Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25961

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Жизнедеятельность — это особый вид деятельности, направленный на созидание индивидуального жизненного пути и регулируемый динамической системой смысла жизни. Существенными чертами жизнедеятельности, отличающими ее от иных форм и видов деятельности, являются: во-первых, объект жизнедеятельности - индивидуальная жизнь; во-вторых, субъект жизнедеятельности - личность в роли субъекта жизни; в-третьих, целевая функция жизнедеятельности - проектирование и созидание жизненного пути; в-четвертых, динамическая система смысла жизни как ведущая инстанция психической регуляции жизнедеятельности. Последняя черта представляется наиболее значимой в контексте исследования жизнедеятельности как особой разновидности деятельности личности. По мнению А.Н.Леонтьева и других представителей деятельностного подхода в психологии, психологическая характеристика и онтологическая самостоятельность всякой деятельности однозначно детерминирована наличием независимого мотива, опредмеченного в данной деятельности [46; 133]. В свете данного положения смысл жизни можно рассматривать в качестве специфического «мотива», который конституирует жизнедеятельность как особый вид деятельности и эмансипирует ее в ряду прочих видов произвольной активности. Если отдельная деятельность регулируется на основе наличия в смысловой структуре личности релевантной динамической смысловой системы, то жизнедеятельность определяется динамической системой смысла жизни. Смысл жизни как динамическая смысловая система концентрирует всю совокупность смысловых отношений личности к разнообразным объектам и явлениям жизненного пути - от локальных событий до протяженных перио-
184
дов жизни, включая индивидуальный жизненный путь в его нерасторжимой целостности.
Теоретическое понимание жизнедеятельности как деятельной формы отправления личностью жизненных отношений фундировано на системно-деятельностном подходе к анализу человеческой жизни. Выше уже анализировался познавательный потенциал данного методологического подхода в исследованиях психологии субъекта. Посредством понятия жизнедеятельности этот подход внедряется в сферу психологических исследований личности как субъекта жизни. Можно утверждать, что жизнедеятельность выступает родовой формой человеческой практики, благодаря которой безликий процесс жизни претворяется в специфически человеческий феномен - жизненный путь личности. Сущностные характеристики жизнедеятельности несут отпечаток специфического характера ее детерминации в условиях человеческого способа бытия, а именно обусловленность сознанием и личностью. Собственно психологический аспект исследования жизнедеятельности - это изучение личности как субъекта жизни, обладающего сознанием и строящего при его посредничестве свой жизненный путь. Процессы созидания и творения личностью своей жизнедеятельности знаменуют начало развития субъекта жизни.
Здесь необходимо ввести различение жизни как процесса и как деятельности. При этом следует руководствоваться критерием С.Л.Рубинштейна: «Всякая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процессы, но не всякий процесс выступает как деятельность человека. Под деятельностью мы будем здесь разуметь такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, - другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь» [186, с. 256-257]. Жизнь как процесс - это динамика жизненных отношений и обстоятельств, обусловленная их естественным объективным развитием, захватывающая и поглощающая личность. Жизнь как жизнедеятельность - это процесс осмысленного, осознанного, целенаправленного преобразования личностью объективных обстоятельств своей жизни; это инициированный личностью процесс установления, воссоздания, реконструкции жизненных отношений, который, конечно, закономерно сочетается с их естественной динамикой. По словам С.Л.Рубинштейна, «жизнь - это процесс, в котором объективно участвует сам человек. Основной критерий его отношения к жизни - строительство в себе и в других новых, более совершенных, внутренних, а не только
185
внешних форм общественной жизни и человеческих отношений» [192, с. 379].
Таким образом, с появлением смысла жизни сама жизнь из неконтролируемого и неуправляемого процесса превращается в особую разновидность человеческой деятельности. На уровень развития субъекта жизнедеятельности человек восходит тогда, когда подчиняет свою активность смыслу жизни, то есть действует как личность с присущим ей аппаратом смысловой регуляции. Смысл жизни при этом понимается как идеальная, субъективно превращенная форма жизненных отношений человека, в которой ему дана целостность его реальной жизни. Основываясь на вышеизложенном, можно утверждать, что сущностной характеристикой личности как субъекта жизни является смысловая регуляция жизненного пути, в системе которой ведущая роль принадлежит смыслу жизни. Действительно, формирование жизнедеятельности и становление личности субъектом собственной жизни являются равнозначными и синхронными процессами, которые связаны с зарождением и ав-тономизацией в структуре смысловой сферы динамической системы смысла жизни.
Жизнедеятельность, равно как и всякая деятельность, специфицируется двумя свойствами: субъектностью и предметностью. Субъектность квалифицирует жизнедеятельность как принадлежащую личности, а предметность - как ориентированную на свой особый предмет.
Субъектность жизни есть одна из частных субъектных проекций личности, которая объективируется в сфере жизнедеятельности. Соотношение личности и субъекта жизни удачно схватывает формула о том, что «субъект деятельности в каждый конкретный момент - преходящее явление; фактически, сколько видов деятельности, столько и субъектов деятельности. Но за этим преходящим субъектом стоит относительно устойчивое и перманентное образование, именуемое личностью. Личность как относительно устойчивая и перманентная система имеет множество своих преходящих проявлений в виде субъекта деятельности» [195, с. 199]. Субъект жизни - это личность, которая является носителем жизнедеятельности как особой формы деятельности по проектированию и реализации индивидуального жизненного пути. Субъектная активность личности объективируется в строении индивидуального жизненного пути. Субъектом жизни инвариантно является человек как личность, а не как социальный или
186
биологический индивид. Поэтому в науке не принято ставить вопрос о жизненном пути организма или социального индивида; вопрос о жизненном пути ставится однозначно как о принадлежащей личности истории. Для понятийной фиксации развития индивида во времени жизни предназначены понятия онтогенеза и жизненного цикла [16; 116; 118].
Становление личности субъектом собственного жизненного пути неразрывно связано с формированием, поддержанием и воспроизводством полноценной системы смысловой регуляции жизненного пути, в частности, с развитием динамической системы смысла жизни. Причем определяющим субъектность жизни уровнем психической регуляции выступает именно уровень смысловой регуляции жизненного пути потому, что смысловая регуляция обеспечивает отделение субъектом себя от своих жизненных отношений и возвышение над ними с последующим оперированием этими отношениями в сознании и реальной жизнедеятельности. Личность, таким образом, благодаря наличию смысла жизни вырывается из поглощенности непосредственными, наличными, сиюминутными обстоятельствами и приподнимается над «потоком» жизни - динамикой жизненных отношений. Смысловая регуляция активности субъекта по своему базовому назначению нагружается функциями выделения, репрезентации, структурирования и преобразования реальных жизненных отношений, сложившихся в процессе жизнедеятельности субъекта [133; 144]. Это в высшей мере справедливо по отношению к смыслу жизни, который способствует выделению, репродукции и реконструкции жизненных отношений личности и облегчает, тем самым, ее формирование как субъекта жизни. Одно из наиболее важных концептуальных положений настоящего исследования заключается в следующем: смысл жизни как основная инстанция смысловой регуляции жизненного пути конституирует личность в качестве субъекта жизни. Вне смысловой регуляции жизненного пути и, в частности, без более или менее оформленного смысла жизни как динамической смысловой системы в структуре личности, личность не может состояться в ипостаси субъекта жизни.
Таким образом, можно утверждать, что субъект жизни -это системное качество личности, обусловленное индивидуальной способностью к осознанной психической саморегуляции жизненного пути на основе смысла жизни и объективирующееся в деятельности по построению соб-
187
ственной жизни. Личность как субъект жизни конституируется функциями выделения себя из потока жизни - динамики жизненных отношений, а также функциями выделения, презентации и структурирования этих отношений с дальнейшим подчинением устойчивой структуре этих отношений своей жизнедеятельности.
Предметом жизнедеятельности является жизнь, взятая в единстве со своим смыслом для личности. Смысл жизни - это как раз то свойство индивидуальной жизни, в соответствии с которым личность возделывает свою жизнь, обращая ее в жизненный путь. Жизненный путь - это результат, продукт жизнедеятельности; то, что личность делает со своей жизнью, переделывая ее в соответствии со смыслом. Конкретизируя понятие жизнедеятельности, следует внести в концептуальный аппарат исследования важную теоретическую оговорку. Говоря о смысловой регуляции жизненного пути, следует иметь в виду субъективную детерминацию не самого по себе жизненного пути, а жизнедеятельности - деятельности личности как субъекта жизни. Жизненный же путь, конструируемый и реконструируемый субъектом, является специфическим продуктом, результатом жизнедеятельности, что адекватно фиксируется понятиями - синонимами к термину «жизненный путь». Например, понятием линии жизни, вычерченной субъектом в ходе жизнедеятельности [7; 8; 48; 117; 234]. Жизненный путь личности - это «способ ее жизни, это то, что способна выстроить, создать из своей жизни сама личность» [3, с. 277].
Таким образом, личность как субъект жизни является носителем жизнедеятельности, в то время как жизнь - это предмет, жизненный путь - результат, а смысл жизни - внутренний план или идеальная форма жизнедеятельности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Ткачёва Евдокия Ахметовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Корелина Людмила Николаевна. Опыт работы по социально — нравственному воспитанию детей при тесном взаимодействии с семьей.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Александрова Надежда Павловна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Егор Горд. Саморазвитие личности. С чего начать?
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Притча «Смысл жизни»
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Бабынина Т.Н., Бурмицкая Н.Н., Мороз Е.А.. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
  • Ярмонова Галина Ивановна. «Познавательно-исследовательская деятельность – как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Гульнур Валиуллина. Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Ларионова Ирина Александровна. «Подвижная игра в жизни дошкольника»
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • А. А. Ткаченко. Дело жизни: достижение личностью высшего предназначения. Монография. - А. Ткаченко



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь