Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 31474

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Здесь речь еще не идет о партийной литературе как составной части партийной организации, но художнику, творцу, литератору отказано в главном - в возможности собственного восприятия жизни и ее художественного осмысления. Наоборот, ему навязывается лишь единственная линия нравственного поведения, запрещается творить в русле различных методов и направлений (реализм, например, однозначно определен как фотографирование).
Наконец, страстный агитационный пафос: "... если ваше сердце бьется в унисон с сердцем человечества, если вы, как истый поэт, способны всматриваться в биение жизни, то при виде народа, умирающего от голода, трупов, наполняющих рудники, изувеченных тел, лежащих грудами у подножия баррикад, при виде сосланных, идущих умирать за свои убеждения в снега Сибири... разве можете вы оставаться пассивными!" . В сущности, это призыв, определенная концентрация экспрессивных языковых ресурсов, т.е. заданный прием воздействия, который сам по себе вступает в противоречие с высказанным автором предложением о "способности вслушиваться в биение жизни". Вслушиваться - значит раздумывать, взвешивать, сопоставлять, определять для себя ценности бытия, которые в целом неисчерпаемы.
Искусство полемики, которая находила свое отражение в литературе, требо-вало удовлетворения целого ряда требований. Например, при выборе темы - объективной ориентации в направлениях общественной мысли, кроме того - знания предмета, композиционных форм стратегии и тактики выступления, оценки его логических и социально-психологических аспектов, а также специ-фических черт языка и стиля, но самое главное - четких представлений о чита-теле (слушателе), об особенностях его восприятия. Это касалось не только по-литического ораторского искусства, но и, в частности, судебного, к чему подвигала насыщенная острыми противоречиями эпоха.
Не случайно в 1910 году появилось, по словам известного русского юриста А.Ф. Кони, "прекрасное систематическое по судебному красноречию сочинение П.С. Пороховщикова "Искусство речи на суде", которое впервые заменило собой отдельные работы", где "появлялись указания на приемы и методы того или другого оратора", которые, "несмотря на ценность отдельных этюдов", сводились главным образом "к оценке и выяснению свойств таланта и личных приемов определенной личности" .
Характерны, например, даже некоторые заголовки структурных частей работы П.С. Пороховщикова, которая носила обобщающе методический характер - "Чистота слога", "Богатство слов", "Знание предмета", "О внимании слушате-лей" и др. Особое внимание уделялось действенности речи с позиций ее восприятия читателем или слушателем: "Мысль, вполне сложившаяся в мозгу, легко находит себе точное выражение в словах; неопределенность выражений обыкновенно бывает признаком неясного мышления... Только точное знание дает точность выражения. Послушайте, как говорит крестьянин о сельских работах, рыбак - о море, ваятель - о мраморе; пусть будут это невежды во всякой другой области, но о своей работе каждый будет говорить определенно и понятно" .
Описание целого ряда практических приемов ораторского искусства предло-жил и А.Ф. Кони. Причем рассматривать их следует в расширительном смысле, поскольку многие из них находили свое применение не только в юридической практике, но и при написании и подготовке к выпуску произведений художественной, научно-популярной литературы, публицистики. Вот, например, один из них, направленный на завоевание внимания аудитории:
"Надо говорить о Ломоносове. Во вступлении можно нарисовать (кратко, непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, установленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Человек это был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темной ночью. Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин. Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове по существу: поэт, физик, химик" . По сути, Кони предлагает модель структуры изложения текста, ориентированного на определенное восприятие. С точки зрения редактирования, интерес представляет факт разработки методики изложения информации за счет характеристики композиции подачи материала. В дальнейшем работа над композицией текста станет одним из основных аспектов работы редактора.
Неоднозначная, противоречивая, насыщенная острыми социально-политическими конфликтами и ситуациями общественно-историческая обста-новка того периода четко выдвинула на передний план организующую функцию печати, придав особую ценность и вес печатному слову вообще. Развивается тип бесцензурной рабочей печати, который реализуется такими видами массовых изданий, как прокламации, листовки, политические брошюры, агитационные бюллетени.
Издания ориентированы на читателя-рабочего, крестьянина, кустаря, мелкого предпринимателя. Причем издатели ищут новые жанровые формы подачи материала. Например, в издательстве М.А. Малых, которое было организовано в Петербурге в 1901 году (в 1909 году издательница эмигрировала в Швейцарию) для пропаганды так называемой "идейной беллетристики", т.е. произведений ярко выраженной социальной направленности (М. Горького, Г. Гауптмана, Г. Бюхнера и др.), использовались альбомные (серии "Страницы альбома") и лубочные (серии "Новый лубочник") формы изданий.
Эсеровским издательством "Земля и воля" в 1907 году значительным по тому времени тиражом в 150 тыс. экз. под безобидным названием была выпущена "Сказка Конек-Скакунок" С.А. Басова-Верхоянцева, в которой в соответствии с требованиями жанра (простота сюжета, элементарно доступный язык) излага-лись революционные мысли и факты. В частности, по заключению Петербург-ской судебной палаты, в книге, имевшей большой успех, содержался "призыв к учинению бунтовщических деяний", "ниспровержению царской власти", и по-сему было принято решение уничтожить это издание. Обращает на себя внима-ние и тот факт, что издатели, предвосхищая подобную реакцию, указали в вы-ходных данных вымышленное название своей фирмы, столь же безобидное - "Ручеек".
Многие печатные органы, прежде всего политических партий и структур, ис-пользуют агентов-распространителей, широко организуют корреспондентскую сеть. Резко возрастает интерес к письмам читателей и соответственно к методам их редакторской подготовки. Основными критериями их оценки становится яркая свободная мысль, острый, концентрирующий внимание факт, нестандартная лексика и фразеология.
Особенное распространение получили брошюры, как правило, издававшиеся различными партиями и выражавшие их политические взгляды на те или иные явления общественной жизни. Например, в 1905-1907 годах в издательстве со-циал-демократической рабочей партии "Вперед" увидели свет такие брошюры, как "Что такое либералы?" А.А. Богданова, "Памяти погибших" и "После оди-ночки" М.С. Ольминского, "Борьба за избирательное право во Франции" Г. Линцова и др.
Издательство социалистов-революционеров "Новое товарищество", ориентиро-ванное, главным образом, на крестьянского читателя, предложило ему такие популярные брошюры, как "Земельный вопрос в России" Г. Новоторжского, "Крестьянство и социализация земли" С. Зака, "Освобождение земли" и "Крестьянская община и социализм" К. Огановского и т.д.
По данным Н.А. Рубакина, только с октября 1905 по апрель 1906 года вышло 1699 названий брошюр. Из них брошюры 953-х названий были изданы соци-ал-демократами, 426 - кадетами, 250 - социалистами-революционерами, 70 - анархистскими книгоиздательскими предприятиями. Всего же за 1905-1907 го-ды увидело свет 50 млн. экз. изданий "определенно прогрессивного", по выра-жению Н.А. Рубакина, направления. Причем в это число он не включил бро-шюры чисто политического характера: 26 млн. экз. изданий социал-демократов, 24 млн. экз. - социалистов-революционеров, 8-10 млн. экз. брошюр представителей анархического движения .
Стремление завоевать широкую читательскую аудиторию, идея народного про-свещения (от политического до эстетического спектров) становятся вполне от-четливыми и в книгоиздательском деле.

§2 Усиление роли редактора в редакционно-издательском процессе
Редактор-издатель в рассматриваемый период самостоятельно определяет направление своего издания. Причем часто отбор произведений литературы для публикации носит субъективный характер и проистекает из личных подходов конкретных редакторов. Можно сказать, что в отдельных изданиях усиливается редакторский диктат.
В этом отношении показательна деятельность культурно-просветительского издательства "Знание", созданного в Петербурге в 1898 году по инициативе К.П. Пятницкого, с которым с 1900 года начал сотрудничать А.М. Горький. Начав с издания, главным образом, переводных научно-популярных произведений, издательство в дальнейшем изменило тематико-типологическую структуру своего репертуара, подчинив его основной задаче - подготовке и выпуску избранных произведений и собраний сочинений русских писателей реалистического направления. Здесь увидели свет произведения Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.С. Серафимовича, Н.Д. Телешова, Е.Н. Чирикова и др.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тит Коллиандер. УЗКИЙ ПУТЬ The Way of the Ascetics
  • Редактор. Поздравления - День воспитателя
  • Короткова М.В. История России. IX-XVIII века. 6-7 классы. Дидактические материалы
  • Сенека. НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Генрих Тренкер
  • Кузяшина Светлана Петровна. Театрализованная деятельность в средней группе — путешествие в мир творчества
  • неизвестно Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Готовимся к Всероссийским проверочным работам.
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века
  • Ольштынского Л.И. Курс отечественной истории IX-XX веков. Под редакцией
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)
  • Ценёв Вит. Новые Религиозные Движения.
  • Козырев В.А., Черняк В.Д. Лексикография русского языка. Век нынешний и век минувший
  • А.В. Федоров. Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1977 года) - А.В. Федоров.
  • Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мациевский С.В. Информатика как решение задач ЕГЭ
  • Главный Редактор. Уход за кожей лица в домашних условиях
  • Хасанова Рузиля Рафаэльевна. Педагогический проект «Изготовление детского журнала – как средство совместной деятельности педагога, детей и родителей»
  • Гевуркова Е.А. ЕГЭ. История России IX-XVIII века. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Полный курс
  • Ладыгин М.Б. Литература. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
  • Главный Редактор. Филобутонистика - вид коллекционирования
  • Редактор. Символ 2011 года Кролик (Кот. Заяц.) — что он несет людям?
  • Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика
  • Ядгаров Я.С. История экономических учений
  • Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века. 11 класс
  • Ида Крэддок
  • Портнова Ольга Ивановна, Кузнецова Елена Евгеньевна, Жарова Жанна Юрьевна. Современные инклюзивные технологии в образовательной деятельности дошкольников.
  • Ширенбек Х. Экономика предприятия
  • Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века)
  • Антонова К.И. Серебрякова Л.А. 140 балетных либретто. Составляли
  • Лопатин В.В. Русский орфографический словарь. Отв. редактор
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Козаченко И.Я. Уголовное право. Общая часть. Отв. редактор
  • Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак. Жизнь и деятельность
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Театрализованная деятельность в решении вопросов социализации детей при подготовке к школе
  • Редактор. Как украсить дом к новому году
  • Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века
  • Балмуш Олеся Олеговна. История формирования истоков Сибирского фольклора
  • Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов
  • Ольга Анохина. Планирование и организация образовательной деятельности детей по ФГОС ДО.
  • Викторовский В.Г., Викторовская С.К. Немецкий язык. Устные темы для подготовки к экзамену. Для выпускников и абитуриентов
  • Главный Редактор. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год
  • Хуторской В.Я. История России IX-XX века. Пособие для подготовки к ЕГЭ
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Боно Э. Использование латерального мышления.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь