Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38833

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Одна из целей упражнений на осознание состоит в том, чтобы помочь члену группы проанализировать свои чувства. Различают 4 уровня выражения чувств: 1) блокированный (человек не знает о чувстве), 2) заторможенный (знает, но не проявляет), 3) эксгибиционистский (проявляет неадекватно), 4) спонтанный (нормальный). Задача терапевта – довести участника до 3-го уровня и помочь ему поупражняться на этом уровне, пока он не перейдет на 4-й. В это время происходит работа с отыгрыванием, которое проявляется в четырех основных вариантах: отыгрывание незаконченной ситуации из далекого прошлого, отыгрывание незаконченной актуальной ситуации, отыгрывание особенностей характера, отыгрывание полярности (противоположного чувства и поведения).
Руководитель помогает участникам осознать их невербальное поведение (язык тела), задавая вопросы: «Вы осознаете свою улыбку?», «Как, по-вашему, звучит ваш голос?», «Что делает ваша нога?» и т.п. При этом может выявиться важная тема для групповой дискуссии. Если невербальное поведение одного участника является реакцией на другого члена группы, его просят обратиться ко второму прямо. Таким образом облегчается осознание скрытых чувств и эмоциональных блоков.
Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова (2004) приводят традиционные вопросы, используемые терапевтом во время работы в гештальт-группе:
 Что ты сейчас переживаешь (видишь, слышишь, ощущаешь и т.д.)?
 Что ты хочешь (в том числе от меня, от данной сессии)?
 Кто тебе может это дать?
 Что ты замечаешь с его стороны?
 Как ты об этом узнал?
 Что ты испытываешь к нему?
 Что ты делаешь?
 Как тебе это удается?
 Как можно сделать по-другому?
 Чего ты избегаешь?
 На что ты рассчитываешь?
 Что тебе это сейчас дает?
 Что ты думаешь и переживаешь в связи со случившимся?

Авторы приводят приемы работы с различными видами сопротивления. При конфлуэнции участника просят описывать все свои чувства и ощущения, которые он замечает в данный момент, чтобы выделить из этого континуума осознавания какие-то важные переживания. Чтобы выделить из «мы» «Я» участника, проводят эксперименты с дистанцией, позой, «встречами и расставаниями».
Участника с интроекциями просят озвучить интроективные послания, нарисовать соответствующую картину или описать сопутствующие телесные ощущения. При этом остальные члены группы хором «бомбардируют» участника его интроектами, обращая их к нему через «ты» («я должна быть самоотверженной» превращают в «ты должна быть самоотверженной»). Участнику предлагают также произносить интроецированное послание в адрес других членов группы, которые дают ему обратную связь. Затем группа рассматривает содержание послания с различных точек зрения. Наконец, участнику предлагают произнести вместо бывшего послания фразу, начинающуюся со слов: «я хочу…» и посмотреть, как развернутся события.
Работая с проекциями, обращают внимание участника, что он делает заключение о всеобщем плохом отношении к себе, не глядя на людей, и предлагают спросить у членов группы, что они сейчас испытывают к нему. Затем участник может сказать о своем собственном отношении к определенным членам группы и получить от них обратную связь. Участнику предлагают также сказать от первого лица то, что он предполагает у другого человека: вместо «я тебе не интересен» – «ты мне не интересен» и т.п. Затем его спрашивают, нет ли доли правды в таком высказывании.
Если участник с ретрофлексией не замечает ее проявлений или не осознает их значения, их усиливают, предлагая ему повторять его жесты, увеличивать их энергию, повышать напряжение и рассказывать о своих чувствах и ощущениях. Члены группы служат моделями «тяжести», «оков», «боли», меняясь ролями с участником. Ему предлагают говорить от лица конфликтующих частей, используя челночную технику. Критическую часть можно усадить на «пустой стул» и попросить высказаться в адрес членов группы.
Участнику с дефлексией предлагают:
 снабжать каждую фразу дефокусирующими словами («как бы», «типа») и прочувствовать эффект;
 попросить обратную связь после монолога «вокруг да около»;
 локализовать зону дефлексии, наблюдая, какие переживания сопровождаются соскальзыванием или «обесцвечиванием»;
 усилить симптоматическое поведение и выяснить его защитные функции;
 конкретизировать, какое чувство прячется за таким уклончивым поведением, к кому и за что;
 переделать намеки в прямые «ты-высказывания» в ситуации скрытого межличностного конфликта или «я-сообщения» о переживаниях, касающихся чувств.

Участнику с эготизмом предлагают эксперименты на границе привычного и приемлемого, с провокациями на принятие риска и готовность к новизне. Работа с обесцениванием предполагает движение маленькими шажками («не проглатывать новизну большими кусками»), исследование, чем новизна «неугодна» и смягчение «Я-концепции».
Технические процедуры терапии называются играми и представляют собой эксперименты с различными ролями, отождествления со значимыми чувствами, отчужденными субличностями и интроектами. Цель игр – закрытие гештальтов; критерием достижения цели является «ага - переживание» (ср. с инсайтом). Некоторые упражнения выполняются в парах, подгруппах или всей группой. Наибольшее распространение получили следующие упражнения.

Упражнения в парах
«Идентификация» одной из трех зон осознавания. Например, по команде «Замри!» необходимо осознать позу, отношение к ней, настроение в связи с ней. По команде «Отомри!» – изменить позу на противоположную, поработать с ней. Затем вернуться в первую позу и сравнить со второй.
«Фокусирование» на той части, которая выражает неосознанное переживание (клиенту предлагают говорить от ее имени).
«Осознание». «Сейчас я осознаю твою улыбку, твой взгляд, запах твоих духов. Осознаю тепло у себя в груди, расслабленность в руках, наклон тела к тебе. Осознаю мысль о твоем теплом отношении ко мне, чувство симпатии к тебе…» Партнер оценивает точность восприятия участника и затем меняется с ним ролями.
«Противоположные ассоциации». Один называет «негативное» понятие – например, «грязь», другой подбирает к нему позитивную ассоциацию: «лечебная грязь».
«Переименование симптома». Один признается другому в своем недостатке. Другой 1) переименовывает его в достоинство (например, упрямство – в упорство); 2) обнаруживает выгоды от «недостатка»; 3) находит еще одно наименование симптому (например, независимость) и предлагает выбрать.
«Единство противоположностей». Партнеры вспоминают радостные и печальные моменты своей жизни, называют три свои сильные и слабые стороны, говорят о своем отношении к близости и независимости, находят три важные перемены в своей жизни и три вещи, которые остались без изменения. Каждый обращает внимание, когда радость и печаль были как-то связаны, как сильные стороны становились слабостью, а слабые помогали, в какой взаимосвязи находились близость и независимость, как за счет изменений удавалось сохранить постоянство.
«Думай только о себе / только о другом». Партнеры садятся на корточки, опираясь спинами друг на друга – вначале, как удобно только себе, потом как удобно другому. Затем сравнивают ощущения, чувства и мысли в первом и втором случае.
«Становиться большим или маленьким». В первом случае – стоя на стуле, во втором – сидя на корточках.
«Борьба противоположностей» – Начальник и Подчиненный. Начальник может стоять на стуле, Подчиненный – сидеть перед ним на корточках. Начальник ругает Подчиненного, поучает его, требует. Подчиненный оправдывается, соглашается, извиняется. Затем партнеры меняются ролями.
«Копия и антипод». Один участник говорит другому: «Ты такой же, как я, у тебя…», при этом он смотрит партнеру в глаза, подражает особенностям его речи и мимики, затем они меняются ролями, и так несколько раз. Через 5 минут фраза меняется: «Я очень отличаюсь от тебя, я…».
«Трудно и легко». Выбрать партнера, с которым трудно, сказать ему: «Мне нравится, что ты сейчас…». Затем выбрать партнера, с которым легко, сказать ему: «Мне не нравится, что ты сейчас…»



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тренинговые занятия с родителями первоклассников испытывающих трудности адаптации
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Морено Дж. Техники музыкальной психодрамы
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психодрама и тренинг поведения
  • Из чего складываются каналы общения с собственным подсознательным «Я»?
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Потапова Людмила Александровна. Тренинг партнерского общения.
  • Лазарева Анастасия Викторовна. Тренинг личностного развития для детей старшего дошкольного возраста «Мой внутренний мир»
  • Макарова Ирина Петровна. Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива «Мы разные, но мы вместе!»
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Исаева Ирина Юрьевна. Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Ботвиньева Татьяна. Формирование вербальных коммуникативных навыков дошкольников с ТНР
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с использованием модулей «Тропы здоровья»
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Переживание контакта с аналитиком как угрозы и уход в область относительного покоя и защиты от напряжения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь