Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164640

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Самооценка рассматривается как важная детерминанта профессионального самосознания. Часто основным содержанием профессиональной самооценки является самоотношение к своим профессионально важным качествам и продуктивности деятельности по сравнению с имеющимися профессиональными эталонами и стандартами. Отмечено, что на профессиональную самооценку сильно влияют не только результативность деятельности, но и социальные факторы, оценочные суждения других, отношения.
Особо указывается на значение индивидуально-личностных факторов оценивания. Лица с заниженной профессиональной самооценкой отличаются неуверенностью, склонностью к импульсивным действиям, у них, как правило, отчетливо проявляются психопатические черты личности. В то же время они ориентируются прежде всего на эмоционально теплые, эмпатичные отношения, эмоциональный комфорт во взаимодействиях. У лиц с высокой профессиональной самооценкой проявляется склонность к радикальным действиям, авторитарному стилю в деятельности и во взаимодействиях. Выявлены ценностные отличия у лиц с высокой и низкой профессиональной самооценкой.
У профессионалов отмечен рост внутренней неудовлетворенности по мере повышения квалификации, даже достижение результатов категории АКМЕ рассматривается ими как этапное событие. У лиц с низкой профессиональной самооценкой каждое достижение рассматривается как значительный успех.
Уровень профессиональной самооценки сказывается на мотивации достижения субъектов труда. Динамика этого процесса содержит несколько этапов:
• проблематизация прежней системы мотивации под влиянием разницы между реальным и идеальным образами «Я-профессионал»;
• планирование новой системы достижений;
• реализация запланированного на основе идеального образа «Я-профессионал»;
• коррекция в ходе реализации;
• закрепление нового образа «Я-профессионал».
Далее цикл повторяется.
Существует связь между определенными возрастными периодами государственных служащих и уровнем их притязаний и активизации мотивации достижений. В частности:
• наивысший уровень притязаний характерен для возрастного периода 30-35 лет;
• у субъектов деятельности старше 50 лет отмечен самый высокий уровень самооценки при снижающейся мотивации достижений. При этом мотивация достижений имеет двойственную направленность: на себя как субъекта профессиональной деятельности (повысить свою квалификацию, статус, реализовать свой потенциал и пр.) и на саму деятельность (повысить эффективность, научиться решать новые задачи, сформировать новые умения и пр.)*. Адекватность самооценки, как нами было отмечено при обсуждении концепции профессионала, во многом зависит от профессионального образа «Я». Образ профессионального «Я» должен быть не только реалистичным, но и динамичным, учитывающим индивидуальные тенденции личностно-профессионального развития. «Застывший» образ профессионального «Я» является тормозом для развития, фантастический — делает его неэффективным. С ростом профессионализма повышается адекватность профессиональных самооценок, при этом существенно возрастает роль самооценки морально-нравственных качеств, хотя критерии и требования значительно ужесточаются**.
* Садкова А. В. Формирование оптимальной профессиональной самооценки -М.:МААН, 1998 и др.
** Мурашка С. Ф. Развитие профессионального «Я» государственных служащих. - М.: МААН, 1999.

Существует связь между их уровнем и личностно-профессиональными качествами, входящими в комплекс общих и специфических акмеологнческих инвариантов профессионализма. Значимыми факторами, способствующими развитию профессионального «Я», являются:
• профессиональные эталоны;
• потенциал личности;
• направленность на самопознание и саморазвитие;
• адекватность личностных оценок.
Разработана система мониторинга развития профессионального «Я» госслужащих и акмеологической помощи.
Велика роль ценностных ориентации личности как фактора формирования мотивации достижения. Ценностные ориентации в профессиональной деятельности государственных служащих выполняют несколько функций:
• адаптивную;
• эго-защитную;
• ценностного изъявления;
• системообразующую;
• смыслообразующую.
Ценностные ориентации тесно связаны с профессиональным менталитетом и мотивационно-смысловой сферой личности. Главными детерминантами являются те, которые направляют мотивационную активность*.
* Гусева Г. А. Объективные и субъективные факторы изменения ценностных ориентации государственных служащих // Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса. — М.: РАГС, 1999.

Они связаны с терминальными ценностями — материальным достатком, социальной защищенностью, здоровьем, жилищными условиями.
Сквозь эти условия и формируется направленность мотивации достижения.
В прикладных акмеологических исследованиях ценностных ориентации выявлены основные психологические детерминанты, ориентирующие на реализованность и относительную гарантию стабильности и «размытость», но привлекательность перспектив*.
* БитуеваА. В. Исследование структуры ценностных ориентации государственных служащих // Развитие психологической и профессиональной культуры госслужащих. — М.: РАГС, 2000.

Динамическая сторона ценностно-мотивационных установок в виде возможности или невозможности достижения, легкости или трудности оказывает на них большое влияние. Определяющей является сила личности и направленность на прогрессивное развитие в выборе ценностных ориентации, описаны соответствующие типы.
В изучении жизненные ценности руководителей ключевыми факторами, определяющими стиль управленческой деятельности, является выбор стратегий и тактик в руководстве*.
* Кобелева О. В. Ценностный контекст управленческой деятельности руководителя // Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности. — Ульяновск: УлГУ, 1997.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Под редакцией К. М. Гуревчча, Е. М. Борисовой - Психологическая диагностика. Учебное пособие.
  • Елена Еняшина. Мастер-класс по теме: Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении 9 класс



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь