Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61463

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

я возникновения антрвольтов в процессе эволюции, выдвинутая Стивеном Джеем Гоулдом и Ричардом Левонтином. Как и в архитектуре, в человеческом поведении антрвольты не связаны с функцией выживания — они появляются как побочный продукт чего-то другого, что выполняет такие функции. Основываясь на результатах прогрессивных исследований в области сна, проведен-
ных Алланом Хобсоном в Гарварде, Фланаган пришел к выводу, что хотя сон и способствует адаптации организма к внешним условиям, сновидения не были избраны для этой цели матерью-природой. Сновидения наполнены содержанием и могут быть использованы как материал для самоанализа, однако даже в этом смысле они не являются необходимыми для выживания.
Деструктивные эмоции также можно рассматривать как антрвольты, побочные продукты чего-то полезного в человеческом поведении, которые сами по себе не только не помогают человеку выживать, но даже наоборот — иногда мешают. Это относится практически ко всем стрессовым эмоциям, особенно к пагубным пристрастиям, гневу, страху или печали (стоит ли упоминать о зависти и ревности из буддийского списка?) — в ситуациях, когда они переходят критический порог и становятся деструктивными. В самом деле, в учебнике, изданном Американской психиатрической ассоциацией, большая часть материалов по диагностике напоминает типологию бесполезных деструктивных эмоций и расстройств, вызываемых полезными в других обстоятельствах эмоциями, которые достигают чрезмерной интенсивности, проявляются не к месту или просто выходят из-под контроля.
Далеко не все модели человеческого поведения служат целям адаптации, хотя большинство выполняет именно эту функцию. Оуэн Фланаган соглашается с эволюционной школой мысли, которая занимается выяснением адаптивной ценности каждого человеческого качества. Пол Экман делает то же самое с базовыми эмоциями. Он считает, что они почти наверняка являются следствием адаптации человека к окружающей среде — они были необходимы для повышения адекватности поведения. Но главный вопрос, который поднял на конференции Пол Экман, звучал так: могут ли деструктивные эмоции, при всей полезности базовых эмоций для эволюции, являть
ся антрвольтами человеческого поведения — элементами, которые нам приходится терпеть, но которые нам не нужны?
Мрачная тональность
В первый день светило солнце; на другой небо заволокли грозовые тучи, и в течение всего дня раскатистые удары грома расставляли акценты в нашей дискуссии. К обеду заморосил холодный дождь.
Новость о появлении в городе бешеной собаки заставила нас с опаской ходить по улицам; мы слышали, что она уже покусала семерых человек. Дик Грейс, один из четырех наблюдателей и человек очень жалостливый, наткнулся на одну из жертв — маленького ребенка, лицо которого было изувечено ядовитым укусом, и выбил для малыша место в больнице.
В этот день Далай-Ламу беспокоил кашель; он простудился еще на прошлой неделе во время пятидневной поездки в Южную Индию, где Его Святейшество посвятил в монашеский сан сотни тибетцев. Мерзкая изморось, бешеная собака и простуда Далай-Ламы придали нашей дискуссии какую-то мрачную тональность, создав, возможно, самую подходящую атмосферу обсуждения деструктивных эмоций.
Открывая утреннее заседание, я вернулся к метафоре ткачества: «Ваше Святейшество, как знаете по опыту предыдущих встреч, этот диалог чем-то напоминает процесс создания узорчатого ковра, который появляется по мере нашего движения вперед. Вчера мы разобрались с главными нитями основы этого ковра — философским пониманием. Оуэн Фланаган очертил спектр вопросов, поднимаемых философией морали на Западе. Маттье резюмировал буддийский взгляд на ключевые характеристики эмоций — как вещей, которые затемняют ясность ума, а
также на то, что перед появлением негативной эмоции, во время ее развития или после его появления мы должны действовать по-разному. Кроме того, чрезвычайно увлекательным оказалось сопоставление списка неблагоприятных эмоций, который представил Алан, с представленным ранее списком Оуэна: оказалось, что в них не только много совпадений, но и много важных различий. Это лишь некоторые из многочисленных идей, к которым можно будет вернуться в течение сегодняшнего дня.
Ваше Святейшество были настолько добры, приоткрыв нам суть чрезвычайно сложного подхода буддийской психологии к природе загрязняющих эмоций и процессов ментальной деятельности. Наша потребность в таких знаниях очевидна: если мы действительно собираемся вмешиваться в какой-то процесс, нам нужно точно понимать его суть, чтобы используемые средства соответствовали специфике проблемы.
Итак, продольные нити нашего ковра закреплены. Теперь мы начнем вплетать в него поперечные — и будем наблюдать, как из этих переплетений появляются богатые узоры. Вначале мы предоставим слово Полу Экма- ну, профессору психологии и директору лаборатории человеческого взаимодействия при медицинской школе Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Но главное, что вам следует о нем знать, — это то, что он мастерски владеет своей мимикой и умеет читать эмоции по лицу. Уже больше тридцати лет он занимается исследованиями в этой области и обладает совершенно уникальным мастерством — почти как сиддхи», — сказал я, использовав санскритское слово, обозначающее экстраординарную человеческую способность.
«Чтобы анализировать и научно оценивать, какие мышцы человеческого лица двигаются во время каждой конкретной эмоции, он самостоятельно научился сознательно контролировать каждую из восьмидесяти с лишним
мышц своего лица. В результате он развил в себе экстраординарную способность улавливать очень быстрые эмоции, пробегающие по лицу и раскрывающие подлинные чувства человека. Он обучал этому искусству агентов правоохранительных органов, в частности секретной службы США.
Так вот, я просто хочу подготовить вас к тому, что если вы попытаетесь спрятать какое-то потаенное чувство, он быстро его обнаружит».
Детектор эмоций
Приведу пример, подтверждающий исключительные способности Пола Экмана. Был необычно теплый декабрьский день, когда мы с Полом шли по неровным кирпичным тротуарам мимо очаровательных желтых викторианских домов на заседание Центра сравнительных религий Гарвардской школы теологии в Кембридже. В то утро мне предстояла сложная задача — координация работы семи видных ученых, которые в марте следующего года собирались представить Далай-Ламе свои позиции и открытия в сфере деструктивных эмоций, которые существенно различались. Несмотря на то что мои мысли отчасти были заняты заседанием, которое мне предстояло открыть через несколько минут, меня заинтриговало то, что рассказывал Пол.
Пол — выдающийся эксперт в области мимического выражения эмоций — создал часовую видеопленку, которая, как он меня заверил, могла научить любого человека распознавать мельчайшие признаки гнева, страха или любых других сильных эмоций, стремительно пролетающих по лицу другого человека. За какой-то час люди могут научиться, сказал он мне, расшифровывать эти ключевые микроэмоции, даже если они длятся всего одну двадцать пятую долю секунды.
Я был не просто заинтересован — я был восхищен и взбудоражен. В самых разных аудиториях я годами утверждал, что эмпатии — способности прочитывать эмоции других людей — можно научиться. И меня часто спрашивали, как это можно сделать. И вот теперь Пол предлагал мне конкретный ответ на этот вопрос.
Но когда мы подошли к центру, где должна была состояться встреча, Пол перевел разговор на отвлеченную тему и стал рассказывать мне о книге, которую писал. Мне было интересно, но вместе с тем меня одолевали мысли о предстоящем заседании, которое мне нужно было вести. Я подумал, что хорошо бы сейчас побольше узнать о его видеопленке. Я почувствовал нетерпение и даже легкое раздражение, которое, я уверен, мне удалось скрыть.
И в этот самый момент Пол без всякого перехода сделал следующее замечание: «Например, тот, кто прошел этот видеокурс распознавания эмоций, сразу бы заметил, что я начинаю тебя раздражать».
Это было настоящим чудом: каким образом он узнал, что я буквально на долю секунды почувствовал раздражение? Однако Пол даже виду не подал, что совершил нечто необычное. Он снова вернулся к разговору о пленке и рассказал, как обучал офицеров полиции, развивая у них способность к эмпатии. Наконец мы подошли к дверям зала, где должно было начаться заседание.
Этот случай прекрасно характеризует талант Пола: он не телепат, но в умении прочитывать эмоции ему, без сомнения, нет равных.
Исследование неисследованного



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь