Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.

Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218712

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Фактор р — как уже говорилось нами — соответствует фрейдовскому стремлению к расширению персоны. Его первоначальная функция, эгодиастола, питается специальной генной инстинктивной энергией «р», повышающей в людях стремление Быть, расширяющей пространство Бытия вплоть до желания Быть-Веем. Такое мы называем «властелином, вельможей» (Potestas)*.
Таким образом, в эгофакторах кар перед нами вновь предстают «влечения Я» в том виде, в котором они существовали в первой фрейдовской версии. Но как мы дальше увидим: это верно только по смыслу. Так как в векторе влечений сферы Я (Sch) пространство действия фактора k занимает гораздо большее место, чем это отводится Фрейдом для влечения самосохранения, а пространство функционирования фактора р заходит гораздо дальше границ, отводимых Фрейдом для расширения персоны, причем это относится как к рамкам психологии Я, так и к рамкам патологии Я. Понимание необходимости введения гипотезы о существовании автономного Я появляется только после внимательного рассмотрения функций двух факторов влечений k и p, а также четырех элементарных функций Я: 1. проекции, 2. инфляции, 3. интроекции, 4. отрицания, и особенно интегрирующих функций сферы Я в качестве средства наведения мостов среди всех противоположностей, в качестве Pontifex** oppositorum (оппозиций, противоположностей).
Исторической правды ради мы должны еще упомянуть о том, что в выборе двух функций Я: эгосистолы (k) и эгодиастолы (р) мы руководствовались исключительно психиатрическо-клиническим наследственным кругом шизофрении, а именно ее двумя формами: кататонией (k) и паранойей (р). Потому эговектор обозначается буквами Sch, а два его фактора — буквами k и р. И только позднее посредством экспериментального анализа Я, проводимого с испытуемыми с различным типом характера, нам удалось выявить физиологические корреляты эгосистолы и эгодиастолы, корреляты, соответствующие двум формам шизофренической болезни. Справедливость выводов, делаемых нашим экспериментальным анализом Я, подтверждает и первая, энергетическая версия фрейдовского учения о влечениях, несмотря на различие наших подходов.


*X. Хартманн тоже говорит о «первичной энергии сферы Я», не пытаясь ее определить точнее (статья «Заметки о теории сублимации»).
**Верховный жрец в Древнем Риме, а еще титул папы (лат.)

*

А теперь мы можем перейти к более подробному рассмотрению психологического и экспериментального анализа факторов влечения Я: факторов k и р.




ГЛАВА 10 СУЩНОСТЬ ФАКТОРА k. ЭГОСИСТОЛА: ИНТРОЕКЦИЯ И ОТРИЦАНИЕ


Сущностью эгосистолического фактора k является установка, отношение со стороны сферы Я — одобрение или отвержение. Лучше всего эта функция может быть понята на следующем примере: присвоение - интроекция (+ k) и отрицание = отвержение (- k).
Интроекция: изначальное, бессознательное элементарное стремление сферы Я к захвату, к аннексии, к присвоению и обращению в собственный капитал любых ценных объектов, идей и сокровищ как внешнего, так и внутреннего, духовного мира. Бессознательной конечной целью любой интроекции является капитализация, то есть всегда существовавшее у человека стремление обладать всем, что попадается ему на глаза. В патологической форме стремление обладать всем проявляется в магическом бреде обладания или во «всезнайстве», характерном для определенных форм аутичной шизофрении.
Стремление Я к земному накоплению собственности и недвижимости, материальных вещей, профессиональных знаний и технических навыков, к материальному эгоизму, стремление к интернализации и присвоению всего хорошего, связанного с внешним миром, (Ференци*) к приравниванию объекта субъекту (К. Г. Юнг)**, стремление — подобно каннибалу, хотя и психическим путем — поглощать потерянные объекты любви (3. Фрейд)***, пратенденция (обнаруживающаяся у всех людей) заменять неудавшуюся реализацию своих идеальных целей, желаний достичь в жизни тех же высот, что и кумиры, идеалами материальной собственности, и в не меньшей мере — стремление сферы Я гарантировать свое самосохранение и увеличивать материальный эгоизм посредством постоянных капиталовложений — все эти мощные и архаичные стремления людей определяются действием позитивной тенденции + k, действием интроекции.

*Ferenczi, S.: Introjektion und Ьbertragung. Jahrb. f. psy. u. ps.-path. Forsch. Bd. I, 1909. S. 422.
** Jung, C. G.: Psychologische Typen. Rascher, Zьrich, 1930. S. 640.
***В случае интроекции Фрейд говорит о «психическом каннибализме».
При построении внутренней картины воспринимаемого нами мира, любых образов этого мира, как внешних, так и внутренних, в формировании эго-идеалов собственности и материальных ценностей, в капиталовложении, в эгоизме и эгоцентризме, в материальном нарциссизме и аутизме, в идентификации посредством обладания материальными вещами и окружающими людьми, в формировании профессиональных и служебных качеств личности, в формировании так называемой «персоны» (К. Г. Юнг) и характера, и не в последнюю очередь — в психических реактивных образованиях (формирующих качества, противоположные первоначальным) и появлении симптомов (3. Фрейд) в больном Я — ничто не может обойтись без участия элементарной функции интроекции, без тенденции + k.
Интроекция является мостом сферы Я к восприятию внешнего и внутреннего мира. Когда механизм интроекции начинает давать сбой, у человека возникает ужасное отчуждение от внешнего мира и от самого себя.
Негативная функция фактора k влечения сферы Я проявляется в виде отрицания, отвержения (- k). Ее самая общая функция заключается в том, чтобы говорить «нет», отказывать.
Отрицание является частично бессознательным, частично осознаваемым элементарным стремлением Я к избеганию, отрицанию, подавлению, отчуждению и вытеснению определенных притязаний влечений, представлений и идеалов, угрожающих самосохранению персоны. Крайние формы отрицания называются негативизмом и эгоидной деструкцией.
Стремление Я отрицать предосудительные побуждения влечений, исходящие из мира Оно, и благодаря этому отказываться приспосабливаться к требованиям окружающего мира, к требованиям морали и Сверх-Я, стремление людей подавлять одержимость любовью и жизненными идеалами, своим величием и желанием всемогущества, естественная тенденция мужчин вытеснять свою женственность, а женщин — мужественность, тенденция всех людей отрицать или игнорировать свое одиночество, требование вытеснять любое чувство инцестуозной любви и ненависти, чтобы с разочарованием приспосабливаться к налагаемым общественным табу, это реальное стремление Я, социализирующее человека и сохраняющее общество, определяется негативно воздействующей эгосистолической функцией — k.
Без отрицающей функции фактора k не происходит адаптации, подавления, отчуждения, вытеснения у здоровых и невротичных людей, а у душевнобольных — негативизма, отчаяния, деструкции и самодеструкции.
Таким образом, функция интроекции означает для судьбоаналитика то же самое, что и для классического психоаналитика, но понимание отрицания существенным образом различается. Для Фрейда отрицание было интеллектуальной, сознательной, оценочной функцией. «Начать что-нибудь отрицать в наших мыслях в принципе означает следующее: это именно то, что я больше всего хотел бы вытеснить. Осуждение является интеллектуальным замещением бессознательного механизма вытеснения»*.
Классический психоанализ считает, что «отрицание» позволяет осознать вытесняемый материал, но потом все осознанное отрицается посредством интеллектуальной функции осуждения. Применяя теорию либидо к сфере Я, Фрейд утверждает,



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сексуальное влечение. Эрос и Танатос. Вектор S
  • Танатос-фактор s
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Влечения к жизни
  • Эрос
  • Я-влечение. Иметь и быть. Вектор Sch
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Влечения к самосохранению
  • Контактное влечение. Вектор C
  • Влечение к агрессии
  • Танатос; Thanatos
  • Влечения Я
  • Соединение — разъединение (влечений); fusion-defusion (of instincts)
  • Эрос-фактор h
  • Давление (влечений); pressure
  • Паранойяльность. Эгодиастола: Партиципация, проекция и инфляция - фактор p
  • Влечение сексуальное
  • Влечение к разрушению
  • Либидо
  • Влечение частичное
  • Влечение
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Инстинкт смерти; death instinct
  • Либидо; libido
  • Влечения к смерти
  • Эрос; Eros
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Эпилептоидные тенденции - фактор e
  • Негация. Вытеснение. Критическая оценка всего рвущегося к реализации. Тенденция -k
  • Развитие судеб влечений
  • Танатос; thanatos
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Либидо. Связь между либидо и страхом.
  • Агрессивность
  • Обращение (влечения) в свою противоположность; reversal into the opposite
  • Конфликт психический; psychical conflict
  • Привязанность к приобретенному объект - фактор m
  • Мортидо; mortido
  • Примыкание; anaclisis
  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Садизм — мазохизм, садомазохизм; sadism-masochism, sado-masochism
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Депрессивное состояние - фактор d
  • Активность—пассивность
  • Агрессия; agression
  • Влечение к овладению
  • Оно; id
  • S±0 Стремление удовлетворить свой эрос одновременно в любви к конкретному человеку и к человечеству, снижение активности и агрессии
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Сублимация; sublimation



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь