Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54518

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Монич А. А., Никитина И. П. Методические разработки к те-
левизионным передачам по природоведению для 3 класса.—Л.:
ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.
Прицкер Д. П., Райцес В. И., Шадхан И. А. Методическая
разработка к учебным телевизионным передачам по истории для
8 и 10 классов,—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974.
Полторак Д. И. Опыт учебных телевизионных передач по ис-
тории//Советская педагогика.— 1961.—№ 12.
Полторак Д. И. Применение телевизионных передач в препо-
давании истории//Известия АПН РСФСР. — 1963. — Вып. 128.—
С. 71—84.
Тимерманис Н. В. Методические разработки к циклу телеви-
зионных передач на уроки внеклассного чтения в 4 классе.—Л.:
ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1978.
Тульчинская Н. А., Никитина И. П. Дидактические материалы
и методические разработки к учебным телепередачам по приро-
доведению для 4 класса.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977.
Точилкина Л. С. Учебные телепередачи по физике для учащих-
ся 9 класса.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981.
Точилкина Л. С. Методическая разработка к учебным телеви-
зионным передачам по физике для 6—8 классов.—Л.: ЛГПИ
им. А. И. Герцена, 1971.
Точилкина Л. С. Учебные телепередачи по физике для учащих-
ся 7 класса.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979.
220

Пятое занятие (практическое)
Урок с применением компьютеров
1. Цели использования компьютера на уроке.
2. Организация деятельности учителя при использовании ком-
пьютера на уроке:
— подготовка к уроку;
— осознание целей применения компьютера (обучающих, раз-
вивающих, воспитывающих);
— включение работы с компьютером в структуру деятельности
учителя на уроке.
3. Организация деятельности учащихся при использовании
компьютера на уроке.
Гергей Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы
эффективного применения компьютера в учебном процессе//Во-
просы психологии.— 1985.—№ 3.—С. 41—49.
Гильде В., Альтрихтер 3. С микрокалькулятором в руках/Пер.
с нем. Ю. А. Данилова.—М.: Мир, 1980.
Горский В. Д. Подготовка школьников к работе на ЭВМ //
Школа и производство.—1983.—№ 5.—С. 34—36.
Ломов Б. Ф. Научно-технический прогресс и средства умствен-
ного развития человека//Психологический журнал.—1985.—
Т. 6.—№6.—С. 8—28.
Человек с микрокалькулятором//Наука и жизнь.—1985.—
№ 2.—С. 60—61; 1985.—№ 4.—С. 120—122; 1985.—№ 6.—
С. 38—43.
Задания для самостоятельной работы
Аннотирование и конспектирование литературы
Житомирский В. Г. Вычислительная техника и ее использова-
ние в учебном процессе.— Свердловск: Свердловский пед. инсти-
тут, 1979.
Монахов В. М. Психолого-педагогические проблемы обеспече-
ния компьютерной грамотности учащихся // Вопросы психологии. —
1985.—№ З.—С. 14—22.
Степанов А. А. Психологические основы дидактики учебного
телевидения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.
Шахмаев Н. М. Дидактические проблемы применения техниче-
ских средств обучения в средней школе.—М.: Педагогика, 1973.
Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых инфор-
мационных процессов.—М.: Мысль, 1973.
221

Темы рефератов или докладов
1. Классификация аппаратуры аудиовизуальных средств обу-
чения и их возможности в формировании у школьников единичных,
общих схематизированных представлений и фигуральных концеп-
тов
Степанов А. А. Психологические основы дидактики учебного
телевидения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.
Технические средства обучения в учебном процессе/Под ред.
Б. Г. Сладкевич. —Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.
Технические средства обучения в средней школе / Под ред.
Л. П. Прессмана.—М.: Педагогика, 1972.
Шаповаленко С. Г. О создании системы современного учебного
оборудования для средней общеобразовательной школы//Совет-
ская педагогика.— 1967.—№ 6.
2. Формирование представлений при использовании статиче-
ского и динамического изображения
Ильин Р. Н. Изобразительные ресурсы экрана.—М.: Искус-
ство, 1973.
Степанов А. А. Психологическое значение различного видео-
ряда в обучении//Средства и техника обучения.—Л.: ЛГПИ
им. А. И. Герцена, 1975.—С. 49—56.
Шахмаев Н. М. Дидактические проблемы применения техниче-
ских средств обучения в средней школе.—М.: Педагогика, 1973.
3. Влияние художественного телевидения на развитие ребенка
Ксенофонтов В. В. А если в семье телевизор и ...дети?—М.:
Знание,1973.
Фирсов Б. Телевидение глазами социолога.—М.: Искусство,
1971.
4. Понимание школьниками языка кино и телевидения
Психолингвистические проблемы массовых коммуникаций/Под
ред. А. А. Леонтьева.—М.: Наука, 1974.
Степанов А. А. Психологические основы дидактики учебного
телевидения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.
5. История программированного обучения и использования вы-
числительной техники в обучении
Машбиц Е. И., Бондаровская В. М. Зарубежные концепции про-
граммированного обучения.— Киев, 1962.
Кибернетика и проблемы обучения/Под ред. А. М. Матюшки-
на и др.—М.: Прогресс, 1970.
Обзоры по основным направлениям развития педагогической
науки и народного образования: Центр научной информации.—
Школа и педагогика.—М., 1981.—Вып. 4 (31).
Новые задачи информатики/Под ред. А. П. Ершова.—Ново-
сибирск, 1978.
Раев А. И. Управление умственной деятельностью и умствен-
ное развитие учащихся.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972.
Умственное развитие школьников в условиях программирован-
222
ного обучения/Под ред. А. И. Раева.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Гер-
цена, 1970.
6. Психологические проблемы компьютеризации обучения
Гергей Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы
эффективного применения компьютеров в учебном процессе//Во-
просы психологии.—1985.—№ З.—С. 41—49.
Монахов В. М. Психолого-педагогические проблемы обеспече-
ния компьютерной грамотности учащихся//Вопросы психологии.—
1985.—№ З.—С. 14—22.
Ломов Б. Ф. Научно-технический прогресс и средства умствен-
ного развития человека//Психологический журнал.—1985.—
Т. 6.—№6.—С. 8-28.
Ляудис В. Я., Тихомиров О. К. Психология и практика автома-
тизированного обучения // Вопросы психологии. — 1983. — № 6. —
с. 16—27.
Решение психологических задач
Задача 1
К аудиовизуальным средствам относятся: радиопередача, зву-
козапись, эпипроекция, транспаранты, диапозитивы, диафильмы,
немой кинофильм, звуковой кинофильм, радиовидение, телепере-
дача, видеозапись. К аппаратуре относятся: кинопроектор, диа-
проектор, кадропроектор, графопроектор, проигрыватель, эпипро-
ектор, телеприемник, радиоприемник, магнитофон, видеомагнито-
фон.
Вопросы
1. Какой аппаратуры требуют разные средства для своего
воспроизведения?
2. Какие средства используют только как средства нагляд-
ности, какие могут взять на себя отдельные функции учителя?
Поясните, какие функции при каких условиях может взять на се-
бя то или иное средство.
Задача 2
Принимая на уроке учебную телепередачу или демонстрируя
без перерыва и комментария две части учебного фильма, учитель
может использовать в комплексе с этими средствами другие эк-
ранно-звуковые средства обучения.
Вопросы
1. Какой комплекс предпочтительнее:
а) при закреплении материала;
б) при контроле усвоения на вербальном, на образном уров-
не;
ции,
в) при создании мотивации на восприятие учебной информа-
223

Задача 3
На основе анализа опыта использования микрокалькуляторов
в школьном обучении учитель Т. Я. Зелинская' формулирует сле-
дующие требования к перспективной модели МК инженерного ти-
па для использования в школе:
— это должен быть микрокалькулятор с алгебраической фор-
мой записи операций;
— автономный;
— он должен обладать возможностью выполнять: 4 арифмети-
ческих действия, действия с константой, изменение знака числа,
вычисления с применением скобок, вычисления значений основных
элементарных функций и т. п.;
—— размеры передней панели должны быть не менее 90Х160 мм.
Вопросы
1. Каким целям использования микрокалькуляторов соответ-
ствуют сформулированные требования?
2. Какие требования должны быть сформулированы для того,
чтобы расширить круг педагогических задач, решаемых с помощью
микрокалькулятора?
Задача 4
Учитель Г. Н. Ионов, обобщая опыт работы с микрокалькуля-
торами на уроке, приходит к выводу о том, что «применение про-
граммируемых микрокалькуляторов в качестве контролирующих
и обучающих устройств на уроках математики, физики, химии
позволит интенсифицировать учебный процесс, повысить самостоя-
тельность и активность учащихся, а также будет способствовать
приобретению дополнительных навыков работы с электронной кла-
вишной вычислительной техникой»2.
Вопрос
Какие дидактические условия работы с ПМК могут привести
к подобным психическим изменениям в познавательной деятель-
ности учащихся?
Задача 5
«Игра на машине—это наша радость и наша беда»,—говорит
Н. А. Садовская (преподаватель школьной информатики). «Слиш-
ком велик у ребят интерес к играм, трудно их от игры отвлечь. От-
рываем буквально со слезами. Любая свободная минуточка, толь-
ко преподаватель отвернулся, они тут же игру вызывают. И мы,
наблюдая это, подумали: а почему этот интерес не использовать
во благо содержательному обучению? Как было бы здорово: ре-
1 См.: Зелинская Т. Я. Об оптимальной модели микрокалькулятора для
школы//Математпка в школе.— 1984.—№ 3.—С. 51.
2 Ионов Г. Н. Микрокалькулятор как средство обучения и контроля//Ма-
тематпка в школе.—1984.—№ 3.—С, 52.
224
бенок думает, что он играет, а мы его в чтот момент учим физике.
Или программированию...
Мы с ребятами составили игровые программы типа традици-
онных головоломок. «Задумайте число. Умножьте на два. Вычти-
те пять. Прибавьте столько-то. И скажите мне, какой у вас полу-
чился результат, а я (то есть машина) скажу, какое число вы
задумали»'.
Вопросы
1. Почему игры с машиной вызывают у школьников огромный
интерес?
| 2. Какими могут быть перспективные пути решения проблемы
. соотношения игры и учения в процессе обучения?
1 3. Каковы позитивные и негативные стороны игры учащихся
с машиной?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь