аффективные связи с родителями или братьями и сестрами, легче приспосабливаются к общению с другими детьми. Некоторые дети, родители которых чрезмерно авторитарны, пытаются подавлять в игре других детей и третировать более слабых. МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ На предыдущей стадии онтогенетического развития (от рождения до 2 лет) мы рассмотрели зачаточные формы мотивационно направленного поведения у ребенка, которые можно рассматривать только в качестве предвестников мотивации достижения. На данном этапе мы уже можем констатировать постепенное зарождение истинно мотивационных форм поведения, направленного на достижение. При этом на основе данных различных исследований, как отечественных, так и зарубежных авторов, можно утверждать, что заложенный в этом возрасте опыт во многом предопределяет будущее такого поведения. Исследования Так, результатылонгитюдного исследования, охватившего 4 возрастных периода, выявили высокую степень устойчивости индивидуальных уровней мотивации достижения и предрасположенности детей к соперничеству, начиная с 3-летнего возраста и до взрослости (особенно в интеллектуальной сфере). Оказалось, что большей изменчивостью обладают такие личностные черты, как агрессивность, зависимость, пассивность (Vernon M., 1971). Так что, по всей видимости, мы можем говорить, что уже к 10 годам вполне возможно предсказать будущее поведение ребенка, направленное на достижение успеха. Согласно теории Макклелланда, мотив достижения развивается из растущих ожиданий ребенка. Когда ребенок входит в новую ситуацию достижения какой-либо цели, например решения механической головоломки, у 210 ■ Часть III, Раннее детство (от 2 до 6 лет) Лонгитюдное исследование — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Экспектация — система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Атрибуция — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. него нет определенных экспекта-ций относительно его способности справиться с этой задачей. Если головоломка не очень сложна и ребенок способен ее решить правильно, он вскоре разовьет у себя некоторые экспектации и удовольствие от них, которое будет служить позитивным подкреплением для развития мотива достижения. Вскоре у ребенка разовьется 100%-е ожидание успеха в решении головоломки. Но на этом этапе головоломка теряет свою новизну и ее решение больше не рассматривается ребенком как достижение. Родителям, стремящимся развить мотив достижения у ребенка, необходимо в этот момент дать ему новую, немного более сложную задачу. Однако если ситуации будут всегда сложны, ребенок будет испытывать негативные эмоции и у него будет складываться не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудач. Поэтому взрослым следует очень чутко, с пониманием относиться к своему ребенку, внимательно и правильно оценивая все его поступки и достижения. X. Хекхаузен (1986) выделил определенные этапы в развитии мотивации достижения у детей рассматриваемого возраста. Примерно между 2,5 и 3,5 годами у ребенка впервые начинает проявляться способность выводить самостоятельно достигнутый результат из глобальной атрибуции — собственных возможностей. С этого, собственно, и начинается развитие у него мотивации достижения. Следующий шаг — различение трудности задачи и оценка своих возможностей в процессе ее решения. Причем первое время, между 3 и 4 годами, прежде всего выделяется трудность. Однако 3—4-летние дети еще не усматривают позитивной связи между трудностью задачи и привлекательностью успеха. Исследования Так, в исследованиях X. Хекхаузена из трех вариантов задач большинство 4-7-летних детей предпочитали легкую, с которой «справились большинство их сверстников». Лишь начиная с 8 лет большинство детей все чаще предпочитали задачу средней трудности, с которой «некоторые их сверстники справились, а некоторые нет». Полученные данные, в которых использовалась методика повторного выбора, показали, что младшие дети, особенно дошкольники, выбирают для повторного решения одну из уже решенных задач, а более старшие дети — напротив, нерешенную (Хекхаузен X., 1986). Таким образом, очевидно то, что одним из главных условий формирования мотива достижения у ребенка является наличие у него способности к оценке собственных возможностей. Примерно в 3—4 года некоторые дошкольники уже способны самостоятельно оценить некоторые свои возможности и верно предсказать результаты своих действий на основе собственного опыта (например, дальность прыжка) (М. И. Лисина и А. И. Сильвестру, 1983). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|