|
Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 31476
Автор: Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т.
Название: Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В управлении издательством существовал принцип функционального разделе-ния. Вся организационно-техническая сторона деятельности находилась в ком-петенции К.П. Пятницкого, а организационно-творческая - в ведении А.М. Горького. Ему и руководимому им редакционно-издательскому коллективу удалось объединить вокруг издательства лучшие литературные силы и во многом реализовать свою идейно-художественную программу. Особой популярностью у демократического читателя пользовался предложенный ему тип литературно-художественного сборника, в котором помещались новинки отечественной и зарубежной литературы. Тираж сборников достигал 65 тыс. экз. Всего за 1904-1913 годы вышло 40 сборников товарищества "Знание".
Плодотворным начинанием "Знания" был выпуск массовой серии "Дешевая библиотека", программа которой включала издание около 160 произведений не только русских, но и зарубежных писателей-классиков в высококачественных переводах (в частности, П. Шелли, Д. Байрона, Э. Золя, Р. Роллана и других). С 1905 году в составе редакционной коллегии "Дешевой библиотеки" по договору с социал-демократической рабочей партией была создана партийная редакционная комиссия ( В.И. Ленин, В.В. Воровский, А.В. Луначарский, М.С. Ольминский и другие), которая организовала выпуск общественно-политических изданий. За 1906-1908 годы партийным отделом "Дешевой библиотеки" было выпущено около 50 книг тиражом не менее 860 тыс. экз., в том числе сборник "Либералы у власти" со статьями К. Маркса и Ф. Энгельса в переводе А.В. Луначарского, "Аграрная программа" П. Лафарга, "Интеллигенция и социализм" А. Бебеля, а также злободневные публицистические произведения. Изменение социально-политической обстановки в стране в 1908-1910 годах прямо сказалось и на всей духовной жизни общества. Часть писателей, состав-ляющая авторский актив издательства "Знание" (Е.Н. Чириков, И.А. Бунин, А.И. Куприн, Д.Я. Айзман и др.), покинула его, перейдя в соответствии со своими убеждениями и художественно-эстетическими позициями в другие дей-ствовавшие в тот период издательства ( "Шиповник", "Московское книгоиздательство", "Книгоиздательство писателей в Москве" и другие). Прекращению деятельности издательства способствовали усиливающиеся разногласия между А.М. Горьким и К.П. Пятницким, которые по-разному смотрели на принципы редакционно-издательской деятельности. О характерном эпизоде в этом отношении вспоминал В.В. Вересаев. Когда в 1908 году вышел сборник "Знания", где было напечатано окончание его запи-сок "На японской войне", то автор обнаружил, что "вся последняя глава ... была выброшена целиком". "И меня об этом, - пишет В.В. Вересаев, - Пятницкий не счел даже нужным предупредить. Я написал ему письмо, где выражал негодование на сокращения без моего ведома, вопреки прямому условию... Ответа я не получил... В "Русских ведомостях" я напечатал письмо в редакцию... А Пятницкому написал вторично, что ... подам на него в суд. Ответа опять не получил... Он, по-видимому, привык иметь дело с российским писателем - неаккуратным, реагирующим на обиду не защитою своих прав, а только ругательствами, вспыльчивым, но отходчивым... Я ... предъявил к "Знанию" иск" . В данной ситуации А.М. Горький не поддержал В.В. Вересаева, рассматривая его поступок как демарш против издательства и его позиции в целом. Однако в дальнейшем методы ведения редакционно-издательского дела К.П. Пятницким оказались для него неприемлемыми, и в 1913 году он порывает с издательством всякие связи. Угасает и деятельность самого издательства. Период 1908-1910 годов - это время глубокого и непримиримого размежевания представителей общественно-философской и художественной мысли, в основе которого лежало различное представление о ценностях культуры, значении со-циального и индивидуального начал в развитии общества и человеческой лич-ности. Особенно ярко это отразилось, с одной стороны, в сборнике "Вехи" (1909 год), авторы которого (Н.А Бердяев, АС. Изгоев, П.Б. Струве, М.О. Гер-шензон и др.) отрицали идею революционного преобразования действительно-сти, и, с другой стороны, в двух сборниках "Литературный распад" (1908, 1909), где эта идея достаточно прямолинейно отстаивалась ( В.В. Воровский, А.М. Горький, В.И. Фриге и др.), прежде всего применительно к литературе и искусству. Именно различие принципов художественного осмысления действительности и методов ее отражения в литературе и искусстве привели к возникновению отличающихся друг от друга школ, направлений, течений. Причем редактор становится фигурой, проводящей те или иные идеи, способствуя публикации одних произведений и препятствуя выходу в свет других. Концептуальные представления редакторов часто служили той идейной основой, на которой строили свои программы многие издательства. Так издательство "Шиповник", основанное в 1906 году художником-карикатуристом З.И.Гржебиным и С.Ю. Копельманом, начинает выпускать одноименные альманахи (26 сборников за 1907-1916 годы) под редакцией Л.Н. Андреева, в которых господствующее положение занимают произведения писателей-символистов (А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов и другие). Совершенно очевидной была их идейно-эстетическая направленность против той платформы, на которой стояло "Знание". Иную позицию заняло, организованное по инициативе В.В. Вересаева в 1912 году "Книгоиздательство писателей в Москве". В известной степени продол-жая традиции "Знания", в 1913-1918 годах оно выпускало сборник "Слово", в котором публиковались представители "нового реализма" (А.Н. Толстой, И.А. Бунин, И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, Н.Д. Телешов и др.). Что касается идейно-художественной программы, то редактор В.В. Вересаев очертил ее предельно ясно: "... в сборниках наших не должно найти место даже самое талантливое произведение, если оно идет против жизни, против необходимости борьбы за лучшую жизнь, за перенесение центра тяжести в потусторонний мир, за отрицание красоты и значительности жизни". Такая декларация - откровенный примат идеи над художественными средствами ее выражения, не мог не вызвать протеста у писателей, членов товарищества (издательство было паевым), которые придерживались разной творческой манеры. Об этом красноречиво свидетельствуют воспоминания В.В. Вересаева. "Программа эта, - сообщал он, - вызвала целую бурю, и я до сих пор удивляюсь, как мне удалось ее провести. Сергеев-Ценский с возмущением писал: "Это значит, - хочешь не хочешь, а ходи весело?" Борис Зайцев иронически спрашивал: - Если бы Достоевский вам прислал "Преступление и наказание", то вы бы его не напечатали? Бунин неистовствовал больше всех. Он спрашивал: - Ну, а если я напишу вещь, неподходящую под вашу программу? Я отвечал: - Тогда я ее не приму. У нас есть много других журналов и альманахов, можете напечатать там. - И Льву Толстому вы бы отказали? - И ему бы отказал, если бы прислал какой-нибудь свой благочестивый народ-ный рассказ. А уж от "Хаджи-Мурата", конечно, не отказался бы. - Да поймите же, ведь вы заставите этим писателей писать против совести, подлаживаться, говорить о радости жизни, которых у них в душе совершенно нет, ведь это поведет к полному развращению литературы. - Вы первый, Иван Алексеевич, не станете ничего писать, подлаживаться к кому бы то ни было. И это ваша великая заслуга. Подлаживание не будет художественно ценным. И мы его все равно не примем...". В.В. Вересаев прав в том, что "подлаживание не будет художественно цен-ным". Однако в целом это типичная ситуация, когда редактор, находясь в плену своих убеждений, даже не пытается вникнуть в доводы оппонента. Ведь речь идет о редакторском насилии над тем писателем, который думает и чувствует иначе. Не менее красноречив и другой эпизод из редакторской практики В.В. Вере-саева, когда не читая, он возвратил рукопись рассказа С.М. Городецкому только за то, что в журнале "Нива" ранее было опубликовано его стихотворение, "восторженно воспевающее императора Николая II как вождя, ведущего нас против германцев за святое дело". Возражения, в частности, А.Н. Толстого, что нельзя не читая возвращать ав-тору быть может талантливейшую вещь и предавать его моральной казни толь-ко за то, что его политические взгляды другие, чем ваши, не возымели действия, как и личные объяснения самого С.М. Городецкого . Может быть в редакции поэтому и не было того единения, как в "Знании", что сказалось и на идейно-художественной целостности сборников "Слово". §3 Редакторская подготовка сатирических жур-налов Развитие литературы начала века связано с расширением жанровой палитры литературы. Это способствует формированию критериев оценки формы произведений. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|