Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47073

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Обычно говорят, что Свободный Мир прежде всего нуждается в прояснении своих целей. Мы сталкиваемся с диктаторами, которые знают, чего хотят, и так как они хотят поработить свободный дух человека, мы справедливо сопротивляемся их желаниям. Но знают ли граждане нашего открытого общества, чего хотят они? Знают ли это наши коллеги и университеты? Оказывается, что их больше интересует научное «знаю-как» (ноу-хау), чем философское «знаю-зачем» нашего существования. Они больше обсуждают «что», чем «для чего».
Как я представляю, концепция человека как открытой системы могла бы привести в психологии к более ясному определению коренных, основополагающих мотивов человечества. Она могла бы это осуществить через усовершенствованные кросс-культурные и кросс-национальные исследования. До сих пор такие исследования не фокусировали внимания на центральной проблеме универсальных желаний и целей человечества; они охотнее сравнивали отдельные культуры в аспекте практик воспитания детей, восприятия других людей, реакций на современные технологии. Все эти исследования хороши. Но они берут свое начало в ограниченном видении человеческой природы, а иногда в отсутствии такового вообще.
Воображение в психологии: некоторые необходимые шаги 115
Я могу вообразить исследование, которое поставит своей целью раскрытие коренных мотивов и универсальных способов мышления, позволяющих тем, кто делает международную политику, улучшить свое нынешнее искусство управления и, возможно, открыть новые формулы мирной жизни. Существенным для такого исследования было бы изображение различия между запросами людей (которые есть не больше чем предвзятые решения проблем) и основными желаниями, которые лежат за этими запросами. Вероятно, нужды человечества универсальны: решения, предлагавшиеся до сих пор, ограничены. Пока еще у нас недостаточно знаний о человечестве, чтобы компенсировать приверженность локальным политическим запросам. Такие знания необходимы в качестве базы для новых решений нынешнего конфликта. Общепризнано, что будет сложно изменить привычки политиков, но если бы психология предложила воображаемые ориентиры, это могло бы быть сделано.
Вы можете возразить, что нам уже известно, что человечество хочет мира, но несмотря на это мы мало продвинулись к осуществлению этого желания. Я полагаю, что причина задержки лежит в неспособности политиков до сих пор рассматривать весь паттерн действующих одновременно желаний, включая потребность в самоуважении, свободе от страха, повышении уровня жизни даже при разоружении и в посвящении себя чему-то, помимо величия нации. Нужно учитывать именно всю систему личности, а не отдельный ее сегмент. И знания личностной системы, естественно, должны дополняться знаниями социальной системы.
Систематический плюрализм, помимо его важности для социальной политики, даст студентам будущего более широкую базу для исследования и проверки своих собственных индивидуальных ценностей. Будучи преподавателем, я заметил, что студенты склонны рассматривать собственную жизнь в понятиях любой модной редукционистской системы, которую они только что прошли. О Фрейде было сказано, что по сравнению с большинством психологов он погрузился в бессознательное глубже, оставался там дольше и поднялся оттуда грязнее. Я надеюсь, что психология будущего будет погружаться еще глубже, оставаться еще дольше, исследовать шире, и всплывать с более правдивым образом человеческой природы в целом.
Эта природа имеет значительные ограничения, но и богатые возможности. Если она таит зло, она также таит и добро. Мое видение — это психология, которая будет знать лучшее наряду с худшим, что позволит нам лучше делать хорошее, а при необходимости делать лучшее из худшего.
Понятно, что до сих пор наша юная наука находила удовольствие в борьбе с традициями, доказывала свою рациональность, изобретая всевозможные привлекательные редукционистские модели, и восхищалась своими стерильными методами. Но она за это заплатила. Она ушла далеко от своего предмета и часто обнаруживает навязчивое следование собственным ритуалам. Однако молодежь перерастает свой подростковый возраст и наконец наступает интеллектуальная зрелость.
Базовая психология любви и ненависти*
Хотя неизбежно, что любовь к себе в каждом человеке должна быть позитивной и активной, отнюдь не неизбежно и совершенно не нужно, чтобы она правила им
Теофилус Парсонс
Стабильный недостаток современной психологии состоит в том, что ей не удается провести серьезное исследование аффилиативных желаний и способностей человека. Если не ошибаюсь, было только две последовательных теории их природы. На мой взгляд, обе неудовлетворительны. Одна из них — это подход авторов, постулирующих стадный инстинкт. Это тусклое понятие не дало нам почти ничего, кроме самого термина, и в руках Мак-Дугалла и Троттера не привело никуда, кроме своеобразной разновидности британского шовинизма. Второй подход — подход Фрейда, который со странно ограниченной точки зрения ухитряется свести аффилиативные мотивы к сексуальности — оплошность, избежать которой смогли даже древние греки, разведя эрос и агапэ.
«Бегство от нежности»
Почему психологи в целом обходят проблемы человеческих привязанностей — это интересный вопрос. Ян Сутти называет это «бегством от нежности». Он считает, что, отказываясь от теологии, современная наука о психике излишне болезненно отнеслась к нежности в жизни, столь сильно подчеркивавшейся христианством, и умышленно закрыла на нее глаза1. Так или иначе, психология чувствует себя более уверенно, изучая разногласия. Ученый боится, что изучая аффилиативные чувства, он может показаться сентиментальным, говоря о любви — излишне эмоциональным, а если он изучает личные привязанности, то может показаться личностно пристрастным. Лучше все это оставить поэтам, святым или теологам.
* Впервые опубликовано в 1950 г Печатается по изданию Allport G Personality and Social Encounter Selected essays Chicago University of Chicago Press, 1960 P 199-216 1 Suttie I The origins of love and hate London, 1935 P 23
Базовая психология любви и ненависти 117
Помимо чрезмерной реакции на теологию у психолога есть, конечно, вполне обоснованные опасения встретиться с проявлениями лицемерия или рационализации. Он знает, что торжественные заявления о дружелюбии не всегда означают дружелюбие, очень часто они маскируют глубинные состояния горечи и ненависти. Опасения психолога показаться набожным — не всегда дань модным ныне научным табу. Психологу известна ошибка, лежащая за рационализированными описаниями человеческой мотивации.
Но есть еще одна, более фундаментальная причина подобного «бегства от нежности». Аффилиативные желания — как я попытаюсь показать — являются непременным фундаментом человеческой жизни. В этом качестве их вполне естественно не замечают, ибо обычно мы вообще не замечаем фундамент, обращая внимание только на водруженные на нем фигуры. Мне не интересна белая бумага книги, которую я читаю, она — просто необходимый фон для черного шрифта, который я воспринимаю. И разве спокойная поверхность моря больше привлекает наше внимание, чем водяной смерч? Альфред Норт Уайтхед отметил, что у нас даже нет слов для описания того, что всегда с нами; мы склонны считать само собой разумеющейся нашу повседневность и никогда не испытываем потребность обсуждать ее. Я думаю, что именно по этой причине мы так мало уделяем внимания состоянию согласия, которое одно придает смысл несогласию. Даже выражения человеческого лица подтверждают предложенный мной тезис — эмоция любви полностью расслабляет мускулатуру лица, придает чертам «нейтральное» выражение. Напротив, гнев, ревность и ненависть — хорошо очерченные выражения. В человеческом лице, как и в самой жизни, намного легче идентифицировать и определить для исследования проявления нетерпимости и ненависти, чем проявления любви и терпимости, которые принимаются как само собой разумеющиеся.
В своих теориях мотивации психологи бьши введены в заблуждение отношениями фигура—фон. Поэтому они воспринимают антагонизм как нечто более характерное и возбуждающее, чем добрая воля — и, конечно, это так. Враждебные эмоции — воинственные эмоции, возбуждающие их обладателя и легко заметные наблюдателю; психолога интересуют фрустрация и агрессия, а не дружба и доверие. Однако неоспоримая истина заключена в том, что враждебность пробуждается к жизни из первичного фундамента аффилиативного желания, с которым она так резко контрастирует. Пока человек впервые не полюбит, он не может ненавидеть. Ибо ненависть — эмоция протеста, всегда направленная на реальные или воображаемые препятствия, которые мешают человеку достичь позитивно окрашенных целей, то есть любви.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ю.И. Полянский Общая биология. Учебник для 9-10 кл.
  • Совместная деятельность синхронизирует мозги
  • Притча «Друзья, кто они?»
  • Статьи о психологии. Сборник
  • Козлова М.А. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Куда делась религиозность средневековья?
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Тян Татьяна Леонидовна. Как создать детский коллектив
  • Ивкина Галина. Рекомендации родителям заикающегося ребенка
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Притча «Легенда о счастье»
  • А.П. Юшкевича История математики. ( В 3-х томах ) Под редакцией
  • Анисимов А.П. Концепции современного естествознания. Биология
  • Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Люди игнорируют факты ради чувства причастности
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. и др. Биология. 10-11 классы. (Общие закономерности)
  • Мардалиев Р.Т. Гражданское право
  • Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы
  • Успех привлекает друзей
  • Притча «Только три человека в мире»
  • Музыка и пение универсальны для разных культур
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Под ред. Константинова В.М. Общая биология
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Валентин Лохоня. Хлеб с Маслоу
  • Камышанского В.П., Коршунова Н.М., Иванова В.И. Гражданское право. В 2 ч. Под редакцией
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь