Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165075

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Самооценка рассматривается как важная детерминанта профессионального самосознания. Часто основным содержанием профессиональной самооценки является самоотношение к своим профессионально важным качествам и продуктивности деятельности по сравнению с имеющимися профессиональными эталонами и стандартами. Отмечено, что на профессиональную самооценку сильно влияют не только результативность деятельности, но и социальные факторы, оценочные суждения других, отношения.
Особо указывается на значение индивидуально-личностных факторов оценивания. Лица с заниженной профессиональной самооценкой отличаются неуверенностью, склонностью к импульсивным действиям, у них, как правило, отчетливо проявляются психопатические черты личности. В то же время они ориентируются прежде всего на эмоционально теплые, эмпатичные отношения, эмоциональный комфорт во взаимодействиях. У лиц с высокой профессиональной самооценкой проявляется склонность к радикальным действиям, авторитарному стилю в деятельности и во взаимодействиях. Выявлены ценностные отличия у лиц с высокой и низкой профессиональной самооценкой.
У профессионалов отмечен рост внутренней неудовлетворенности по мере повышения квалификации, даже достижение результатов категории АКМЕ рассматривается ими как этапное событие. У лиц с низкой профессиональной самооценкой каждое достижение рассматривается как значительный успех.
Уровень профессиональной самооценки сказывается на мотивации достижения субъектов труда. Динамика этого процесса содержит несколько этапов:
• проблематизация прежней системы мотивации под влиянием разницы между реальным и идеальным образами «Я-профессионал»;
• планирование новой системы достижений;
• реализация запланированного на основе идеального образа «Я-профессионал»;
• коррекция в ходе реализации;
• закрепление нового образа «Я-профессионал».
Далее цикл повторяется.
Существует связь между определенными возрастными периодами государственных служащих и уровнем их притязаний и активизации мотивации достижений. В частности:
• наивысший уровень притязаний характерен для возрастного периода 30-35 лет;
• у субъектов деятельности старше 50 лет отмечен самый высокий уровень самооценки при снижающейся мотивации достижений. При этом мотивация достижений имеет двойственную направленность: на себя как субъекта профессиональной деятельности (повысить свою квалификацию, статус, реализовать свой потенциал и пр.) и на саму деятельность (повысить эффективность, научиться решать новые задачи, сформировать новые умения и пр.)*. Адекватность самооценки, как нами было отмечено при обсуждении концепции профессионала, во многом зависит от профессионального образа «Я». Образ профессионального «Я» должен быть не только реалистичным, но и динамичным, учитывающим индивидуальные тенденции личностно-профессионального развития. «Застывший» образ профессионального «Я» является тормозом для развития, фантастический — делает его неэффективным. С ростом профессионализма повышается адекватность профессиональных самооценок, при этом существенно возрастает роль самооценки морально-нравственных качеств, хотя критерии и требования значительно ужесточаются**.
* Садкова А. В. Формирование оптимальной профессиональной самооценки -М.:МААН, 1998 и др.
** Мурашка С. Ф. Развитие профессионального «Я» государственных служащих. - М.: МААН, 1999.

Существует связь между их уровнем и личностно-профессиональными качествами, входящими в комплекс общих и специфических акмеологнческих инвариантов профессионализма. Значимыми факторами, способствующими развитию профессионального «Я», являются:
• профессиональные эталоны;
• потенциал личности;
• направленность на самопознание и саморазвитие;
• адекватность личностных оценок.
Разработана система мониторинга развития профессионального «Я» госслужащих и акмеологической помощи.
Велика роль ценностных ориентации личности как фактора формирования мотивации достижения. Ценностные ориентации в профессиональной деятельности государственных служащих выполняют несколько функций:
• адаптивную;
• эго-защитную;
• ценностного изъявления;
• системообразующую;
• смыслообразующую.
Ценностные ориентации тесно связаны с профессиональным менталитетом и мотивационно-смысловой сферой личности. Главными детерминантами являются те, которые направляют мотивационную активность*.
* Гусева Г. А. Объективные и субъективные факторы изменения ценностных ориентации государственных служащих // Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса. — М.: РАГС, 1999.

Они связаны с терминальными ценностями — материальным достатком, социальной защищенностью, здоровьем, жилищными условиями.
Сквозь эти условия и формируется направленность мотивации достижения.
В прикладных акмеологических исследованиях ценностных ориентации выявлены основные психологические детерминанты, ориентирующие на реализованность и относительную гарантию стабильности и «размытость», но привлекательность перспектив*.
* БитуеваА. В. Исследование структуры ценностных ориентации государственных служащих // Развитие психологической и профессиональной культуры госслужащих. — М.: РАГС, 2000.

Динамическая сторона ценностно-мотивационных установок в виде возможности или невозможности достижения, легкости или трудности оказывает на них большое влияние. Определяющей является сила личности и направленность на прогрессивное развитие в выборе ценностных ориентации, описаны соответствующие типы.
В изучении жизненные ценности руководителей ключевыми факторами, определяющими стиль управленческой деятельности, является выбор стратегий и тактик в руководстве*.
* Кобелева О. В. Ценностный контекст управленческой деятельности руководителя // Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности. — Ульяновск: УлГУ, 1997.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Литинец Елена Александровна. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Р.Е. Мансуров. Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Каверина Ирина Николаевна. ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
  • Редактор. proekt
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Как найти лучшую веб-студию - признаки профессионализма
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Романова Ольга Владимировна. Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ
  • Керимова Эльмира. Реализация ФГОС в практике воспитателя
  • Журбенко Ольга Александровна. Презентация на тему 'Игровые математические технологии в ДОУ'
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Наталья Владимировна Рашкинене. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Андрианова Дарья Владимировна. Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Арушанян Сатеник Грайровна. Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Обмоина Елена Юрьевна. Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Антонова Анна Алексеевна. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе
  • Ширнина С. А.. Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Светлана Капутская. Развитие творчества через приобщение старших дошкольников к художественному труду



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь