Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 159141

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Данными для предсказаний в диагностике поведения являются прямые измерения вероятностей индивидуальной реакции на различные жизненные ситуации (например, посредством стороннего наблюдения в естественном окружении, экспериментальных аналогий и ролевых игр, самонаблюдения поведения в естественных ситуациях и т. д.). Соответственно тестовое поведение в диагностике поведения представляет собой как бы срез интересующего поведения. При таком подходе речь идет о диагностике процесса, о диагностике, ориентированной на критерий, об инвентаризации и диагностике как основе для принятия решения (Pawlik, 1976). Обзор основ диагностики поведения предлагают, в частности, Нельсон и Хайз (Nelson & Hayes, 1986) и Хайнз и О'Брайен (Haynes & O'Brien, 1990).

2.3.2. Схемы анализа поведения

Существуют разные схемы практических действий в диагностике, касающейся интервенции; все они ориентируются на следующие основные вопросы (Kanfer & Saslow, 1965):
- Какие паттерны поведения требуется изменить? (анализ цели).
- Каковы условия формирования этого поведения, и какие факторы поддерживают его в данный момент? (анализ проблемы).
- Какие существуют возможности достичь желаемых изменений? (планирование терапии).
Шульте, развивая свою схему анализа поведения (Schulte, 1974), предлагает (Schulte, 1996) наряду со структурированием проблемы (диагноз по МКБ-10 или DSM-IV) несколько направлений анализа условий (анализ расстройства, мотивации и отношений) в целях планирования терапии (включая диагностику, сопровождающую терапию).
Анализ критического поведения может происходить в разных плоскостях: горизонтальной, вертикальной и в плоскости системы.
(1) Ситуативный анализ поведения в горизонтальной плоскости. При горизонтальном анализе какой-то фактической ситуации центральное место занимает поиск функциональных связей в плоскости предшествующих, сопровождающих и последующих условий. Проблемное поведение («target» («мишень»)) видится как функция предшествующих и последующих условий: V = f (до/после).
На рис. 7.2 отчетливо видно, что сегодня основное внимание при функциональном анализе уделяется комплексным взаимодействиям между различными переменными, контролирующими (проблемное) поведение (Horner, 1994). Вместо простых линейных моделей используются динамические, рекурсивные модели, как показывает динамическая модель саморегуляции, изображенная на рис. 7.2 (Kanfer, Reinecker & Schmelzer, 1996). Пример к этой модели см. в прим. 7.2.


S — исходная ситуация,
О — переменная организма (система саморегуляции),
R — проблемное поведение,
С — последствия.
Канфер и Кароли (Kanfer & Karoly, 1972) называют три области переменных, которые необходима учитывать при анализе поведения:
α: внешние переменные, ситуативные влияния, наблюдаемые признаки поведения;
β: психологические переменные индивида — мысли, ожидания, установки (история индивидуального научения);
γ: биологические, физиологические переменные.
Рис. 7.2. Динамическая модель саморегуляции (по Kanfer, Reinecker & Schmelzer, 1996 и Reinecker, 1997)

Примечание 7.2. Пример
Клиентка (страдающая расстройством пищевого поведения) приходит с работы домой (Sα), обычно она соблюдает по вечерам диету (Sγ), но сегодня она очень устала и у нее низкое содержание сахара в крови (Oγ); все ее мысли вертятся вокруг того, что ей предстоит одинокий вечер, она не хочет опять «сорваться», однако в холодильнике вроде бы еще есть еда (Oβ). Клиентка ест, стоя у открытого холодильника (Rα), она хочет получить хоть какое-то удовлетворение (Rβ); но у нее никак не возникает чувство насыщения (Rγ), наоборот, она переживает тотальную потерю контроля (Rβ). По окончании «приступа обжорства» клиентка чувствует себя физически плохо из-за переполненного желудка (Cγ-), переживает сильное чувство вины и несостоятельности (Cβ-), но скоро засыпает от изнеможения (Cγ-). Упреки самой себе (Sβ) на следующий день приводят к тому, что она собирается соблюдать еще более строгую диету (Sγ), однако вскоре опять наступает приступ обжорства (Rα) и у клиентки еще больше снижается самооценка (Cβ-); и, таким образом, благодаря стимуляции обмена веществ, регуляции голода и насыщения (Cγ), а также механизмам подкрепления поддерживается проблемное поведение.
---

(2) Вертикальный анализ поведения, анализ планов. При вертикальном анализе поведения (Bartling et al., 1992; Caspar & Grawe, 1982) речь идет о том, чтобы выяснить, какие планы, цели и необходимые для их достижения правила более высокого уровня обусловливают определенные способы поведения. Здесь поведение — функция целей и планов: V = f (цели, планы).
Правила и планы могут быть более или менее абстрактными и в разной степени связаны друг с другом. По набору конкретных способов поведения индуктивным путем (bottom-up) делается заключение о вышестоящих целях/планах; и наоборот, дедуктивным путем (top-down) исходя из вышестоящих целей/планов и правил можно предсказать какое-то конкретное поведение. При этом опять-таки требуется перепроверка на конкретном поведении.
План (понятие анализа плана: Caspar, 1989) как центральная единица анализа характеризуется намеченной целью и соответствующей стратегией (средствами) для достижения цели. В отличие от горизонтального анализа поведения здесь учитываются долговременные мотивации, процессы научения, общие для всех ситуаций, и вышестоящие цели. Структура плана помогает понять и определить цели, правила/планы и соответствующие способы поведения, сделать вывод об их согласованности, функциональности, рациональности и т. д. На рис. 7.3 изображен упрощенный пример.


Рис. 7.3. Вертикальный анализ поведения (- - - -: поведение, которое плохо согласуется с правилами/целями)

Местом пересечения между горизонтальной и вертикальной плоскостями поведения можно считать переменную индивида (Kanfer, Reinecker & Schmelzer, 1996) или систему саморегуляции как расширение и уточнение прежних O-переменных (Reinecker, 1997).
(3) Анализ системных условий. При анализе системных условий (Bartling et al., 1992) на первом месте стоят структура и динамика систем, идентификация правил, стабилизирующих проблему и систему, конфликты правил по причине их принадлежности к разным системам норм, последствия структурной диагностики для дальнейших терапевтических решений (Kanfer, Reinecker & Schmelzer, 1996). При этом поведение является косвенной функцией системных условий (рис. 7.4).


Рис. 7.4. Системная модель

Системная диагностика должна также помогать ориентироваться в понимании систем при семейной, супружеской и индивидуальной терапии. Без многомерного макроанализа, или системного анализа, невозможно учесть сложность человеческого поведения, которое находится в двустороннем взаимодействии с многослойной системой (Karoly, 1993); при этом рекомендуется все же выбирать среднюю разрешающую степень, с тем чтобы модели были, с одной стороны, как можно более всеобъемлющими, а с другой — чтобы ими можно было манипулировать на практике.

2.3.3. Оценка

В зависимости от постановки вопроса, требований и возможностей можно применять разные стратегии функционального анализа (Horner, 1994), но в любом случае они должны удовлетворять определенным стандартам, таким как операционализация проблемного поведения, идентификация условий, вызывающих проблемное поведение, гипотезы о поддерживающих условиях и прямые наблюдения за поведением, чтобы можно было определить принципиальное значение условий, регулирующих поведение.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Израэль Регарди. Срединный столп
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Джек Парсонс. Свобода – обоюдоострый меч
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Александер Франц - Психосоматическая медицина: Принципы и практическое применение
  • Л. М. Дюкетт, К. Хайятт. Иллюстрированная Гоэтия Алистера Кроули.
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Л. М. Дюкетт. Ключ к Ключу Соломона. Тайны магии и масонства. Часть I
  • Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. В 2 томах
  • Казаковцев Б.А. Психические расстройства и расстройства поведения.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Рожковский Г.В. Стань гипнотизером!
  • Равич-Щербо И. В. и др.- Психогенетика, Учебник
  • Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси
  • Щекин Г.В. - Визуальная психодиагностика
  • Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента.
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков.
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Хиллман Джеймс - Самоубийство и душа
  • Хоган Кевин - Сумейте убедить, чтобы добиться поставленной цели
  • Спотниц Хайман - Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники.
  • Шварц-Салант Натан - Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности
  • Герберт Стэнли Редгроув. Алхимия: древняя и современная
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • Лайтман Михаэль. Каббала для начинающих. В двух томах. Том 1.
  • Сатир Вирджиния - Психотерапия семьи
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Парсонс Талкотт - О структуре социального действия
  • Лайтман Михаэль. Каббала для начинающих. В двух томах. Том 2.
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Беляева Д.К., Дымшица Г.М Общая биология. Учебник для 10-11 классов
  • Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс
  • Рыбаков Б.А. Язычество древних славян
  • Меновщиков В. Ю. - Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд. Освобождение от созависимости.
  • Кровяков В.М. Психотравматология.
  • Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Четик Мортон - Техники детской терапии
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Кохут Хайнц - Анализ самости
  • Фуллье А., Кабанес О., Насс Л. - Психология французского народа. Революционный невроз.
  • Ассаджоли Роберто - Психосинтез: теория и практика
  • Нельсон-Джоунс Р. - Теория и практика консультирования
  • Степанов С. С. - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь