Холлис Дж. Мифологемы: Воплощения невидимого мира.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 15988

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 10

Переход из града небесного на грешную землю длился века. Сверкающий центр Западного мира уже исчез, когда Данн описал свое последнее великое видение метафизической гармонии, моральной причины и следствия и кульминации в фантазии о спасении. Но пышная роза, которая служила ему блаженным божественным видением, сменилась машиной, а затем - Интернетом и разными другими энергиями, которые будут продолжать сверкать в темноте. Вольфганг Кёппен220 так описывает этот переход:
...вспомни, какую силу в эпоху Средневековья давало людям при
влекавшее их небо Осел тащил повозку. Он воображал, что та
щит ее на небо, и скоро начнется рай, и там ослы уже не будут тас
кать поклажу, и пастбища будут вечно зеленеть, и хищные звери
станут ласково играть с ним.
Но постепенно осел начал замечать, что небо-то не приближается, он почувствовал усталость, сено религии уже не так манило его, ему уже не хотелось столь храбро идти вперед. Тогда, чтобы повозка не остановилась, голод осла переключили на земной рай, на некий общественный парк, где всем ослам дадут равные права, кнут будет отменен, поклажа станет легче, корма - лучше; но и к этому Эдему путь долог, цель не приближается, и осел опять начинает упрямиться. К счастью, ему всегда надевают шоры, поэтому он не замечает, что идет не вперед, а только по кругу, и что он не тащит повозку, а вертит карусель, и, может быть, мы просто развлечение на празднестве богов, боги после ярмарки забыли убрать карусель, и осел все еще вертит ее, а боги и не вспоминают о нас.221
Когда попутчик главного героя сказал, что если бы он так же смотрел на мир, как он, то скоро покончил бы с собой, но тот ответил, что он не хочет торопиться к своему концу, каким бы он ни был. Если бы ему должна была открыться истина, он хотел бы ее увидеть, даже если бы испугался, что не сможет ее выдержать. «Наряду с миром, с жизнью существует еще что-то, чего мы не видим. Но вот что это?»222
220 Вольфганг Артур Рейнгольд Кёппен (1906-1996) - один из самых из
вестных немецких писателей послевоенного периода. - Примеч. пер.
221 Death in Rome, p. 164 и далее. (Рус. перевод: Кёппен В. Смерть в Риме //
Вольфганг Кёппен. Избранное / Пер. с нем. В. Девекина, В. Станевич. М.: Про
гресс, 1980.)
222 Ibid., p. 166.

Воссоздание таинства в бесплодное время

149

О том, что доступно нашему видению, мы знаем. Половина мира живет, купаясь в материальном изобилии, а другая половина - за чертой бедности. Половина мира находится в некой зависимости - от власти, пищи, богатства - от того, что дает им надежду на изменения. Однако правительства и корпорации давно лишились прав на народное доверие. Нет ни одной компании, увещеваниям которой можно полностью доверять, нет правительства, которое не было бы пропитано лицемерием.
Может быть, так было всегда, но обещания материализма и прогресса в достижении мира, спасения, душевного покоя и, главным образом, смысла явно увенчались неудачей. Если бы всего этого удалось достичь, свидетельства тому мы видели бы вокруг нас; вместо этого мы видим психопатологию и страдания души. Мы превратили в богов прогресс, материализм и другие идеологии, тогда как сами боги, как отметил Юнг, стали болезнями.
И чем же мы стали? Согласно Т.С. Элиоту223, мы стали полыми людьми:
Мы полые люди
Мы набивные люди
Труха в башке,
Как в мешке. Увы!
Наши засушенные голоса,
Если шепчемся,
Безотносительно голосят,
Как ветер в сухой конопле,
Как шаги крысят
По стеклянному бою в погребе где ни капли...224
Согласно содержанию романа Роберта Музиля225 «Человек без свойств» (Der Mann ohne Eigenshaften), написанного в 1930 г., мы потеряли свою душу и свою индивидуальность. Спросим себя: что же представляет собой человек без свойств?
223 Томас Стернз Элиот (1888-1965) - американо-английский поэт, драма
тург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии. - Примеч. пер.
224 "The Hollow Men", in The Complete Poems and Plays: 1909-1950, p. 56.
(Рус. перевод: Элиот Т.С. Полые люди. СПб.: Кристалл, 2000.)
225 Роберт Музиль (1880-1942) - австрийский писатель, драматург и эссе
ист. - Примеч. пер.

150

Глава 10

Ничего. Именно ничего! Нынче их миллионы...Это порода людей, рожденная нашим временем!... Погляди на него! [современного человека]... То есть вид у него настолько интеллигентный вообще, что какого-то единственного, определенного содержания лишен!226
В данном контексте я бы перевел слово Eigenschaften227 скорее как «характеристики», ибо человек без характеристик - это, в конечном счете, человек без характера. Отличительная черта нашего времени заключается в том, чтобы оставаться между -как отметил Хайдеггер, - между богами, которые исчезли, и богами, которые еще не появились, между Поццо и Лаки, которые ждут Годота228, между эйхмановской «банальностью зла» (по выражению Ханны Арендт229) и мироощущением поэта Карла Денниса, который обращается к вопросу существования своего собственного рая или ада:
Скорее всего, я не двинусь с места, навсегда застыв [в этой жизни], Приговоренный к созерцанию вечного повторения
Времен года: лета и осени, зимы и весны...
Оставшись лишь тенью - слишком слабой, чтобы открыть дверь [в
новый мир].230
Закончу, пожалуй, стенанием израильского поэта и прозаика Амоса Оза231:
Осталось лишь море,
И хотя оно изменилось: из ярко-синего
226 The Man Without Qualities, p. 70. (Рус. перевод: Музиль Р. Человек без
свойств / Пер. с нем. С. Апта. М.: Ладомир, 1994.)
227 Eigenschaften (нем.) - свойства, характеристики. - Примеч. ред.
228 Поццо, Лаки и Годот - персонажи самой известной и самой спорной
драмы Сэмюэля Беккета "Waiting for Godot" («Ожидание Годота»), в которой
ждут Годота, который никогда не приходит. - Примеч. пер.
229 Ханна Арендт (1906-1975) - известный немецко-американский фило
соф и историк. - Примеч. пер.
230 "Eternal Life", lines 8-12, in Practical Gods. Перевод Дж. Холлиса и В. Мер-
шавки.
231 Амос Оз (род. 1939, настоящее имя Амос Клоснер) - израильский пи
сатель и журналист. Он также является профессором литературы в Негевском
университете им. Бен-Гуриона в Беэр-Шеве.- Примеч. пер.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Воин света»
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Своеобразные с точки зрения западного человека японские понятия, которые побуждают к личностному развитию
  • Сенека. О БЛАЖЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Хей Луиза. Как исцелить свою жизнь.
  • Психоаналитические афоризмы VIII. - Джойс МакДугалл
  • Миф; Myth; Mythos
  • Шарп Ш. Культурные мифы и недостаточная забота в браке
  • Притча «Билет в жизнь»
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Мэри Грир. Женщины Золотой Зари
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Как понравиться при знакомстве: научный подход
  • Авакумов С.В. Мотив инициации в сновидениях и психотерапевтическом процессе
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Рамиль Гарифуллин. В поисках зеркамона. Психология феномена зеркала
  • Почему мы «подсаживаемся» на игры: психология игры
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Дороги нашей жизни»
  • Мамаева Светлана Викторовна. Роль книги в формировании у ребёнка представлений о человеке в истории и культуре
  • Ньютон Майкл. Предназначение души.
  • Илюшина Лилия. Родительское программирование на неудачу
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Иерархия Духа, Души и Тела
  • Признаки того, что человек проживает судьбу своих родственников, реализуя семейный миф
  • Форрест Линн. Три лица жертвы - Треугольник Карпмана
  • Притча «Все пути человека чисты в его глазах...»
  • Патрици Джоудри, Моури Д. Прессмен. Твоя вечная половина.
  • Притча «Жизнь и Любовь»
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Психология успеха
  • К чему снятся трупы?
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Это не ведет к святости»
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «О времени»
  • Притча «Взгляд, который многое изменил»
  • Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП.
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Колташов В. Г. Диалектическая психология.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «Два цветка»
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Притча «Хватит ждать!»
  • Хокинг С. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ
  • Притча «Странствия души»
  • Марина Таргакова. Психология обиды — М. Таргакова



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь