|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54515
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Темы курсовых исследований
1. Изменения в структуре функций учителя при использова- нии им учебного телевидения и ЭВМ. 2. Особенности педагогического общения в классе при исполь- зовании аудиовизуальных средств. 3. Психологические требования к «экранному учителю». 4. Влияние образного воссоздания событий экранными сред- 1 ствами на эмоциональное воспитание школьников. 5. Особенности усвоения учебного материала при использова- нии экранных средств. 6. Влияние экранных средств на запоминание учебного ма- териала. 7. Роль экранных средств в установлении связи школы с жизнью. 8. Воспитание экологического сознания с использованием тех- нических средств. 9. Общие и специфические черты компьютерного процесса по- знания. 10. Развитие алгоритмической культуры учащихся и компью- теризация обучения. 11. Управление учебной деятельностью с помощью компьютера. 12. Психологические проблемы индивидуализации обучения в условиях применения компьютеров. Тема 12. Психология педагогической деятельности и личности учителя Методические указания На семинарских и практических занятиях по теме «Психоло- гия педагогической деятельности и личности учителя» следует ' См.: Литературная газета.—1985.—10 апр, 15 Заказ 2288 225 рассмотреть психологические особенности труда учителя и опре- делить требования общества к его личности как субъекту этой деятельности. При проведении первого семинарского занятия сле- дует обратить внимание студентов на структуру и важнейшие элементы деятельности учителя как воспитателя учащейся моло- дежи. ^В условиях ускорения технического прогресса и повышения эф- фективности производства значительно возрастают требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке людей, к формированию у каждого советского человека сознательного, творческого отношения к труду как к первейшему общественному долгу. Этим требованиям отвечает начатая в стране реформа об- щеобразовательной и профессиональной школы. В реализации ре- формы школы решающая роль принадлежит учителям^" В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду указывалось, «что темпы и глубина реализации предусмотренных реформой мер еще не могут удовлетворить нас. Интересы дела требуют более глубоко поставить изучение научных основ современного произ- водства, ведущих направлений его интенсификации. И что особен- но неотложно, обеспечить компьютерную грамотность учащихся. В общем, необходимо полнее реализовать ленинский принцип сое- динения обучения с производительным трудом, решительнее доби- ваться повышения эффективности обучения, коренного улучшения подготовки молодежи к самостоятельной жизни и труду, воспита- ния сознательных строителей нового общества»'. ^В Основных направлениях реформы школы подчеркивается не- обходимость наряду с уроком — основной формой учебного про- цесса — в старших классах школы и в профтехучилищах и сред- них специальных учебных заведениях практиковать лекции, семи- нарские занятия, собеседования, практикумы, консультации2. Все это требует от учителя предметных знаний, знания психологиче- ских особенностей учащихся, умения прогнозировать и осуществ- лять методически обоснованные решения педагогических задач, выбирать стратегию педагогического воздействия на личность школьника. Однако воспитательная функция учителя не исчерпы- вается только его деятельностью на уроке. Учитель организует внеклассную работу с учащимися во внеучебное время, выполняет обязанности классного руководителя, ведет работу с родителями учащихся. В этих условиях в деятельности учителя значительно возрастает роль комплексного, системного подхода к планирова- нию и организации учебной и внеучебной деятельности школьни- ков как единого образовательно-воспитательного процесса, на- правленного на вооружение учащихся знаниями и формирование их личностей как сознательных субъектов познания, общения и труда. ' Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза.—• М, 1986.—С. 48. 2 См.: Основные направления реформы общеобразовательной и профес- сиональной школы: Сборник документов и материалов.—М., 1984.—С. 46. 226 Психолого-педагогическими исследованиями труда учителя до- казано, что на эффективность учебной деятельности школьников большое влияние оказывают личностные качества и профессио- нальная подготовка педагога. Его научная эрудиция, личностные качества являются решающим фактором коммунистического вос- питания школьников, формирования у них сознательной активнос- ти и творческой познавательной самостоятельности. На семинар- ских занятиях при обсуждении этих вопросов следует обратить особое внимание на формирование у студентов профессиональ- ной направленности на их работу в школе. Устойчивая професси- ональная направленность—важнейший фактор позавательной ак- тивности и самостоятельности студентов в их учебной деятельнос- ти, подготовки себя к труду учителя. На первом семинарском занятии следует рассмотреть психоло- гическую сущность и структуру профессиональной направленнос- ти личности советского учителя как сознательного субъекта пе- дагогической деятельности и активного деятеля научно-техниче- ского и социального прогресса общества. При рассмотрении роли личности учителя как воспитателя и влияния его личностных качеств на учащихся необходимо обра- тить внимание студентов на тот факт, что в современных условиях все обостряющейся идеологической борьбы неизмеримо возрас- тает роль научного мировоззрения учителя, коммунистической на- правленности и идейной убежденности его личности. Мировоз- зрение учителя — непременный компонент его педагогической куль- туры и мастерства как воспитателя. Студентам — будущим учи- телям — необходимо усвоить, что сегодня исключительно важно формировать у молодежи научное, марксистско-ленинское миро- воззрение, непримиримость к буржуазной идеологии, незыблемую уверенность в историческом преимуществе пути социалистического развития общества, воспитывать иммунитет против пропаганды идеологических противников, умение дискутировать по острым во- просам современности, умение убеждать, вести полемику, делать самостоятельно правильные выводы и обобщения. В этом плане большое значение в деятельности учителя как воспитателя-приобретают его знания марксистско-ленинской тео- рии, эрудиция, фундаментальные знания преподаваемого предме- та и глубокое знание психологии формирующейся личности школь- ника, его способностей правильно воспринимать и оценивать со- циальные явления в мире людей; умение видеть коллектив класса и каждого ученика, прогнозировать его поведение и социальные действия. На семинарских и практических занятиях студенты должны усвоить, что высокая образованность и воспитанность советского учителя, его научное мировоззрение, коммунистическая идейность и убежденность, умения и навыки работы с детьми, трудолюбие, доброта, чувство долга и ответственности перед обществом за вос- питание детей являются непременными элементами его педагоги- ческой культуры и мастерства, 15* 227 На занятиях необходимо подробно рассмотреть социальные ожидания по отношению к учителю от администрации школы, кол- лег по работе, учащихся и их родителей. Студенту — будущему учителю — надо усвоить, что авторитет учителя определяется всей совокупностью его действий на уроке, в школьном коллективе, в общении с родителями — словом, его соответствием тому нравст- венному идеалу, который наше общество хочет воплотить в де- тях: высокое чувство социальной ответственности за порученное дело, благородство, интеллектуальное совершенство и моральная чистота. В деятельности учителя большую роль играет стиль его обще- ния с учащимися на разных этапах их возрастного развития. В пси- холого-педагогической литературе на основе имеющихся иссле- дований выделяется пять наиболее часто встречающихся стилей руководства учащимися, а именно: автократический (самовласт- ный); авторитарный (властный); демократический (опора на кол- лектив и стимулирование самостоятельности учащихся); игнори- рующий (практическое устранение от руководства деятельностью учащихся, формальное выполнение своих обязанностей); непосле- довательный (ситуативность системы взаимоотношений с учащи- мися). На семинарских занятиях надо раскрыть психологические особенности каждого стиля.и их влияние на поведение и действия учащихся. В реальной жизни и деятельности советского учителя его стиль руководства формируется под влиянием различных субъективных и объективных факторов. Знание этих факторов — обязательное условие для утверждения высокой педагогической культуры учителя как субъекта педагогической деятельности. На практических занятиях, посвященных изучению психоло- гических особенностей педагогического общения, необходимо рас- смотреть особенности взаимоотношения учителя с учащимися в разных жизненных ситуациях: на уроке, при изложении нового материала, в беседе с классом, при индивидуальной проверке зна- ний учащихся и их оценке, при общении во внеучебное время в ус- ловиях выполнения общественно полезных дел и т. п. В результа- те анализа взаимоотношений учителя с учащимися в разных си- туациях студенты должны прийти к выводу, что психологический климат и коммуникативная культура в детском коллективе во многом зависят от стиля общения учителя с учащимися и его пе- дагогического такта. На практических занятиях можно исполь- зовать решение психологических задач на основе моделирования различных педагогических ситуаций и материалов личных наблю- дений студентов за работой учителя во время педагогической практики. Третье занятие по рассматриваемой теме посвящается психо- логическим проблемам совершенствования педагогического мас- терства учителя. Это занятие является заключительным. Поэтому целесообразно на занятии заслушать и обсудить реферативные сообщения студентов по актуальным вопросам совершенствования педагогической культуры и мастерства молодых учителей в соот- 228 рстствии с требованиями реформы общеобразовательной и про- фессиональной школы. При подготовке к сообщениям на семина- ре студенты могут использовать литературные источники и ма- териалы наблюдений за работой учителей и учащихся во время педагогической практики в школе. Планы семинарских и практических занятий Литература Первое занятие (семинарское) Педагогическая деятельность и личность учителя 1. Место и функции учителя в социалистическом обществе. 2. Учитель — организатор жизни и деятельности учащихся. 3. Профессионально значимые качества личности учителя. 4. Эффективность деятельности учителя и критерии ее оценки, 5. Социальные ожидания по отношению к учителю от ближай- шего окружения: администрации школы, коллег по работе, уче- ников и их родителей. Второе занятие (практическое) Педагогическое общение и его психологические характеристика До проведения этого занятия студенты самостоятельно изуча- ют материал, изложенный в учебнике «Возрастная и педагогичес- кая психология» в главе «Психология учителя», и проводят на- блюдения за работой учителя и учащихся на уроке и вне урока. Осуществляется эта работа во время педагогической практики а школе по программе, рекомендованной преподавателем психоло- гии. На занятии следует провести обсуждение полученного мате- риала по следующим вопросам: 1. Общение учителя с учащимися на уроке как составная часть педагогической деятельности. 2. Влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности и коммуникативную культуру межличност- ных отношений в коллективе учащихся. 3. Особенности восприятия и оценки учителем педагогических явлений и факторы, их определяющие. 4. Психологические ситуации опроса на уроке и их влияние на познавательную активность учащихся. 5. Педагогическая оценка и ее влияние на учебную деятель- ность и поведение учащихся. Третье занятие (семинарское) Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|