Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52696

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Отмеченные выше исследования приводят к рассмотрению другого класса фактов, обнаруживающих весьма примечательное взаимное согласие. Как было показано, чувство усталости при пробуждении, нервное истощение в конце дай или неспособность расслабиться связаны с наличием ССБ.
Более того, эти и подобные данные самоотчетов (например, ощущение перегруженности) коррелируют с более высокими уровнями холестерина в крови. Но означают ли эти результаты, что производственная среда, провоцирующая появление нервного истощения или неспособности расслабиться после работы, ставит человека в условия более высокого риска возникновения ССБ? Мне не верится в это. В двух исследованиях проективного плана данные собирались у испытуемых, которые еще учились в шкоде, то есть лсред началом тру-довой карьеры. Они позволяют предположить, что в таких самоотчетах отмечается генерализованная предрасположенность или свойства, которые человек привносит с собой в рабочую ситуацию.
Эта интерпретация поддерживается также данными Wardwcll et al. (1968), в соответствии с которыми "трудность расслабиться и отдохнуть после тяжелого дня" достоверно связана с профессиональным уровнем отца (привходящая переменная), а не с собственным профессиональным уровнем респондента (совмещенная переменная). Если данная интерпретация верна, то перед нами возникает трудная проблема, так как неизвестно, связана ли такая предрасположенность с наличием ССБ независимо от профессиональной деятельности, или же она взаимодействует с конкретными формами труда. И, конечно же, такая организация исследования, при которой доступны-
162
мп яшшотся только данные самоотчетов, не позволяет развести эти дне по-ъможносш. F tltt Jlli
Существует также достаточное количество доказательств того что псуловлепиоренность трудом и различные виды жалоб по ново™ раоо ад могут бьпь связаны с наличием ССБ или соответствующих факторов риска. Эти сведения получены с помощью разнообразных методологических подходов: проективных исследований и анализа реальных случаев, обследований по целостным социальным выборкам, интервью с ближайшими родственниками потерпевших, экологического анализа корреляций между данными по удовлетворенности и стандартизированными индексами смертности по различным профессиональным группам.
Имеются даже некоторые сведения об определенном вкладе удовлетворенности трудом в общую продолжительность жизни. Короче говоря, можно быть уверенным, что такая связь существует, но опять же трудно сказать что-либо более определенное. Во-первых, в некоторых исследованиях не удалось обнаружить связи между удовлетворенностью трудом/жалобами и наличием ССБ или соответствующих факторов риска. Во-вторых, такая зависимость может проявляться только в отдельных подгруппах, Например, House (1974) не обнаружил общей зависимости между удовлетворенностью трудом и факторами риска ССБ (курение, переедание, уровень кровяного давления ^ уровень глюкозы и холестерина). Однако у пожилых мужчин m групп "белых воротничков", в соответствии с ожидаемым, была установлена корреляция между большей неудовлетворенностью и увеличением риска ССБ, хотя неожиданно для более молодых лиц норной оказалась обратная зависимость. В-третьих, не всегда понятно, что лежит за этими фактами. Так, исследование возможного раз-пития стенокардии (Mdalie et aL, 1973} показало, что мужчины, отмечавшие наличие проблем с сослуживцами и начальством (которые "вредят" шл или относятся без должного уважения), в большей степени подвержены риску в отношении возникновения стенокардии (атомической болезни сердца - сокращенно ИБС) в дальнейшем. Гонор иг ли это сколь-нибудь о рабочей среде или же это только отражение общей невротизации, которая, как известна, связана с возможным развитием стенокардии? Аналогичным образом, Wardwell Л Bahnson (1973) обнаружили, что у лиц, перенесших инфаркт миокарда, имела место более высокая "сома-газация" симптоматики -как генерализованная тенденция перевести конфликт и аффективные чувства в план телесных переживаний - включающая указания и на то, что работа нарушает сон, пищеварение и тль
Как уже отмечалось, различия в смертности от ССБ сами по себе служат в основном поводом для спекуляций. Некоторые данные, в большей степени поддающиеся интерпретации, ~да™вД" щих иллюстративных исследованиях. В работе Russek (1962) coob-
163
щается, что те специальности в области медицины, стоматологии и юриспруденции, которые квалифицирутотся экспертами как более стрессогенные, обнаруживают более высокие показатели по ССБ, Однако в более позднем сообщении (Russek, 1965) проявилась положительная зависимость между стрессогенностью работы и курением, причем анализ внутри подгрупп курящих выявил гораздо более слабую связь между стрессогенностью и показателями ССБ, Исследования распространенности ССБ среди монахов обнаружили более низкие показатели у траппистов, живущих в относительной изоляции, по сравнению с бенедиктинцами, которые обеспечивают работу в семинариях, колледжах, начальных школах и церковных приходах.
По данным обследований персонала в NASA (French & Caplan, 1972) распространенность ССБ у управленческого персонала была значительно выше, чем у ученых и инженеров. В целом по группе управленцев наблюдались также более высокая степень ролевого конфликта, субъективно переживаемой перегруженности и ответственности.
К сожалению, эта картина не будет полной, если не привести некоторые факты, которые нелегко увязать с предшествующими.
1) На более высоких уровнях управленческого труда часто имеют место сниженные показатели ССБ. Возможно, в таких организационных структурах рабочая нагрузка и ответственность уменьшаются при переходе на более высокий управленческий уровень, но это предположение не может быть принято без дополнительных данных,
2) В обширном исследовании по целому ряду профессий (Caplan et al> 1975) было обнаружено, что у диспетчеров по управлению воздушным движением показатели кровяного давления не выше, чем в таких группах, как сборщики на конвейерах, технический персонал в электроншсе, контролеры и инспектора. Нет различий и между диспетчерами, служащих в больших и малых аэропортах.
3) Служащие, ответственные за запуск космического корабля на Луну и работавшие в жестком режиме выдерживания сроков, не отличались по количеству отклонений в электрокардиограмме от контрольной группы, не имевшей какой-либо ответственности за запуск (Reynolds, 1974). Между этими группами не было также и различий по уровню холестерина, глюкозы и кровяного давления.
4) В случаях инфаркта миокарда у работников отмечались меньшая ответственность и более нюкий контроль за окружающими, чем в соответствующей контрольной группе (Theorell & Rahe, 1972). Сложность приведенных данных подчеркивается в книге "Требования труда и здоровье рабочих" (Caplan et ah, 1975), которая претендует только на представление "основных эффектов и профессиональных различий". Результаты такого первичного анализа выглядят несколько разочаровывающими. Например, "ни одна из оценок стресса, личностных качеств или психологического напряжения не корре-
164
лирует с уровнем холестерина" (Caplan et aL, 1975, p. 81). To же самое верно и для уровня артериального давления. Очеввддо, что при^ дется ждать более глубокого анализа доя обнаружения зависимостей между физиологическими данными и проявлениями стресса в труде.
Трудно представить, как можно что-либо делать в области изучения стресса в труде и здоровья, не затрагивая обширную литературу по "типу А, поведенческому паттерну склонности к заболеваниям коронарных артерий" (Friedman & Rosenman, 1974). И все же я сделаю это только бегло, поскольку думаю, что имеющиеся сведения не применимы к анализу трудовой среды сколь-нибудь отчетливым образом. Это происходит вследствие базового противоречия в работах Friedman, Rosenman и их сотрудников. Даже хотя поведение по типу А {характеризующееся такими свойствами, как высокая мотивация усилий, направленность на достижение, конкуренция, агрессивность, поспешность> отсутствие отдыха, возбуждение, торопливость движений) четко определена как результат индивидуальной предрасположенности, стимулируемой соответствующими трудностями в окружающей обстановке, реальная деятельность человека трактуется как устойчивая личностная характеристика, которая сама по себе является адекватным индикатором ССБ.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь