Смит Ноэль. Современные системы психологии.

Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47217

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Результаты исследований, проводимых на животных, показывают, что простая S —» R-модель классического бихевиоризма не объясняет феномена оперантного обусловливания, поскольку последствия экспериментальных действий являются частью самого поведения, и потому должны быть включены в модель. Решение этой проблемы символически изображается в виде трехчленной ассоциации (three-term contingency):


(Эта структурная модель также известна в более общей форме как предшествующий стимул, поведение и последствия.) Голубь различает звук колокольчика (SDistrim), клюет диск и получает подкрепление в виде пищи (SReinf). Все, что символизирует положительную связь между подкреплением и реакцией, является сигнальным (дифференцировочным) стимулом. Например, каждая кнопка с цифрой в автоматическом лифте является сигнальным стимулом для соответствующего этажа (SRcinf). Если мы нажимаем на кнопку с цифрой 4 (Ro er), лифт доставит нас на четвертый этаж и мы получаем подкрепление, заставляющее нас нажимать на кнопку с цифрой 4 в следующий раз (если нам нужен тот же этаж). Однако если нам нужно попасть на первый этаж и мы нажимаем на кнопку с цифрой 1, а лифт доставляет нас в подвал, в следующий раз мы, вероятно, не будем повторять ту же реакцию, а вместо этого попробуем нажать на кнопку с цифрой 2. Если цифра 2 обеспечит нам подкрепление, мы, вероятно, повторим эту реакцию в будущем. Мы постоянно сталкиваемся с сигнальными (дифференцировочными) стимулами, связанными с подкреплениями: заглавие книги на полке, указывающее на то, что это та самая книга, которую мы ищем, сигналы светофора, конт-
169
ролирующее наше поведение на перекрестке, стрелки часов, напоминающие нам, что пора отправляться на встречу, пятно на костюме, говорящее нам, что костюм пора отдать в чистку, и тысячи других проявлений, многие из которых, как отметил Скиннер (Skinner, 1953, р. 75), не всегда ясно осознаются нами.
Лишь немногие виды человеческой деятельности поддерживаются благодаря таким первичным под-крепителям (primary reinforcers), как пища, однако вторичные подкрепители (secondary reinforcers) играют важную роль в нашей жизни. Вторичный под-крепитель — это стимул, появляющийся до первичного подкрепителя и первоначально не имеющий подкрепляющей силы, однако приобретающий ее после достаточного количества сочетаний с первичным подкрепителем. Мощным вторичным подкрепи-телем в нашей культуре являются деньги (фактически они являются «всеобщим вторичным подкрепителем», поскольку служат для подкрепления множества форм поведения). Монеты и банкноты сами по себе практически бесполезны, однако их можно обменять на пищу, жилье и все, что представляет для человека ценность. Соответственно, люди работают, пускаются в махинации, воруют, занимаются предпринимательством, играют в азартные игры, — и все ради этого вторичного подкрепителя. Иногда формируются целые цепочки вторичных подкрепителей. Человек может выполнять какую-либо работу за (а) обещание получить (б) чек, который можно обменять на (с) деньги, на которые можно купить продукт, который, в свою очередь, можно будет продать и получить прибыль в форме (г) другого чека, который можно обменять на (д) деньги, на которые можно купить продукт потребления или услугу.
Анализ поведения более тесно связан со своей методологией, чем любая другая система, за исключением эко-бихевиоральной науки (см. главу 7) и опе-рантного субъективизма (см. главу 11). Вместо использования дискретных попыток или интервалов между попытками, как это имеет место в большинстве экспериментальных подходов, анализ поведения обеспечивает возможность свободного реагирования в любое время. Голубь может клевать диск в любой момент. Последовательная регистрация (cumulative record) позволяет увидеть реакции в непрерывной временной шкале и их связь с подкреплениями. Данная методология настолько чувствительна к показателю частоты реакций, что даже отдельный испытуемый может стать источником полезных и осмысленных данных, явиться примером, выявляющим или подтверждающим тот или иной поведенческий принцип. При этом отпадает необходимость в использовании статистического вывода или выборочных статистик, как и в участии многих испытуемых. Вариабельность (поведенческих реакций) не нивелируется в результате графического представления результатов и не исключается вследствие статистической об-
работки данных; не привлекается для ее объяснения и теория, постулирующая гипотетические промежуточные переменные, наподобие драйва или обработки информации, которые должны поглотить изменчивость. Напротив, вариабельность непосредственно контролируется экспериментальной процедурой и описывается посредством этой процедуры.
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ И НЕКОТОРЫЕ
ВОПРОСЫ
Анализ поведения был разработан человеком, чье имя в области психологии наиболее известно, — Б. Ф. Скиннером (В. F. Skinner, 1904-1990). В опросе, проведенном среди историков психологии и профессоров кафедр психологии (Korn, Davis & Davis, 1991), он был поставлен на первое место как наиболее влиятельный современный психолог. Хотя Фрейд более известен среди широких слоев населения и ему уделяется больше внимания в вводных курсах психологии (Perlman, 1991), система Фрейда является теорией личности и программой лечения, последователи которой связаны в большей степени с медициной (Фрейд был врачом), чем с психологией. Система Скиннера, напротив, была ориентирована на экспериментальные исследования оперантно-го поведения и получила наибольшую поддержку со стороны академической психологии, а также таких областей практического использования психологических знаний, как обучение лиц с задержкой психического развития, программированное обучение и поведенческая терапия. Практически на каждом отделении психологии при любом университете США студентам предлагается либо практическое ознакомление с оперантным обучением на животных, либо его демонстрация. А любой учебник по вводному курсу психологии содержит раздел, посвященный оперантному обусловливанию. Таким образом, анализ поведения завоевал прочные позиции в американской психологии.
Принцип подкрепления получает свою более раннюю и элементарную формулировку в законе эффекта, предложенном Эдвардом Торндайком (Edward Thorndyke, 1874-1949). Данный закон гласил, что реакция «запечатлевается» («stamped in»), когда за ней следует «удовлетворительное положение вещей» («satisfying state of affairs»). В отличие от него Скиннер не постулирует никаких положений и никакого «удовлетворения», а пытается опереться на описание отношений: «Если за оперантным поведением следует предъявление подкрепляющего стимула, сила (поведенческой реакции) возрастает» (Skinner, 1938, р. 21).
Закон эффекта Торндайка также гласит, что «неприятное положение вещей» («an annoying state of affairs») будет «угашать» («stamp out») реакцию.
170
В первоначальной формулировке Торндайк утверждал, что «удовлетворительное» и «неприятное» условия являются эквивалентными (по эффективности) и противоположными (по эффекту): «удовлетворительные» условия закрепляют реакции в той же степени, в которой «неприятные» гасят их. После проведения дальнейших экспериментальных исследований он признал, что они не являются эквивалентными и противоположными, т. е., что «неприятные» условия не всегда «угашают» реакции. Хотя наказание обычно используется с целью уменьшения вероятности определенной реакции, работы Скиннера и многих других исследователей подтверждают результаты, обнаруженные Торн-дайком: наказание не является высокоэффективным средством контролирования реакций. Оно временно подавляет реакцию, но, как правило, не устраняет ее полностью; когда угроза наказания ослабевает, реакция возобновляется в полном объеме (хотя крайне болезненные стимулы, по-видимому, окончательно подавляют реакции у животных).
Помимо наказаний Скиннер также признает отрицательное подкрепление. Оно состоит в удалении стимула, повышающем вероятность повторения реакции. Таким образом, как отрицательное, так и положительное подкрепление способствуют усилению реакций. Например, ученик может прилежно учиться, чтобы получать хорошие отметки (положительное подкрепление) или чтобы избежать плохих (отрицательное подкрепление). Условием, ведущим к ослаблению (decrease) реагирования («угашению» по Торндайку), является наказание. Во всех случаях, согласно данной системе, отбор форм поведения производится по их последствиям.
Бихевиоризм Джона Уотсона (John Watson, 1878-1958) также явился важным предшественником скиннеровской разновидности бихевиоризма. Именно благодаря влиянию Уотсона психология (а) отошла от изучения содержаний сознания (mental contents) и перешла к изучению поведения, (б) заменила метод интроспекции объективными методами и (в) поставила своей целью предсказание и контроль поведения. Скиннер стал преемником всех этих нововведений.
Одна разновидность бихевиоризма обыкновенно предполагала, что психических событий не существует и что формы поведения, называемые личными (недоступными стороннему наблюдателю) или ментальными (например, мышление), поддаются изучению при наличии соответствующей технологии. Другая его разновидность, называемая «методологическим бихевиоризмом», утверждала, что недоступные стороннему наблюдателю ментальные события существуют, однако их можно игнорировать или обойти методологически. Скиннер отошел от обоих этих подходов. Он настаивал на том, что личные события и ментальные (психические) события — это не одно и то же. Ментальные события — это не что иное, как
искусственные измышления или конструкты, тогда как личные события имеют физический статус. Их можно относить к формам поведения с такой же уверенностью, с какой можно рассматривать как поведение потребление пива или разговор с приятелем. Скиннер назвал данный подход «радикальным бихевиоризмом», чтобы отличить его от методологического бихевиоризма. (Первоначально термин «радикальный бихевиоризм» относился к непринятию Уотсоном ментализма.) Таким образом, Скиннер признал личные события в качестве поведения, однако отверг ментализм как своего рода гипотетическую особую силу, содержащуюся в организме. К сожалению, термин «радикальный» часто понимается в значении «экстремальный», однако Скиннер использовал его для обозначения более широкого, хотя и нементалистского подхода. Возможно, иногда используемые по отношению к нему термины «полный (comprehensive) бихевиоризм» или «натуралистический бихевиоризм» порождали ли бы меньше проблем.
Скиннер также радикально отошел от большинства используемых в экспериментальной психологии статистических процедур и групповых сравнений. Традиционно предполагалось, что организм будет проявлять изменчивость реакций и что эту изменчивость (или вариабельность) необходимо контролировать путем использования больших групп, в которых индивидуальные вариации будут взаимно нейтрализовывать друг друга, а одна экспериментальная группа в целом будет сравнима с другой экспериментальной группой. Такие сравнения групп предполагают использование межгругшового плана эксперимента (between-group design) со статистическим контролем. В противовес данной методологии, Скиннер использовал внутригрупповой план эксперимента (within-treatment group design), часто реализуемый в виде исследования единичного организма. Он предположил, что вариабельность вносит экспериментатор, и выдвинул требование не статистического, а экспериментального контроля (например, условий подкрепления). Благодаря использованию единичного организма, контролируемого экспериментальными процедурами, а также непринятию Скиннером статистики — включая средние по группе, дисперсии и т. п., — его подход оказался имеющим мало общего с подходами большинства других психологов. Скиннера интересовало только раскрытие принципов, которые позволили бы с высокой точностью предсказывать поведение отдельного организма. Выявление тонких различий между средними больших групп не представляло для него интереса.
Скиннер опубликовал результаты своих ранних исследований в форме книги; однако когда его ученики пытались опубликовать свои работы в академических журналах, их исследования, как правило, Не принимались: издатели были не знакомы с данным подходом и не были готовы принять то, что они не
171
понимали. Кумулятивные графики были для них также непривычными'. В результате последователям анализа поведения пришлось основывать собственные журналы.
Вводя свои революционные процедуры, Скиннер, вероятно, испытал более непосредственное влияние со стороны Т. Уильяма Крозьера (Т. William Crozier, 1892-1953), физиолога из Гарвардского университета, чем со стороны Торндайка или Уотсона. Крозьер выступал за (а) изучение отдельного организма с целью определения изменчивости индивидуального поведения (отношений стимула и реакции как общей причины или описания поведения), в отличие от изучения экспериментальных воздействий при различных условиях и с соответствующим статистическим контролем; (б) изучение самого поведения, а не нервной системы; (в) изучение вариативности поведения организмов как функции изменений в окружающей среде и в организме; (г) установление эмпирических связей и отношений, в отличие от развития теории. Скиннер принял все четыре этих положения, но пошел дальше принципов, отстаиваемых Кроаьером, который ограничивал их применение областью тро-пизмов примитивных организмов, таких как морские животные.
Работы Скиннера перекликаются с работами Дарвина, хотя последний, вероятно, послужил для него лишь косвенным источником влияния. Оба ученых подчеркивали роль отбора. Для Дарвина предметом отбора являлись биологические виды («условия выживания»); для Скиннера — реакции («условия подкрепления»). По мере того как организмы реализуют те или иные формы поведения, окружающая среда отбирает некоторые из них по их последствиям; иными словами, подкрепляемые формы поведения отбираются с повышением вероятности их повторения. Таким образом, как Дарвин, так и Скиннер рассматривали сложность как функцию естественных условий отбора. Скиннер (Skinner, 1989) утверждал, что естественным отбором можно объяснить лишь незначительную часть форм человеческого поведения и значительную часть поведения животных, однако формы человеческого поведения по большей части отбираются в результате подкрепления, в особенности со стороны культуры.
Скиннер отвергал любые ненаблюдаемые факторы, определяющие поведение, такие как внутренние побуждения, разум или компьютерный мозг. Как только функциональная зависимость в трехчленной ассоциации описана, контроль достигнут и анализ поведения можно считать завершенным. Стимул не вызывает и не запускает оперантную реакцию. Скорее, реакция «эмитируется» (is «emitted») в ответ на стимул (по мнению Скиннера, это при респондент-ном, или павловском, обусловливании стимул вызы-
вает реакцию, и эта поведенческая реакция является эмоциональной). Это означает, что оперантная реакция просто появляется в координации со стимулом. Стимул не является причиной реакции; даже подкрепление не является причиной реакции. Скорее, подкрепление производит поведение, а научение состоит в заучивании последствий этого поведения. Именно на уровне последствий подкрепления достигается контроль, утверждал Скиннер, а не на уровне вызывающего реакцию стимула или внутреннего психического агента. Упорядоченность или закономерность поведения, учил он, может быть установлена путем тщательного анализа функциональных зависимостей. И не нужно никакой теории для порождения подлежащих проверке гипотез; ибо поведение само по себе будет служить ориентиром исследования.
ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Скиинер считал свои работы в области вербального поведения наиболее важным из своих достижений. Вербальное поведение, утверждал он, осуществляется в соответствии с условиями подкрепления, как и другие формы поведения. Источником подкрепления является вербальное сообщество, к которому принадлежит говорящий. Речь не является продуктом внутреннего психического агента или компьютерного мозга, а слова не являются символами. Вербальное поведение отбирается и подкрепляется вербальным сообществом (Skinner, 1957).
Скиннер идентифицирует две основные функции речи. Когда некто говорит: «Подайте мне отвертку», его фраза получит подкрепление, если говорящему передадут требуемый инструмент. Эта форма речи появляется в самом раннем возрасте, когда ребенок просит, скажем, «куклу» и получает ее. Она получила название «треб» («mand») (от англ. demand, требование). Более распространенная форма имеет место, когда говорящий производит сигнальный (диффе-ренцировочный) стимул, получающий подкрепление. Например, если некто говорит, что руководство пользователя компьютера написано запутанным языком, слушатель может дать подкрепление его фразе, говоря: «Да, мне знакома эта проблема. Большинство компьютерных руководств не проверяется на их понимание людьми, в результате они оказываются написанными запутанно». Сделанный человеку комплимент, замечание о погоде, вопрос о здоровье детей, философское утверждение или логический аргумент — все эти формы речи побуждают человека вступать в контакт с чем-то в его окружении, и по этой причи-
1 Линия графика идет вверх при приросте реакций, как и в других типах графиков, однако в отличие от большинства других, она остается на том же уровне при нулевой реакции и снова поднимается вверх от этого уровня с каждой дополнительной реакцией.
172
не они получили название «такты» («tacts») (от англ. contacts, контакты). Ребенок показывает на лошадь и говорит «собака» («гав»), на что мать (или отец) отвечает: «Нет, это лошадь»; когда ребенок затем повторяет «лошадь» и слышит от родителя: «Да, правильно, это лошадь», родитель подкрепил реакцию ребенка соответствующим «тактом». Самоописание также включает такты, как в случае азартного игрока, жалующегося на свое невезение, или человека, восклицающего: «Надо же, как здорово я выгляжу в этом новом костюме».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Инстинкт-теорияи объект-теория; instinct theory and object theory
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Сепарция, мать – ребенок; separation, mother – child
  • Закономерности психических систем
  • Теория научения; learning theory
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Образ; Image; Bild
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Символ; Symbol
  • Объект; object
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Норма, нормальный и ненормальный, анормальный; norm, normal, and abnormal
  • Андрей Колесник. Невербальное поведение как составляющая имиджа В. Януковича
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Солсо Роберт. Когнитивная психология
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Влияет ли тестостерон на эмпатию?
  • Либидо; Libido
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Типология; Typology; Typologie
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Действие специфическое; specific action
  • Шафрански Р. Теория информационного оружия
  • Самость; Self; Selbst
  • Уилфред Бион. "Опыт в группах". Часть 1 (1961)
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Объективный и субъективный; objective and subjective



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь