Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165077

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

При этом жизненные ценности зависят не только от социально-экономических условий, но и от личностных особенностей руководителей — возраста, опыта, характера. Наиболее значимыми ценностями являются некоторые терминальные:
• развитие личности;
• профессиональное творчество;
• альтруистические установки, семья и дети.
При этом ценность альтруизма увеличивается с возрастом. Ориентация руководителей на терминальные ценности коррелирует с более высокой эффективностью деятельности, нежели у руководителей, ориентированных на ценности инструментальные. Поэтому формирование этих жизненных ценностей стимулирует личностно-профессиональное развитие.
Важной задачей акмеологии является помощь в выборе соответствующих эталонов личностно-профессионального развития и ценностных ориентации. Этот процесс должен быть сугубо индивидуальным и динамическим, учитывающим этапы и стадии развития, тогда они будут сильным стимулом, а не тормозом. Данное направление, связанное с выявлением соответствующих условий и факторов, необходимо развивать.
Важным фактором личностно-профессионального развития и повышения уровня профессионализма личности является рациональное использование и приумножение индивидуальной ресурсности субъектов труда. Данное направление отличается широтой научной проблематики и ярко выраженной практической ориентацией. Отметим лишь некоторые из них.
Известно, что высокая работоспособность как значимая характеристика профессионализма во многом определяется состоянием здоровья, а данное состояние, в свою очередь, во многом зависит от отношения к нему. В процессе исследований было установлено, что существенной характеристикой Я-концепции профессионала является ценностное мотивационное отношение к своему здоровью, включающее:
• самооценку здоровья;
• стереотипы образа жизни;
• стиль профессиональной деятельности;
• способы восстановления здоровья;
• наличие вредных привычек;
• профессиональные или групповые эталоны поведения*.
* Мурзабеков Г. И. Исследование психологических механизмов отношения госслужащих к своему здоровью // Сборник аспирантских работ. — М.: РАГС, 1998; Романова С. А. Психологический аспект отношения к здоровью персонала госслужбы. — М.: МААН, 1998 и др.

Выявлены две стратегии отношения к своему здоровью:
• активного противостояния негативным факторам;
• пассивной адаптации, «привыкания» к ним.
Выявлены также доминирующие факторы, влияющие на состояние здоровья государственных служащих:
• режим профессиональной деятельности;
• уровень стрессогенных воздействий;
• типичные функциональные состояния;
• режим питания;
• отношение к нестабильности и переменам;
• периодичность и качество отдыха;
• особенности самооценки здоровья.
Доказано, что ведущим психологическим механизмом осуществления мотивационных установок в отношении охраны и укрепления здоровья является осознаваемое и неосознаваемое сопоставление значимых ожидаемых положительных или отрицательных последствий осуществления соответствующих действий и необходимых затрат (временных, функциональных или материальных).
Существует несколько основных причин неправильного отношения к своему здоровью. Это в первую очередь:
• негативные когнитивные конструкты;
• неверные представления о себе;
• отсутствие понимания ценности здоровья и целей его сохранения;
• незнание закономерностей функционирования организма и возможностей волевой регуляции;
• незнание правил здорового образа жизни;
• страхи перед диагнозом;
• недооценка негативных последствий неадекватного отношения к своему здоровью;
• отсутствие поиска и активного выхода из негативных и болезненных состояний;
• переоценка резервов организма;
• недостаточная выраженность психологических установок на здоровый образ жизни.
Одним из важных акмеологических принципов улучшения отношения к своему здоровью и его укреплению является оптимизация соотношения рутинных, автоматизированных и мало осознаваемых компонентов (характеристики образа жизни, привычки, эталоны и пр.) и инициативных, творческих, хорошо осознаваемых компонентов, характерных для необычных ситуаций. Коррекция отношения к здоровью должна строиться с учетом содержания самого отношения к здоровью и действующих психологических факторов неадекватного отношения.
Близким к данному направлению является исследование методов саморегуляции психических состояний как фактора повышения работоспособности и эффективности деятельности. Высокий уровень саморегуляции является одним из важнейших общих акмеологических инвариантов профессионализма. Умение осуществлять саморегуляцию — важная составляющая профессионализма деятельности.
Акмеологическое понимание психологической саморегуляции состоит в ее рассмотрении как:
• сознательного управления внешней и внутренней активностью;
• деятельности по развитию личностного потенциала;
• владения системой знаний и систематизации индивидуального опыта аутопсихологических технологий*.
*Общая и прикладная акмеология / Под ред. А. А. Деркача. Ч. 1, 2. — М.: РАГС, 2001.

К примеру, у субъектов управленческой деятельности часто преобладают негативные психические состояния, возникающие вследствие общей нестабильности и неопределенности условий выполнения деятельности, низкого статуса, недостаточного материального обеспечения, действия экстремальных факторов, политизации управления и пр. В акмеологических исследованиях апробированы различные способы саморегуляции психических состояний, повышающих психическую защищенность и работоспособность.
Повышение индивидуальной ресурсности может осуществляться за счет развития конкретных психологических профессионально важных качеств. В частности, эффективность профессиональной деятельности, связанной с анализом информации и принятием ответственных решений, во многом зависит от уровня развития различных видов памяти:
• способности к быстрому запоминанию;
• прочному хранению и точному воспроизведению профессионально важной информации;
• возможности произвольного управления процессами памяти;
• защищенности хранящейся в памяти информации*.
* Полунин Ю. Д. Стратегия совершенствования профессиональной памяти государственного служащего. — М.: МААН, 1997.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Литинец Елена Александровна. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Р.Е. Мансуров. Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Каверина Ирина Николаевна. ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
  • Редактор. proekt
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Как найти лучшую веб-студию - признаки профессионализма
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Романова Ольга Владимировна. Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ
  • Керимова Эльмира. Реализация ФГОС в практике воспитателя
  • Журбенко Ольга Александровна. Презентация на тему 'Игровые математические технологии в ДОУ'
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Наталья Владимировна Рашкинене. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Андрианова Дарья Владимировна. Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Арушанян Сатеник Грайровна. Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Обмоина Елена Юрьевна. Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Антонова Анна Алексеевна. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе
  • Ширнина С. А.. Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Светлана Капутская. Развитие творчества через приобщение старших дошкольников к художественному труду



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь