Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61447

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Академическая карьера Пола Экмана началась в пятнадцать лет, когда, покинув свою занудливую семейку в Нью-Джерси, он нашел убежище в Чикагском университете — там принимали способных студентов, которые, как
и он, не закончили школу. В некотором смысле это спасло ему жизнь: вместо восстания против семейной скуки он выбрал великие интеллектуальные открытия. Одним из таких открытий стало для него знакомство с учением Фрейда, которое пробудило в нем желание стать психотерапевтом.
Пол начал изучать клиническую психологию в университете Адельфи по одной из немногих в то время программ, специализировавшихся на клинической практике, а не на академических исследованиях. И все же на своем курсе он оказался белой вороной, став скорее исследователем, чем психотерапевтом. Все решил тот момент, когда на последнем курсе он наблюдал за сеансами психотерапии через одностороннее зеркало и был поражен тем, как много из того, что происходило, выражалось невербально: тембром голоса, выражением лица и жестикуляцией.
Это событие подвигло Пола на то, что стало делом всей его жизни, — исследование неисследованного. После Адельфи он выбрал институт Лэнгли Портера и психиатрическую больницу медицинской школы Калифорнийского университета в Сан-Франциско — главным образом потому, что там работал Юрген Рюш, один из немногих исследователей, кто хоть что-то писал о невербальном поведении. ! Сразу после окончания аспирантуры Пол был призван
в армию. Во время своей службы он стал главным психологом огромной тренировочной базы в Форт-Диксе, штат Нью-Джерси. По должности ему полагалось заниматься психотерапией, а не исследованиями, и к тому же ни один из сорока тысяч новобранцев, проходивших через базу каждые восемь недель, не имел ни времени, ни желания посещать психолога. Однако именно там Пол добился своих первых успехов. I Результаты одного из проведенных им исследований по-
? казали, что если солдатам разрешить «откосить» в тече-
8 3ак. 581
ние первых трех дней обучения, то есть сказать, что они не годятся для военной службы, и отправить домой, это никак не отразится на общем уровне отсева. Другими словами, большинство из них не станут пользоваться такой незаслуженной лазейкой, но это поможет избавиться от хлопот с нерадивыми новобранцами, которые рано или поздно сломаются и все равно будут отправлены домой. В результате генерал, командовавший базой в Форт-Дик- се, изменил политику и предоставил новобранцам шанс уйти из армии еще в начале курса обучения.
Затем Пол переключил свое внимание на гауптвахту как наказание главным образом за «самоволку». Пол установил, что большинство из них возвращались из «самоволки» сами, и что те, кого наказывали всего лишь внеочередными нарядами в роте, редко снова поступали так же. Но среди тех, кого отправляли на гауптвахту, «самоволки» повторялись в 90 процентах случаев. Результатом стало еще одно изменение политики командования, и обычным наказанием за «самоволку» стали наряды вне очереди, а не гауптвахта.
Эти первые успехи заставили Пола почувствовать, что исследования — это более эффективный способ изменить мир, чем психотерапия.
Человек с семью тысячами лиц
После возвращения к исследованиям в институте Лэнг- ли Портера в 1960-х годах Пол познакомился с Сильва- ном Томкинсом, который переквалифицировался из философа в психолога. Работы Томкинсона по невербальному поведению вдохновили Пола на написание собственных. Получив грант на исследования жестов и выражения эмоций в разных культурах, Пол отправился изучать одно из племен в Новой Гвинее, образ жизни которого, как считалось, был очень близок к жизни лю
дей в каменном веке. Там он обнаружил, что способы выражения эмоций у людей этого племени практически ничем не отличались от способов в любой другой части света. Это стало поворотным пунктом в понимании универсальной природы выражения эмоций, после чего Пол серьезно изучил труды Дарвина, который писал как раз о такой универсальности.
Я познакомился с Полом в 1980 году, когда писал статью о его исследованиях в области мимического выражения эмоций. Очень быстро Пол осознал, что выражения лица открывают широкое окно в мир человеческих эмоций, однако в то время еще не существовало научной системы прочтения эмоций по движениям ключевых мышц лица. Поэтому Пол занялся построением такой системы. Для этого он и его коллега Уоллес Фризен потратили год или около того не просто на изучение анатомии лица, но и на обучение сознательному управлению каждой мышцей лица. Они изучали, какую роль в выражении эмоций играет конкретная мышца лица. Анатомическое строение лица позволяет составлять около семи тысяч визуально различимых комбинаций этих мышц.
Эта работа оказалась не только трудоемкой, но еще и очень болезненной процедурой. Пол задействовал метод, который использовал в девятнадцатом веке невролог Гийом Дюшенн дю Булонь, и применил электрическую стимуляцию мышц лица, пытаясь описать, как они меняют общее выражение лица. Дюшенну было проще: человек, который участвовал в эксперименте, обладал нечувствительностью к боли и поэтому не возражал против слабых электрических разрядов. Полу повезло меньше: когда он не мог представить, как именно двигается мышца, ему приходилось втыкать электрод под кожу прямо в мышцу и стимулировать ее. Пол до сих пор вспоминает, что это было не слишком приятно.
Но полученный через шесть лет результат стал прорывом в научном изучении эмоций. Каждую эмоцию, как доказали исследования Пола, можно детально расписать по движениям подкожных мышц — и сделать это настолько точно, что формулу любой конкретной эмоции можно представить в виде подробной нотации. Ученые впервые получили возможность точно определять эмоции человека, просто наблюдая за микроскопическими изменениями в состоянии лицевых мышц.
Сегодня систему кодирования движений лицевых мышц используют более четырехсот исследователей в разных концах мира. Две группы исследователей пытаются автоматизировать систему, так что, возможно, ко- гда-нибудь — не исключено, что это произойдет уже в ближайшие пять лет, — исследователи получат прибор, способный фиксировать даже самые слабые эмоциональные изменения, точно так же, как электроэнцефалограф постоянно фиксирует мозговые волны.
Поездка Пола в Гималаи совпала с его работой над книгой, о которой он пытался мне рассказать во время нашей пешей прогулки в Кембридже*. На конференции планировалось обсудить многие из тех же самых вопросов, которые мы с ним обсуждали, в частности, о том, когда эмоции являются функциональными или дисфункциональными и как мы можем меняться в лице, когда нами овладевают те или иные эмоции.
За десятилетия, потраченные на исследование эмоций, Пол узнал много такого, что, как ему казалось, может заинтересовать Далай-Ламу. С еще большим интересом он ожидал того, как участники конференции оценят его работу. Многовековой опыт тибетской внутренней науки, как надеялся Пол, сможет предложить ему полезные уроки в области управления нашими эмоциональ
* Экман Пол. В плену эмоции (Paul Ekman, Gripped by Emotion. New York: Times Books/Henry Holt).
ными состояниями, о которых западная наука пока еще знала очень мало.
Кроме того, конференция в Дхарамсале вызывала у Пола еще и личный интерес. Еще во время армейской службы в разгар «холодной войны» Пол получил задание оценить потенциальное количество жертв в случае ядерной бомбардировки; после этого стал принимать активное участие в движении за ядерное разоружение. Его активность передалась его дочери, Ив, студентке, которая с пятнадцати лет принимала участие в движении за освобождение Тибета. Интересы Ив подтолкнули Пола на приезд сюда, в Дхарамсалу, и он взял Ив с собой. Подаваемые Полом невербальные сигналы давали ясно понять, насколько он горд и счастлив тем, что она сидела здесь, рядом с ним, всю эту неделю.
Универсальность
Пол должен был представить обзор научной системы изучения эмоций. «Ваше Святейшество, прежде всего я хочу сказать, что для меня великая честь выступать перед вами, и извиниться за то, что из всех сорока лет, отданных изучению эмоций, я потратил всего четыре месяца, пытаясь узнать хоть что-нибудь о буддизме. Все, что я сейчас, собственно говоря, знаю, я почерпнул из четырех ваших книг, так что вам придется простить мою некомпетентность, когда я буду пытаться проводить параллели,



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь