|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165075
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Самооценка рассматривается как важная детерминанта профессионального самосознания. Часто основным содержанием профессиональной самооценки является самоотношение к своим профессионально важным качествам и продуктивности деятельности по сравнению с имеющимися профессиональными эталонами и стандартами. Отмечено, что на профессиональную самооценку сильно влияют не только результативность деятельности, но и социальные факторы, оценочные суждения других, отношения.
Особо указывается на значение индивидуально-личностных факторов оценивания. Лица с заниженной профессиональной самооценкой отличаются неуверенностью, склонностью к импульсивным действиям, у них, как правило, отчетливо проявляются психопатические черты личности. В то же время они ориентируются прежде всего на эмоционально теплые, эмпатичные отношения, эмоциональный комфорт во взаимодействиях. У лиц с высокой профессиональной самооценкой проявляется склонность к радикальным действиям, авторитарному стилю в деятельности и во взаимодействиях. Выявлены ценностные отличия у лиц с высокой и низкой профессиональной самооценкой. У профессионалов отмечен рост внутренней неудовлетворенности по мере повышения квалификации, даже достижение результатов категории АКМЕ рассматривается ими как этапное событие. У лиц с низкой профессиональной самооценкой каждое достижение рассматривается как значительный успех. Уровень профессиональной самооценки сказывается на мотивации достижения субъектов труда. Динамика этого процесса содержит несколько этапов: • проблематизация прежней системы мотивации под влиянием разницы между реальным и идеальным образами «Я-профессионал»; • планирование новой системы достижений; • реализация запланированного на основе идеального образа «Я-профессионал»; • коррекция в ходе реализации; • закрепление нового образа «Я-профессионал». Далее цикл повторяется. Существует связь между определенными возрастными периодами государственных служащих и уровнем их притязаний и активизации мотивации достижений. В частности: • наивысший уровень притязаний характерен для возрастного периода 30-35 лет; • у субъектов деятельности старше 50 лет отмечен самый высокий уровень самооценки при снижающейся мотивации достижений. При этом мотивация достижений имеет двойственную направленность: на себя как субъекта профессиональной деятельности (повысить свою квалификацию, статус, реализовать свой потенциал и пр.) и на саму деятельность (повысить эффективность, научиться решать новые задачи, сформировать новые умения и пр.)*. Адекватность самооценки, как нами было отмечено при обсуждении концепции профессионала, во многом зависит от профессионального образа «Я». Образ профессионального «Я» должен быть не только реалистичным, но и динамичным, учитывающим индивидуальные тенденции личностно-профессионального развития. «Застывший» образ профессионального «Я» является тормозом для развития, фантастический — делает его неэффективным. С ростом профессионализма повышается адекватность профессиональных самооценок, при этом существенно возрастает роль самооценки морально-нравственных качеств, хотя критерии и требования значительно ужесточаются**. * Садкова А. В. Формирование оптимальной профессиональной самооценки -М.:МААН, 1998 и др. ** Мурашка С. Ф. Развитие профессионального «Я» государственных служащих. - М.: МААН, 1999. Существует связь между их уровнем и личностно-профессиональными качествами, входящими в комплекс общих и специфических акмеологнческих инвариантов профессионализма. Значимыми факторами, способствующими развитию профессионального «Я», являются: • профессиональные эталоны; • потенциал личности; • направленность на самопознание и саморазвитие; • адекватность личностных оценок. Разработана система мониторинга развития профессионального «Я» госслужащих и акмеологической помощи. Велика роль ценностных ориентации личности как фактора формирования мотивации достижения. Ценностные ориентации в профессиональной деятельности государственных служащих выполняют несколько функций: • адаптивную; • эго-защитную; • ценностного изъявления; • системообразующую; • смыслообразующую. Ценностные ориентации тесно связаны с профессиональным менталитетом и мотивационно-смысловой сферой личности. Главными детерминантами являются те, которые направляют мотивационную активность*. * Гусева Г. А. Объективные и субъективные факторы изменения ценностных ориентации государственных служащих // Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса. — М.: РАГС, 1999. Они связаны с терминальными ценностями — материальным достатком, социальной защищенностью, здоровьем, жилищными условиями. Сквозь эти условия и формируется направленность мотивации достижения. В прикладных акмеологических исследованиях ценностных ориентации выявлены основные психологические детерминанты, ориентирующие на реализованность и относительную гарантию стабильности и «размытость», но привлекательность перспектив*. * БитуеваА. В. Исследование структуры ценностных ориентации государственных служащих // Развитие психологической и профессиональной культуры госслужащих. — М.: РАГС, 2000. Динамическая сторона ценностно-мотивационных установок в виде возможности или невозможности достижения, легкости или трудности оказывает на них большое влияние. Определяющей является сила личности и направленность на прогрессивное развитие в выборе ценностных ориентации, описаны соответствующие типы. В изучении жизненные ценности руководителей ключевыми факторами, определяющими стиль управленческой деятельности, является выбор стратегий и тактик в руководстве*. * Кобелева О. В. Ценностный контекст управленческой деятельности руководителя // Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности. — Ульяновск: УлГУ, 1997. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|