|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218129
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Фактор р — как уже говорилось нами — соответствует фрейдовскому стремлению к расширению персоны. Его первоначальная функция, эгодиастола, питается специальной генной инстинктивной энергией «р», повышающей в людях стремление Быть, расширяющей пространство Бытия вплоть до желания Быть-Веем. Такое мы называем «властелином, вельможей» (Potestas)*.
Таким образом, в эгофакторах кар перед нами вновь предстают «влечения Я» в том виде, в котором они существовали в первой фрейдовской версии. Но как мы дальше увидим: это верно только по смыслу. Так как в векторе влечений сферы Я (Sch) пространство действия фактора k занимает гораздо большее место, чем это отводится Фрейдом для влечения самосохранения, а пространство функционирования фактора р заходит гораздо дальше границ, отводимых Фрейдом для расширения персоны, причем это относится как к рамкам психологии Я, так и к рамкам патологии Я. Понимание необходимости введения гипотезы о существовании автономного Я появляется только после внимательного рассмотрения функций двух факторов влечений k и p, а также четырех элементарных функций Я: 1. проекции, 2. инфляции, 3. интроекции, 4. отрицания, и особенно интегрирующих функций сферы Я в качестве средства наведения мостов среди всех противоположностей, в качестве Pontifex** oppositorum (оппозиций, противоположностей). Исторической правды ради мы должны еще упомянуть о том, что в выборе двух функций Я: эгосистолы (k) и эгодиастолы (р) мы руководствовались исключительно психиатрическо-клиническим наследственным кругом шизофрении, а именно ее двумя формами: кататонией (k) и паранойей (р). Потому эговектор обозначается буквами Sch, а два его фактора — буквами k и р. И только позднее посредством экспериментального анализа Я, проводимого с испытуемыми с различным типом характера, нам удалось выявить физиологические корреляты эгосистолы и эгодиастолы, корреляты, соответствующие двум формам шизофренической болезни. Справедливость выводов, делаемых нашим экспериментальным анализом Я, подтверждает и первая, энергетическая версия фрейдовского учения о влечениях, несмотря на различие наших подходов. *X. Хартманн тоже говорит о «первичной энергии сферы Я», не пытаясь ее определить точнее (статья «Заметки о теории сублимации»). **Верховный жрец в Древнем Риме, а еще титул папы (лат.) * А теперь мы можем перейти к более подробному рассмотрению психологического и экспериментального анализа факторов влечения Я: факторов k и р. ГЛАВА 10 СУЩНОСТЬ ФАКТОРА k. ЭГОСИСТОЛА: ИНТРОЕКЦИЯ И ОТРИЦАНИЕ Сущностью эгосистолического фактора k является установка, отношение со стороны сферы Я — одобрение или отвержение. Лучше всего эта функция может быть понята на следующем примере: присвоение - интроекция (+ k) и отрицание = отвержение (- k). Интроекция: изначальное, бессознательное элементарное стремление сферы Я к захвату, к аннексии, к присвоению и обращению в собственный капитал любых ценных объектов, идей и сокровищ как внешнего, так и внутреннего, духовного мира. Бессознательной конечной целью любой интроекции является капитализация, то есть всегда существовавшее у человека стремление обладать всем, что попадается ему на глаза. В патологической форме стремление обладать всем проявляется в магическом бреде обладания или во «всезнайстве», характерном для определенных форм аутичной шизофрении. Стремление Я к земному накоплению собственности и недвижимости, материальных вещей, профессиональных знаний и технических навыков, к материальному эгоизму, стремление к интернализации и присвоению всего хорошего, связанного с внешним миром, (Ференци*) к приравниванию объекта субъекту (К. Г. Юнг)**, стремление — подобно каннибалу, хотя и психическим путем — поглощать потерянные объекты любви (3. Фрейд)***, пратенденция (обнаруживающаяся у всех людей) заменять неудавшуюся реализацию своих идеальных целей, желаний достичь в жизни тех же высот, что и кумиры, идеалами материальной собственности, и в не меньшей мере — стремление сферы Я гарантировать свое самосохранение и увеличивать материальный эгоизм посредством постоянных капиталовложений — все эти мощные и архаичные стремления людей определяются действием позитивной тенденции + k, действием интроекции. *Ferenczi, S.: Introjektion und Ьbertragung. Jahrb. f. psy. u. ps.-path. Forsch. Bd. I, 1909. S. 422. ** Jung, C. G.: Psychologische Typen. Rascher, Zьrich, 1930. S. 640. ***В случае интроекции Фрейд говорит о «психическом каннибализме». При построении внутренней картины воспринимаемого нами мира, любых образов этого мира, как внешних, так и внутренних, в формировании эго-идеалов собственности и материальных ценностей, в капиталовложении, в эгоизме и эгоцентризме, в материальном нарциссизме и аутизме, в идентификации посредством обладания материальными вещами и окружающими людьми, в формировании профессиональных и служебных качеств личности, в формировании так называемой «персоны» (К. Г. Юнг) и характера, и не в последнюю очередь — в психических реактивных образованиях (формирующих качества, противоположные первоначальным) и появлении симптомов (3. Фрейд) в больном Я — ничто не может обойтись без участия элементарной функции интроекции, без тенденции + k. Интроекция является мостом сферы Я к восприятию внешнего и внутреннего мира. Когда механизм интроекции начинает давать сбой, у человека возникает ужасное отчуждение от внешнего мира и от самого себя. Негативная функция фактора k влечения сферы Я проявляется в виде отрицания, отвержения (- k). Ее самая общая функция заключается в том, чтобы говорить «нет», отказывать. Отрицание является частично бессознательным, частично осознаваемым элементарным стремлением Я к избеганию, отрицанию, подавлению, отчуждению и вытеснению определенных притязаний влечений, представлений и идеалов, угрожающих самосохранению персоны. Крайние формы отрицания называются негативизмом и эгоидной деструкцией. Стремление Я отрицать предосудительные побуждения влечений, исходящие из мира Оно, и благодаря этому отказываться приспосабливаться к требованиям окружающего мира, к требованиям морали и Сверх-Я, стремление людей подавлять одержимость любовью и жизненными идеалами, своим величием и желанием всемогущества, естественная тенденция мужчин вытеснять свою женственность, а женщин — мужественность, тенденция всех людей отрицать или игнорировать свое одиночество, требование вытеснять любое чувство инцестуозной любви и ненависти, чтобы с разочарованием приспосабливаться к налагаемым общественным табу, это реальное стремление Я, социализирующее человека и сохраняющее общество, определяется негативно воздействующей эгосистолической функцией — k. Без отрицающей функции фактора k не происходит адаптации, подавления, отчуждения, вытеснения у здоровых и невротичных людей, а у душевнобольных — негативизма, отчаяния, деструкции и самодеструкции. Таким образом, функция интроекции означает для судьбоаналитика то же самое, что и для классического психоаналитика, но понимание отрицания существенным образом различается. Для Фрейда отрицание было интеллектуальной, сознательной, оценочной функцией. «Начать что-нибудь отрицать в наших мыслях в принципе означает следующее: это именно то, что я больше всего хотел бы вытеснить. Осуждение является интеллектуальным замещением бессознательного механизма вытеснения»*. Классический психоанализ считает, что «отрицание» позволяет осознать вытесняемый материал, но потом все осознанное отрицается посредством интеллектуальной функции осуждения. Применяя теорию либидо к сфере Я, Фрейд утверждает, Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|