Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 140303

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Имеется много теоретических построений, в которые вписывается проблематика лингвистического шока. Так, в дискурс-анализе есть понятие «значение слушающего» (meaning of the hearer) как значение, которое приписывает речи слушающий. У А.А. Потебни встречаются рассуждения о «понимании по-своему» и о возможности обращаться к внутренней форме слова при понимании речи.
Говоря в этой связи о способах оптимизации межкультурной коммуникации, можно составить два списка. Во-первых, списки сочетаний звуков, слов, выражений, не рекомендуемых для говорения на родном языке при общении с иностранцами. Так сказать, продуктивные неблагозвучия, или продуктивные запреты. Они будут, очевидно, разного объёма (так, китайцам будет труднее общаться с русскими, чем русским с китайцами). Во-вторых, списки слов, являющихся как бы рецептивными неблагозвучиями, или рецептивными запретами. Сюда следует включить языковые элементы, которые в иностранном языке имеют один смысл, а для представителя другой культуры и носителя другого языка звучат смешно или неприлично.
12. Интеркультурные контакты
В отношении интеркультурных контактов в педагогике существует методический принцип, выдвинутый Робертом Ладо и названный им «отношение к культуре страны изучаемого языка». Он формулируется так: «За исключением тех случаев, когда культуры двух народов несовместимы (например, в военное время), нужно воспитывать у учащихся
, стремление отождествлять себя с людьми, для которых данный язык является родным, и дружеское понимание народа, говорящего на языке, который изучается, и не поощрять потребительское отношение к языку или же равнодушное либо отрицательное отношение к народу». Психолингвистика призвана внести свой вклад во взаимопонимание между представителями разных культур.
Вопросы для контроля
1. Как слова отражают культуру говорящего на нём народа?
2. В чём суть гипотезы лингвистической относительности?
3. Что такое лакуна? Какие типы лакун вы встречали в инокультурных
текстах?
4. Если вы хоть немного знаете иностранный язык, то как вы можете
оценить свой билингвизм по времени усвоения и по сложности
речевых действий?
5. Почему в речи билингва встречаются ошибки? Чем речь иностран
ца отличается от речи носителя языка?
Темы рефератов
1. Понятие языковой картины мира.
2. Гипотеза лингвистической относительности Сепира—Уорфа.
3. Билингвизм и его типы.
4. Психолингвистические аспекты перевода и межкультурного обще-
ния.
5. Способы создания речевой ситуации при обучении иностранному языку

166
167

Темы курсовых

1. Подъязык субкультур (хиппи, панки, новые русские и др.).
2. Перевод как вид речевой деятельности.
3. Виды переводческих трансформаций.
4. Когнитивные стили в изучении иностранных языков.
5. Способности к иностранному языку.
6. Лингвистические анекдоты на русском языке и их толкование и
перевод.
7. Ошибки в речи иностранцев.
Тема 9. ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА
Ключевые слова: эмоциональная напряжённость, патология, акцентуация, психопатия, зона Брока, зона Вернике, расстройства речи, нарушения речи, афазия, дефекты речи.

Патопсихолингвистика изучает патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформиро-ванности или распада личности.
1. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости
Состояние эмоциональной напряжённости возникает в тех ситуациях, когда человек вынужден принимать ответственное решение в условиях дефицита времени. Это бывает во время экзамена, при разговоре с начальником, при «выяснении отношений» с близкими людьми и т.п. Меняется его психологическое состояние, меняются и многие характеристики его речи.
Исследования Э.Л. Носенко показали, что для речи в состоянии эмоционального напряжения характерны следующие особенности:
1) меняется моторная реализация речи. Когда человек волнуется, то
он либо говорит значительно громче, либо значительно тише обычно
го. Возможен излом голоса; убыстряется либо, наоборот, замедляется
темп речи; произношение может становиться более отчётливым; речь
прерывается вздохами, и фразы не завершаются;
2) происходит значительное увеличение количества пауз нереши
тельности и поисковых пауз (паузы хезитации). При этом паузы сопро
вождаются часто нефонологическими вокальными образованиями (ти
па ээ, кх, гм, мм), количество которых увеличивается по сравнению с
речью тех же людей в обычном состоянии на 50%;169

3) изменяется грамматический строй речи: увеличивается количе
ство существительных и глаголов по сравнению с прилагательными и
наречиями, речь становится более динамичной;
4) лексически речь становится более упрощённой — выбираются
более короткие слова с наиболее высокой частотностью в языке. Воз
растает количество слов-паразитов, неологизмов и парафазии (ошибоч
ных употреблений слов). Появляются семантически нерелевантные по
вторения фраз, частей фраз (1), одного слова, слогов (персеверации
поискового типа).
(1) Я всё не знаю, может она, может оно, может она у меня / ээ
со дня рождения может она у меня есть. [Больная говорит об
опухоли перед операцией]
В состоянии эмоциональной напряжённости для речи характерна также незавершённость (опущение части слова, например, его конца). Это сопровождается изменениями в структуре предложения или повторениями (2). Часто предложения не завершаются (ни логически, ни синтаксически), и это говорящим не исправляется.
(2) После революции (1,0 сек) эти (0,9 сек) там (0,6 сек) наступи
ла (1,2 сек) заключили (1,2 сек) этот (0,8 сек) Брестский мир.
[Из речи абитуриента на экзамене]
В семантическом плане речь в состоянии эмоциональной напряжённости также изменяется. Она характеризуется, с одной стороны, большей резкостью в оценках, с другой стороны — нерешительностью. Говорящим выбираются слова с чётко позитивной или негативной коннотацией, т.е. преобладает крайняя полярность в оценках (3, 4). Появляются так называемые всеохватные (5) слова (другое название — слова со значением семантической безысключительности, allness terms — Ch. Osgood) (6, 7).
(3) Очень хвалят вологодских... они вологодские говорят вот нам
не уступят. Там, говорят очень хорошие врачи. [Из речи боль
ного перед операцией]
(4) У меня очень сильно плохие анализы. [Там же]
(5) вечно, всегда, никогда, никто, полностью, совершенно, абсо
лютно, ни за что
(6) И аппетит у меня стал ... никак ...не то, что аппетит, ни не
могу ничего есть, понимаете, ничего [Из речи больного перед
операцией] впоследствии — полностью замалчивать. (Кстати, молчание также яв-



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Беденко М.В. Я пересказываю текст. 1 класс
  • Симакова Е.С. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Как понимать текст
  • Симакова Е.С. ЕГЭ 2015. Русский язык. Как понимать текст. Выполнение заданий части 2.
  • Редактор. Как научить ребенка пересказывать текст
  • Кривоносов А.Д., Редькина Т.Ю. Разберемся в тексте - Разберем текст
  • Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 8 класс
  • Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задания 24, 25. Сочинение по прочитанному тексту
  • Андрей Медведев. Использование рукописного текста в диагностике обмана
  • Григорьева М.В., Назарова Т.Н. Русский язык. 5 класс. Анализ текста. Практикум
  • Григорьева М.В., Назарова Т.Н. Русский язык. 8 класс. Анализ текста. Практикум
  • Егораева Г.Т. ОГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задание 15.2.
  • Манифестныйи латентный (явный и скрытый); manifestand latent
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задание части 2. Комментарий к сформулированной проблеме текста
  • Квалитативный (качественный) анализ текста
  • Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 5 класс
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Развитие творческого мышления школьников при обучении составлению задач по математике
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ 2015. Русский язык. Практикум. Задания части 2. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ 2012. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3 (С). Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументация собственного мнения
  • Семенцов В.С. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ БРАХМАНИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ РИТУАЛЬНЫЙ СИМВОЛИЗМ
  • Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка
  • http://alleng.org/d/rusl/rusl147.htm Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка. Соловьёва Н.Н.
  • Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 6 класс
  • Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 7 класс
  • Афанасьева В.Н., Майрина А.Н. Русский язык. 5 класс. Зачет на основе текста
  • Жилкина Наталья Алексеевна. Психолингвистический анализ формирования письменной речи у младших школьников
  • Афанасьева В.Н., Ёлкина О.Г. Русский язык. 8 класс. Зачет на основе текста
  • Афанасьева В.Н., Гранатская А.Ф. Русский язык. 6 класс. Зачет на основе текста
  • Чуракова Р.Г. и др. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 2 класс
  • Чуракова Р.Г. и др. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 1 класс
  • Исакова Евгения Евгеньевна. Использование игр и игровых упражнений в формировании связной речи у дошкольников с ОНР.
  • Афанасьева В.Н., Ёлкина О.Г. Русский язык. 7 класс. Зачет на основе текста
  • Рейнольдс Джон. ДЗОГЧЕН в представлении У.И.Эванс-Венца и К.Г.Юнга
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ 2018. Русский язык. Тематический тренажёр. Задания части 2
  • Богданова Е.С. Русский язык. Сочинение по прочитанному тексту на уроках в старших классах и ЕГЭ. 9-11 классы
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Задания части 2. Комментарий к основной проблеме текста Аргументация
  • Чуракова Р.Г. и др. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 3 класс
  • Журавлева В.П. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Под редакцией
  • Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 9 класс
  • Волков А.В., Хвостин В.В. Математика. Итоговые работы на основе единого текста за курс начальной школы
  • Щеглова И.В. Русский язык. Итоговые работы на основе единого текста за курс начальной школы
  • Плотин. ЭННЕАДЫ
  • Любичева Е.В. ЕГЭ-2009. Русский язык. На пути к экзамену. Сдаем без проблем
  • Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7-8 классов
  • Дмитрий Алексеев. Демиург и Ялдаваоф, ошибочное отождествление
  • Зинина Е.А. и др. Я сдам ОГЭ! Литература. Типовые задания в 2 частях. Часть 1. Анализ художественного текста
  • Артем Ковтун. Методология системного анализа
  • Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'
  • Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь