Холлис Дж. Мифологемы: Воплощения невидимого мира.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 15997

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Воссоздание таинства в бесплодное время

151

Стало серым. Ребенок не верит.
Или верит. Пусть верит. Какая разница/
Глубинная психология появилась более века тому назад, и ее появление было далеко не случайным. Понятие «психоанализ», которое впервые было использовано в статье, вышедшей в 1896 году, указывало на его главную цель - сдерживание напряжения противоположностей в течение великого между: между разными стадиями человеческой жизни, между прежними, подразумеваемыми соглашениями с Вселенной - и более новыми и более сложными представлениями, между духовными заповедями, питавшими наших предков, и образами, которые стали доступными нам сейчас. Мы утратили ощущение видения Овидия, согласно которому связь с невидимым миром существовала везде и всюду, а природа была живым свидетельством деяний богов. Мы отошли от признания гностического Евангелия, в котором говорится, что Царствие распространяется на всю землю, и при этом мы его не видим233. Мы забыли о выводе, к которому пришел Марк Аврелий:
Любопытствующим: «где ты богов видел и откуда взял, что существуют они, чтобы так их почитать?» Ну, во-первых, и глазами можно их видеть. Кроме того, я и души своей не видал, а ведь чту же ее. Так и с богами: в чем вновь и вновь испытываю силу их, чрез то постигаю, что они существуют, и вот благоговею.234
У нас нет таких возможностей получить непосредственное переживание, как это было в эпоху античности. Следует помнить, что значит слово «боги» для нас, живущих в эпоху постмодернизма. Ричард Тарнас235 выражает это кратко и емко: «Считается, что реальность наполнена и структурирована присутствием
232 "Little Boy Don't Believe", in The Same Sea, p. 140. Стихотворение Амо
са Оза глубоко метафорично. Его суть заключается в том, что многое в жизни
застывает и остается неизменным. Даже изменчивое море только изменило цвет:
из ярко-синего стало серым. Мальчик вырастет, во что-то веря или не нет, по
существу это не имеет никакого значения.
233 «...Царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его»,
Евангелие от Фомы: 117. - Примеч. пер.
234 Meditations, р. 186. (Размышления. Кн. 12: 28. Пер. А.К. Гаврилова.)
235 Ричард Тарнас (род. 1950) - культуролог и профессор философии и
психологии Калифорнийского Института интегральных исследований в Сан-
Франциско. - Примеч. пер.

152

Глава 10

мощных нуминозных сил, которые воплощаются как мифические божества»236.
Таким образом, боги порождаются нашим почтительным отношением к тем мощным энергиям, которые пронизывают мир. Однако мы пришли к осознанию не только внешних, но и внутренних аспектов нашей самости как «первобытных психических форм, которые структурируют и стимулируют поведение и переживание человека... как проявление коллективного бессознательного, присутствующее у каждого человека»237.
В таком случае, если мы говорим о богах, значит мы признаем существующую между нами дистанцию, ибо мы превратили их в существительные. Но вспомнив о том, что они являются не существительными и не объектами, а глаголами и процессами, мы сделаем шаг по направлению к воссозданию таинства. Дилемма современного человека как раз и заключается именно в том, чтобы совершить этот шаг, который Уильям Блейк238 назвал «обновленной невинностью» (reorganized innocence).
Такая невинность во многом была характерной чертой первобытного состояния людей, которые испытывали религиозное переживание. В состоянии трепета они обратились к метафоре, ибо то, что действительно является трансцендентным, не может содержаться в общих понятиях, относящихся к мышлению и чувственному восприятию. Очевидно, такие метафоры имеют следующую тенденцию: когда они переносятся на переживание другого содержания, они застывают, становятся артефактами сознания и уже не воплощают эмпирические образы.
Трудности в передаче изначального откровения приводят к догматизму, возникновению ритуалов и закреплению их в культовой практике.
Опыт [религиозного переживания] обрастает догмами, которые пытаются его объяснить, защитить и передать другим. Очевидно, что сама по себе догма не содержит никакого таинства, хотя в ней может очень искренне говориться об изначальном переживании этого таинства. Главным мотивом ритуалов является воссоз-

236 Prometheus the Awakener, p. 4.
237 Ibid.
238 Уильям Блейк (1757-1827) -
зионер. - Примеч. пер.

англиискии поэт, художник, мистик и ви-



Воссоздание таинства в бесплодное время

153

дание и, будем надеяться, возвращение к жизни изначального переживания мистической сопричастности, participation mystique, сопутствующей феноменологическому переживанию. Спустя какое-то время, в результате многочисленных повторений, ритуал может постепенно застыть и омертветь, утратив способность к воссоединению его участника с изначальным аффектом. То же самое можно сказать о культовой практике239, которая, с одной стороны, отличает одни группы населения от других, а с другой - со временем может стать властной и подавляющей.
Вследствие снижения аффективной связи с изначальным образом такой религиозный опыт обрастает различными институтами, с целью сохранить то сокровище, которое одухотворяло наших предков.
Как нам всем известно, со временем власть начинает больше угнетать, чем служить внешним выражением изначального опыта, деспотично навязывая свои ценности всему обществу. И со временем эти институты начинают жить своей собственной жизнью, а сохранение их тлеющей святости постепенно становится их собственным raison d'etre240. Все боги скрылись под землю только затем, чтобы появиться где-то еще.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Воин света»
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Своеобразные с точки зрения западного человека японские понятия, которые побуждают к личностному развитию
  • Сенека. О БЛАЖЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Хей Луиза. Как исцелить свою жизнь.
  • Психоаналитические афоризмы VIII. - Джойс МакДугалл
  • Миф; Myth; Mythos
  • Шарп Ш. Культурные мифы и недостаточная забота в браке
  • Притча «Билет в жизнь»
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Мэри Грир. Женщины Золотой Зари
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Как понравиться при знакомстве: научный подход
  • Авакумов С.В. Мотив инициации в сновидениях и психотерапевтическом процессе
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Рамиль Гарифуллин. В поисках зеркамона. Психология феномена зеркала
  • Почему мы «подсаживаемся» на игры: психология игры
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Дороги нашей жизни»
  • Мамаева Светлана Викторовна. Роль книги в формировании у ребёнка представлений о человеке в истории и культуре
  • Ньютон Майкл. Предназначение души.
  • Илюшина Лилия. Родительское программирование на неудачу
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Иерархия Духа, Души и Тела
  • Признаки того, что человек проживает судьбу своих родственников, реализуя семейный миф
  • Форрест Линн. Три лица жертвы - Треугольник Карпмана
  • Притча «Все пути человека чисты в его глазах...»
  • Патрици Джоудри, Моури Д. Прессмен. Твоя вечная половина.
  • Притча «Жизнь и Любовь»
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Психология успеха
  • К чему снятся трупы?
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Это не ведет к святости»
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «О времени»
  • Притча «Взгляд, который многое изменил»
  • Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП.
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Колташов В. Г. Диалектическая психология.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «Два цветка»
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Притча «Хватит ждать!»
  • Хокинг С. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ
  • Притча «Странствия души»
  • Марина Таргакова. Психология обиды — М. Таргакова



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь