Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 159424

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Стратегические мероприятия — это прежде всего так называемые методы парадоксальной интервенции (зачастую связанные с так называемым ритуальным предписанием) (Selvini-Palazzoli, Boscolo, Czecin & Prat, 1977). Чаще всего эти методы используют нижеприведенные стратегии, в которых одна форма интерпретации сопровождается одной формой предписания симптома. Иная интерпретация подчеркивает позитивное намерение семьи поддерживать гомеостаз. Необходимо учитывать, что уже позитивная интерпретация поведения носителя симптомов (например, ребенка) легко может привести к атрибуции вины другим членам семьи (например, родителям). Интерпретация должна быть в равной степени доброжелательной и «ядовитой» (Dell, 1981), и психотерапевт использует информационный раппорт для семьи в качестве «лазейки», через которую он может изнутри нарушить дисфункциональный баланс (Seltzer, 1986).
- Позитивная интерпретация негативного взаимодействия («спор свидетельствует о привнесении в него энергии участников»).
- Провокационная переоценка или недооценка симптомов для неожиданного изменения их значения.
- Симулирование симптомов и предписание («так Вы получаете возможность выяснить, почему это поведение для Вас важно»).
- Предсказание неудачи и предостережение от очень быстрого прогресса, чтобы избежать разочарования и вызвать чувство собственной ответственности за поведение.
- Предписание рецидива.
Парадоксальными предписаниями преследуются различные цели. Принимается в расчет страх перед изменениями. Но, с другой стороны, может быть вызван протест против такой интерпретации или предписания, за которым последует редукция симптома. При катастрофизации симптомов индивид побуждается к проявлению собственной инициативы и менее драматичному представлению ситуации, что опять влечет за собой редукцию симптома. Предписание симптомов или их симулирование тоже может привести к отказу членов семьи от своего прежнего поведения. Может произойти и изменение значения, когда осуществляется контроль над симптомом при исполнении предписания. Благодаря этому облегчается переход от контроля со стороны психотерапевта к самоконтролю. Наконец, члены семьи благодаря тому, что симптомы и их носители перемещаются в центр внимания, становятся более внимательными друг к другу. Но целью парадоксальной интервенции, как это было представлено в вышеприведенном примере, может быть и провоцирование изменений с помощью эскалации возбуждения при превышении прежних пограничных условий. При парадоксальной интервенции снижаются завышенные ожидания, что способствует проявлению собственной инициативы, а предписание рецидива может предотвратить негативные эмоции, вызванные временным ухудшением, и его катастрофизацию.
Такие формы интервенции должны учитывать специфичный контекст конкретной семьи и предполагают, что между психотерапевтом и членами семьи есть раппорт. Эти мероприятия должны устранить дисфункциональное, но стабильное регулирование. Парадоксальные предписания противопоказаны, по мнению Тодда (Todd, 1986), в актуальных ситуациях утраты, при угрожающей декомпенсации, насильственных действиях или суициде, при нежелательной беременности, потере работы и других аналогичных острых кризисных ситуациях. Существуют различные школы стратегической и структурной семейной терапии, которые различаются отчасти терминологией, отчасти комбинированием структурных и стратегических элементов. Различия касаются также показаний к индивидуальной терапии или ко-терапии, роли супервизии и использования терапевтического авторитета. Все школы убеждены в том, что не всегда выгодно объяснять членам семьи смысл терапевтической интервенции. У нас здесь нет возможности рассмотреть различные терапевтические школы; для этого лучше обратиться к первоисточникам (см. обзоры: Madanes, 1982, 1991; Weeks & L'Abate, 1979, 1982; Seltzer, 1986; Todd, 1986).

5. Заключение

Семейная терапия оценивается как многообещающая (Gurman & Kniskern, 1981). При этом необходимо иметь в виду, что нет единой семейной терапии. Всеми исследованиями средний уровень улучшения для семей, прошедших курс семейной терапии, оценивается в 73% (61% для супружеской терапии). Поведенческая супружеская терапия успешна прежде всего при нарушениях супружеских отношений средней тяжести, причем решающей компонентой является улучшение коммуникации. Оперантные методы очевидно противопоказаны при тяжелых расстройствах, но особенно успешны при терапии агрессии в отношениях между родителями и детьми (Patterson, 1975). Семейная терапия также показана при психосоматических проблемах в подростковом возрасте и при злоупотреблении наркотиками. Особый интерес в этой связи представляет тот факт, что результаты индивидуальной терапии при расстройствах отношений оцениваются скорее как неблагоприятные.
В целом, следует отметить явный недостаток исследований в этой области, поскольку многие семейные психотерапевты считают использование контрольных групп неприемлемым. Альтернативой является использование так называемой контрольной группы, получающей терапию по требованию («Treatment on Demand»-Kontrollgruppe; TOD; см. Gurman & Kniskern, 1981); участники контрольной группы начинают проходить курс терапии, а именно кризисной интервенции, только по требованию самой семьи (оценку см. также в главе 22).

6. Литература

Bach, G. R. & Wyden, P. (1968). The intimate enemy. How to fight fair in love and marriage. New York: Avon.
Bader, E. & Pearson, P. T. (1988). In quest of the mythical mate. New York: Brunner/Mazel.
Barbach, L. G. (1982). For Yourself: Die Erfüllung weiblicher Sexualität. Frankfurt/M.: Ullstein.
Berley, R. A. & Jacobson, N. S. (1988). Causal attribution in intimate relationships. In P. Kendall (Ed.), Advances in cognitive behavioral research and therapy (pp. 1-90). New York: Academic Press.
Bertalanffy, L. V. (1968). General systems theory: Foundations, development, applications (collected papers). New York: Braziller.
Bowlby, J. (1975). Bindung. Eine Analyse der Mutter Kind-Beziehung. München: Kindler.
Bradbury, T. N. & Fincham, F. D. (1992). Attributions and Behavior in Marital Interaction. Journal of Personality and Social Psychology, 63, 4, 613-628.
Christensen, A., Jacobson, N. & Babcock, J. C. (1995). Integrative Behavioral Couple Therapy. In N. S. Jacobson & A. S. Gurman (Eds.), Clinical Handbook of Couple Therapy (pp. 31-64). New York: Guilford.
Colapinto, J. (1991). Structural family therapy. In A. S. Gurman & D. P. Kniskern (Eds.), Handbook of Family Therapy (pp. 417-443). New York: Brunner/Mazel.
Dell, P. F. (1981). Paradox redux. Journal of Marital and Family Therapy, 7, 127-134.
Ellis, A. & Harper, R. (1961). A guide to successful marriage. Hollywood: Wilshire.
Epstein, N. & Eidelson, R. J. (1981). Unrealistic beliefs of clinical couples. The American Journal of Family Therapy, 9, 13-22.
Farelly, E. & Brandsma, M. (1986). Provokative Therapie. München: Jungfermann.
Feldmann, L. B. (1976). Depression and marital interaction. Family Process, 15, 389-395.
Frankl, V. E. (1975). Theorie und Therapie der Neurosen. München: UTB 457.
Gottman, J. M. (1993). A Theorie of Marital Dissolution and Stability. Journal of Family Psychology, 7, 57-75.
Grawe, K., Donati, R. & Bernauer, F. (1994). Psychotherapie im Wandel: Von der Konfession zur Profession. Göttingen: Hogrefe.
Gurman, A. S. & Kniskern, D. P. (Eds.). (1981). Handbook of Family Therapy. New York: Brunner/ Mazel.
Hafner, R. J. (1977). The husbands of agoraphobic women: Assortative mating or pathogenic interaction? British Journal of Psychiatry, 30, 233-239.
Hahlweg, K., Schindler, L. & Revenstorf, D. (1981). Partnerschaftsprogramme: Möglichkeiten zur Bewältigung. Heidelberg: Springer.
Haken, H. (1981). Erfolgsgeheimnisse der Natur. Frankfurt: Ullstein.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Израэль Регарди. Срединный столп
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Джек Парсонс. Свобода – обоюдоострый меч
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Александер Франц - Психосоматическая медицина: Принципы и практическое применение
  • Л. М. Дюкетт, К. Хайятт. Иллюстрированная Гоэтия Алистера Кроули.
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Л. М. Дюкетт. Ключ к Ключу Соломона. Тайны магии и масонства. Часть I
  • Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. В 2 томах
  • Казаковцев Б.А. Психические расстройства и расстройства поведения.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Рожковский Г.В. Стань гипнотизером!
  • Равич-Щербо И. В. и др.- Психогенетика, Учебник
  • Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси
  • Щекин Г.В. - Визуальная психодиагностика
  • Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента.
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков.
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Хиллман Джеймс - Самоубийство и душа
  • Хоган Кевин - Сумейте убедить, чтобы добиться поставленной цели
  • Спотниц Хайман - Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники.
  • Шварц-Салант Натан - Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности
  • Герберт Стэнли Редгроув. Алхимия: древняя и современная
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • Лайтман Михаэль. Каббала для начинающих. В двух томах. Том 1.
  • Сатир Вирджиния - Психотерапия семьи
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Парсонс Талкотт - О структуре социального действия
  • Лайтман Михаэль. Каббала для начинающих. В двух томах. Том 2.
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Беляева Д.К., Дымшица Г.М Общая биология. Учебник для 10-11 классов
  • Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс
  • Рыбаков Б.А. Язычество древних славян
  • Меновщиков В. Ю. - Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд. Освобождение от созависимости.
  • Кровяков В.М. Психотравматология.
  • Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Четик Мортон - Техники детской терапии
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Кохут Хайнц - Анализ самости
  • Фуллье А., Кабанес О., Насс Л. - Психология французского народа. Революционный невроз.
  • Ассаджоли Роберто - Психосинтез: теория и практика
  • Нельсон-Джоунс Р. - Теория и практика консультирования
  • Степанов С. С. - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь