Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 41730

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

. В V классе Олег не раз говорил, что немецкий язык ему нравится больше всего. Справедливой Олег назвал только учительницу немецкого языка. Русский язык он, по его собственным словам и словам матери, «ненавидел» и учителя тоже, Отношение Олега к учебному предмету немало зависело от умения учителя найти подход к нему, от сложившихся взаимоотношений между учителем и мальчиком.
Безусловно, учителя имели основания быть недовольными поведением Олега. Уже во второй четверти фамилии Олега и Толи стали в школе «притчей во языцех*. Их знали все.
168
Мать Олега часто вызывали в школу. Она расстраивалась, плакала, но продолжала защищать Олега,
Никакие разговоры и уговоры не оказывали на Олега существе иного влияния. Он твердил о несправедливости, даже плакал.
Иногда поступки Толи и Олега были недопустимыми и требовали строгого наказания. Кто-то зимой и весной раза три раз* бивал стекло в кабинете русского языка. Однажды подозрение, не без оснований, пало на Толю и Олега.. Оба были замешаны еще в одном проступке, а Толя еще и в драке. На педсовете был поставлен вопрос об исключении Толи из школы. Было решено исключить на неделю и Олега, Ребят из школы не исключили, но им было сделано последнее предупреждение. До педсовета и после него с Олегом очень серьезно разговаривали мать и классный руководитель. Во время разговора со мной Олег плакал. Инициатором этого разговора был он сам. Олег сказал, что его исключают из школы на неделю. На вопрос о том, что произошло на уроке русского языка, Олег ответил, что сидел тихо, слушал и только растягивал себе пальцем щеку. Учитель велел ему встать в угол — он не встал, послал убирать двор — не пошел. Учитель сказал, что терпеть больше такое поведение Олега не будет, отправил его к директору школы и послал за матерью. Олег твердил, что растягивал щеку незаметно и никому не мешал, не встал в угол потому, что не маленький, а двор никто не убирает — «я тоже не буду». Заодно он вспоминал о некоторых фактах, которые расценивал как придирки и несправедливость: например, он ответил правило о правописании суффиксов совершенно точно так же, как Ира Малинина. Ей поставили «пять», ему «три», да еще выругали. Любе за две ошибки в сочинении поставили «четыре», а ему — «два». Однажды, чувствуя, что его вызовут, Олег выучил заданные правила. Во время ответа учитель его прерывал, вызывал других ребят дополнять и сказал, что он все знает очень нетвердо. Олег со слезами и злостью утверждал, что ему ни за что ставят «двойки». Его задевало, что учитель без конца делает обидные замечания по поводу внешности, пуговиц, воротничка, ботинок, рук и тд+ Он утверждал, что учитель утром специально ждет его у входа, чтобы сделать замечание: «Воспитывает, воспитывает!.. Что он от меня хочет!..» Мои попытки убедить Олега в его неправильном поведении и предвзятом отношении к учителю наталкивались на упорное сопротивление мальчика — он не соглашался ни с какими доводами, Олег говорил, что русский язык он учит и знает, уже несколько раз пробовал сдерживаться, но «все равно он придира-
169
ется». Своей вины он не видел, В разговоре с матерью и классным руководителем проявлялись эти же особенности Олега, Все это говорило о том, что у Олега по отношению к учителю русского языка возник «смысловой барьер*.
Описанные события происходили в начале марта. Вскоре мать поставила вопрос о переводе Олега в другой класс, но Олег этого не захотел. Мать категорически запретила Олегу дружить с Толей. Полностью добиться этого ей не удалось.
После этих событий учитель русского языка несколько изменил свое отношение к Олегу, и это дало некоторый результат. Периодами Олег вел себя, работал на уроках и дома хорошо, занимался с матерью каллиграфией и даже получил две «четверки» по русскому языку и «четверку» по литературе. Однако время от времени возникали конфликты, появлялись «двойки» и в школу вызывали мать. Это продолжалось до конца учебного года.
Каковы причины общего срыва поведения Олега?
С первых дней учебного года стало ясно, что резкие, строгие замечания, придирки, а тем более насмешки и реплики неуважительного и унизительного характера вызывали у Олега серьезную обиду > острое переживание несправедливости, ущемление чувства собственного достоинства* На уроках русского языка и литературы эти переживания были у него постоянными. Эти уроки были пять раз в неделю и часто первыми* Постоянные конфликты с учителем русского языка непосредственно влияли на поведение Олега на других уроках. На следующий урок он приходил уже возбужденный, обиженный, внутренне настороженный и ощетинившийся, готовый резко отреагировать на любое замечание. Он долго не мог успокоиться, собраться, вертелся, разговаривал и, конечно, получал замечания, на которые давал неадекватные реакции* Почва для этого была создана на предыдущих уроках. Однако невыполнение Олегом всевозможных требований, непослушание, упрямство нередко проявлялись без видимой причины и даже повода. Олег вместе с Толей или Андреем Костровым и Женей Зарецким могли сорвать подготовку уроков, линейку, бегать и орать в коридоре, заглядывать в классы и набезобразничать там (облить стол чернилами, сломать стул, испортить выключатель). Часто никакие замечания, уговоры и наказания на ребят и Олега не действовали. В его поведении и поступках был вызов, противопоставление себя взрослым, много показного: нарочитое пренебрежение к требованиям взрослых, претензии на независимость и право по-
170
ступать так, как ему хочется. Тенденция к взрослости проявлялась у Олега очень ярко*
Отношение Олега к себе как к взрослому также обнаружилось в беседе о поступках Николеньки, героя повести Л.НТол-стого.
Николенька понравился Олегу тем, что он «смелый, дерзкий, не боялся никого, ни гувернера, ни даже наказания розгами». В Николеньке как человеке Олегу понравилось все. С его точки зрения, Николенька всем похож на наших ребят, которые тоже не боятся учителя, хотят показать себя с хорошей стороны, Олег утверждает, что гувернер унизил Николеньку: «Он обиделся правильно и имеет право на самозащиту», Олег сказал, что Николенька считает себя взрослым. Это проявляется в том, что он чувствует свою силу и может ударить гувернера: «Пожалуй, на месте Николеньки я поступил бы так же> как он». На вопрос: «Какие переживания Николеньки тебе близки?» — Олег ответил: «Мне, пожалуй, все они близки!..» — «А в истории с гувернером?» — «Тоже!..» Это было правдой. Поступки и поведение Олега доказывали это. Следует отметить, что в беседе об отношении к поступкам Николеньки очень многие ребята говорили о сходстве Олега с Нико-ленькой. Одни говорили, что, будучи на месте Николеньки, Олег тоже бы «взбунтовался», другие — стал бы «буянить», третьи — ударил бы гувернера.
Говоря о своем сходстве с Николенькой» Олег был искренен в том, что он так жеэ как Николенька, хотел показать свою взрослость и смелость, которая заключалась в том, чтобы никого не бояться. Именно этот способ поведения стал средством реагирования Олега на неудовлетворяющее его отношение, формой проявления и утверждения им определенных качеств и своей взрослости. Этот способ поведения быстро сформировался под влиянием Толи и по существу был усвоен от него.
В V классе Олег очень снизил успеваемость по сравнению с IV классом: в годовых отметках было только две «четверки* — по арифметике и по труду; остальные — «тройки». В четвертой четверти Олег получил «двойку* по русскому языку. Учитель поставил вопрос о том, чтобы оставить его на второй год. Олег был ошеломлен этим, его мать тоже. На лето он получил работу. Вопрос перевода в VI класс должен был решаться осенью*
Учителя считали Олега способным и умным мальчиком, но очень ленивым и небрежным. Учительница математики го-
171
ворила, что Олег — один из трех-чстырсх наиболее способных по математике учеников класса. Учительница немецкого языка тоже высоко оценивала Олега: «У него светлая голова». Учительница истории дала Олегу следующую характеристику:
«Мальчик с головой, способный, начитанный, но очень ленивый. Особого интереса к истории нет, но во время объяснения слушает. Требования выполняет из-под палки. Навряд ли он учит историю, но иногда заглядывает в книгу. Дополнительный материал при ответе привлекает. Речь хорошая, хорошо соображает, легко может сделать вывод. Умеет работать с книгой. Любит интеллектуальную работу, В ответах есть глубина.
Оценивает себя высоко. Характерно для него показное безразличие и стремление нечто показать взрослым: что не слушает объяснение, что на уроке ему неинтересно, что равнодушен к "двойкам". Мальчик сложный. По сравнению с IV классом изменился в худшую сторону».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Учимся читать быстро. Первая ступень обучения в Школе Олега Андреева. Программа.
  • Бундур Олег. Сборник стихотворений для детей Олега Бундура №2
  • Бундур Олег. Сборник стихотворений для детей Олега Бундура №1
  • Андреев Олег Андреевич, Хромов Лев Николаевич. Учись быть внимательным.
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка прогулки на тему: «Дили - дили, дили - дили колокольчики звонили»
  • Притча «Самое главное»
  • Овсянникова Светлана Викторовна. Сценарий к Дню Победы 'Мы помним-мы годимся'
  • Головачёва Татьяна Валентиновна. Конспект ООД по знакомству детей с ОВЗ с устным народным творчеством «В гостях у Колобка»
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Абайханова М. И. Исследование жизненных сценариев в ранней взрослости
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Притча «Он и Она (Единство)»
  • Притча «Безопасность Ву»
  • Притча «Птица Счастья»
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Снежинка - волшебная сказка
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Ольга Торощина. Консультация для воспитателей по теме «Кризис трех лет»
  • Жила-была одна девочка... от админа.
  • Притча «Целитель Джон»
  • Притча «Он и Она»
  • Романенко Надежда Ивановна. Сказка как Кенгуреныш стал самостоятельным.
  • Притча «Оружие»
  • Притча «Сеун [Сйоун] и его мать»
  • Ловцова Наталья Васильевна. Консультация для воспитателей «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»
  • Михалева Оксана Леонидовна. 3D-моделирование дорожных ситуаций для формирования безопасного поведения детей на улицах города
  • Притча «Алчность упрямства»
  • Притча «Сказка о лампочке»
  • Притча «Про колдуна»
  • Вознаграждения от социальных игр и как их использовать.
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Притча «Братья наши меньшие»
  • Абрамова Елена Алексеевна. «Адаптацию легко пройдем, весело и дружно вместе заживем!»
  • Абрамова Елена Алексеевна. «Адаптацию легко пройдем, весело и дружно вместе заживем!»
  • Притча «Не отказывайтесь»
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Он и Она»
  • Притча «Джейсон и пещера творения»
  • Притча «О прощенных долгах»
  • Притча «Ангенон и Верейху»
  • Притча «Лучшее наставление Учителя — его жизнь»
  • Притча «Ещё не Готов»
  • Притча «Его разбившиеся мечты»
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Притча «Спасение из Ада»
  • Притча «Опасный враг»
  • Борисова Светлана Ивановна. Педагогическая статья. «Возрастные особенности детей 3-4 лет».
  • Притча «Собачья привязанность»
  • Редактор. Что такое дисциплина?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь