Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164642

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

При этом жизненные ценности зависят не только от социально-экономических условий, но и от личностных особенностей руководителей — возраста, опыта, характера. Наиболее значимыми ценностями являются некоторые терминальные:
• развитие личности;
• профессиональное творчество;
• альтруистические установки, семья и дети.
При этом ценность альтруизма увеличивается с возрастом. Ориентация руководителей на терминальные ценности коррелирует с более высокой эффективностью деятельности, нежели у руководителей, ориентированных на ценности инструментальные. Поэтому формирование этих жизненных ценностей стимулирует личностно-профессиональное развитие.
Важной задачей акмеологии является помощь в выборе соответствующих эталонов личностно-профессионального развития и ценностных ориентации. Этот процесс должен быть сугубо индивидуальным и динамическим, учитывающим этапы и стадии развития, тогда они будут сильным стимулом, а не тормозом. Данное направление, связанное с выявлением соответствующих условий и факторов, необходимо развивать.
Важным фактором личностно-профессионального развития и повышения уровня профессионализма личности является рациональное использование и приумножение индивидуальной ресурсности субъектов труда. Данное направление отличается широтой научной проблематики и ярко выраженной практической ориентацией. Отметим лишь некоторые из них.
Известно, что высокая работоспособность как значимая характеристика профессионализма во многом определяется состоянием здоровья, а данное состояние, в свою очередь, во многом зависит от отношения к нему. В процессе исследований было установлено, что существенной характеристикой Я-концепции профессионала является ценностное мотивационное отношение к своему здоровью, включающее:
• самооценку здоровья;
• стереотипы образа жизни;
• стиль профессиональной деятельности;
• способы восстановления здоровья;
• наличие вредных привычек;
• профессиональные или групповые эталоны поведения*.
* Мурзабеков Г. И. Исследование психологических механизмов отношения госслужащих к своему здоровью // Сборник аспирантских работ. — М.: РАГС, 1998; Романова С. А. Психологический аспект отношения к здоровью персонала госслужбы. — М.: МААН, 1998 и др.

Выявлены две стратегии отношения к своему здоровью:
• активного противостояния негативным факторам;
• пассивной адаптации, «привыкания» к ним.
Выявлены также доминирующие факторы, влияющие на состояние здоровья государственных служащих:
• режим профессиональной деятельности;
• уровень стрессогенных воздействий;
• типичные функциональные состояния;
• режим питания;
• отношение к нестабильности и переменам;
• периодичность и качество отдыха;
• особенности самооценки здоровья.
Доказано, что ведущим психологическим механизмом осуществления мотивационных установок в отношении охраны и укрепления здоровья является осознаваемое и неосознаваемое сопоставление значимых ожидаемых положительных или отрицательных последствий осуществления соответствующих действий и необходимых затрат (временных, функциональных или материальных).
Существует несколько основных причин неправильного отношения к своему здоровью. Это в первую очередь:
• негативные когнитивные конструкты;
• неверные представления о себе;
• отсутствие понимания ценности здоровья и целей его сохранения;
• незнание закономерностей функционирования организма и возможностей волевой регуляции;
• незнание правил здорового образа жизни;
• страхи перед диагнозом;
• недооценка негативных последствий неадекватного отношения к своему здоровью;
• отсутствие поиска и активного выхода из негативных и болезненных состояний;
• переоценка резервов организма;
• недостаточная выраженность психологических установок на здоровый образ жизни.
Одним из важных акмеологических принципов улучшения отношения к своему здоровью и его укреплению является оптимизация соотношения рутинных, автоматизированных и мало осознаваемых компонентов (характеристики образа жизни, привычки, эталоны и пр.) и инициативных, творческих, хорошо осознаваемых компонентов, характерных для необычных ситуаций. Коррекция отношения к здоровью должна строиться с учетом содержания самого отношения к здоровью и действующих психологических факторов неадекватного отношения.
Близким к данному направлению является исследование методов саморегуляции психических состояний как фактора повышения работоспособности и эффективности деятельности. Высокий уровень саморегуляции является одним из важнейших общих акмеологических инвариантов профессионализма. Умение осуществлять саморегуляцию — важная составляющая профессионализма деятельности.
Акмеологическое понимание психологической саморегуляции состоит в ее рассмотрении как:
• сознательного управления внешней и внутренней активностью;
• деятельности по развитию личностного потенциала;
• владения системой знаний и систематизации индивидуального опыта аутопсихологических технологий*.
*Общая и прикладная акмеология / Под ред. А. А. Деркача. Ч. 1, 2. — М.: РАГС, 2001.

К примеру, у субъектов управленческой деятельности часто преобладают негативные психические состояния, возникающие вследствие общей нестабильности и неопределенности условий выполнения деятельности, низкого статуса, недостаточного материального обеспечения, действия экстремальных факторов, политизации управления и пр. В акмеологических исследованиях апробированы различные способы саморегуляции психических состояний, повышающих психическую защищенность и работоспособность.
Повышение индивидуальной ресурсности может осуществляться за счет развития конкретных психологических профессионально важных качеств. В частности, эффективность профессиональной деятельности, связанной с анализом информации и принятием ответственных решений, во многом зависит от уровня развития различных видов памяти:
• способности к быстрому запоминанию;
• прочному хранению и точному воспроизведению профессионально важной информации;
• возможности произвольного управления процессами памяти;
• защищенности хранящейся в памяти информации*.
* Полунин Ю. Д. Стратегия совершенствования профессиональной памяти государственного служащего. — М.: МААН, 1997.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Под редакцией К. М. Гуревчча, Е. М. Борисовой - Психологическая диагностика. Учебное пособие.
  • Елена Еняшина. Мастер-класс по теме: Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении 9 класс



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь