|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54518
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Монич А. А., Никитина И. П. Методические разработки к те-
левизионным передачам по природоведению для 3 класса.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. Прицкер Д. П., Райцес В. И., Шадхан И. А. Методическая разработка к учебным телевизионным передачам по истории для 8 и 10 классов,—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. Полторак Д. И. Опыт учебных телевизионных передач по ис- тории//Советская педагогика.— 1961.—№ 12. Полторак Д. И. Применение телевизионных передач в препо- давании истории//Известия АПН РСФСР. — 1963. — Вып. 128.— С. 71—84. Тимерманис Н. В. Методические разработки к циклу телеви- зионных передач на уроки внеклассного чтения в 4 классе.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1978. Тульчинская Н. А., Никитина И. П. Дидактические материалы и методические разработки к учебным телепередачам по приро- доведению для 4 класса.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977. Точилкина Л. С. Учебные телепередачи по физике для учащих- ся 9 класса.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. Точилкина Л. С. Методическая разработка к учебным телеви- зионным передачам по физике для 6—8 классов.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971. Точилкина Л. С. Учебные телепередачи по физике для учащих- ся 7 класса.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. 220 Пятое занятие (практическое) Урок с применением компьютеров 1. Цели использования компьютера на уроке. 2. Организация деятельности учителя при использовании ком- пьютера на уроке: — подготовка к уроку; — осознание целей применения компьютера (обучающих, раз- вивающих, воспитывающих); — включение работы с компьютером в структуру деятельности учителя на уроке. 3. Организация деятельности учащихся при использовании компьютера на уроке. Гергей Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе//Во- просы психологии.— 1985.—№ 3.—С. 41—49. Гильде В., Альтрихтер 3. С микрокалькулятором в руках/Пер. с нем. Ю. А. Данилова.—М.: Мир, 1980. Горский В. Д. Подготовка школьников к работе на ЭВМ // Школа и производство.—1983.—№ 5.—С. 34—36. Ломов Б. Ф. Научно-технический прогресс и средства умствен- ного развития человека//Психологический журнал.—1985.— Т. 6.—№6.—С. 8—28. Человек с микрокалькулятором//Наука и жизнь.—1985.— № 2.—С. 60—61; 1985.—№ 4.—С. 120—122; 1985.—№ 6.— С. 38—43. Задания для самостоятельной работы Аннотирование и конспектирование литературы Житомирский В. Г. Вычислительная техника и ее использова- ние в учебном процессе.— Свердловск: Свердловский пед. инсти- тут, 1979. Монахов В. М. Психолого-педагогические проблемы обеспече- ния компьютерной грамотности учащихся // Вопросы психологии. — 1985.—№ З.—С. 14—22. Степанов А. А. Психологические основы дидактики учебного телевидения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. Шахмаев Н. М. Дидактические проблемы применения техниче- ских средств обучения в средней школе.—М.: Педагогика, 1973. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых инфор- мационных процессов.—М.: Мысль, 1973. 221 Темы рефератов или докладов 1. Классификация аппаратуры аудиовизуальных средств обу- чения и их возможности в формировании у школьников единичных, общих схематизированных представлений и фигуральных концеп- тов Степанов А. А. Психологические основы дидактики учебного телевидения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. Технические средства обучения в учебном процессе/Под ред. Б. Г. Сладкевич. —Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. Технические средства обучения в средней школе / Под ред. Л. П. Прессмана.—М.: Педагогика, 1972. Шаповаленко С. Г. О создании системы современного учебного оборудования для средней общеобразовательной школы//Совет- ская педагогика.— 1967.—№ 6. 2. Формирование представлений при использовании статиче- ского и динамического изображения Ильин Р. Н. Изобразительные ресурсы экрана.—М.: Искус- ство, 1973. Степанов А. А. Психологическое значение различного видео- ряда в обучении//Средства и техника обучения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975.—С. 49—56. Шахмаев Н. М. Дидактические проблемы применения техниче- ских средств обучения в средней школе.—М.: Педагогика, 1973. 3. Влияние художественного телевидения на развитие ребенка Ксенофонтов В. В. А если в семье телевизор и ...дети?—М.: Знание,1973. Фирсов Б. Телевидение глазами социолога.—М.: Искусство, 1971. 4. Понимание школьниками языка кино и телевидения Психолингвистические проблемы массовых коммуникаций/Под ред. А. А. Леонтьева.—М.: Наука, 1974. Степанов А. А. Психологические основы дидактики учебного телевидения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. 5. История программированного обучения и использования вы- числительной техники в обучении Машбиц Е. И., Бондаровская В. М. Зарубежные концепции про- граммированного обучения.— Киев, 1962. Кибернетика и проблемы обучения/Под ред. А. М. Матюшки- на и др.—М.: Прогресс, 1970. Обзоры по основным направлениям развития педагогической науки и народного образования: Центр научной информации.— Школа и педагогика.—М., 1981.—Вып. 4 (31). Новые задачи информатики/Под ред. А. П. Ершова.—Ново- сибирск, 1978. Раев А. И. Управление умственной деятельностью и умствен- ное развитие учащихся.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972. Умственное развитие школьников в условиях программирован- 222 ного обучения/Под ред. А. И. Раева.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Гер- цена, 1970. 6. Психологические проблемы компьютеризации обучения Гергей Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютеров в учебном процессе//Во- просы психологии.—1985.—№ З.—С. 41—49. Монахов В. М. Психолого-педагогические проблемы обеспече- ния компьютерной грамотности учащихся//Вопросы психологии.— 1985.—№ З.—С. 14—22. Ломов Б. Ф. Научно-технический прогресс и средства умствен- ного развития человека//Психологический журнал.—1985.— Т. 6.—№6.—С. 8-28. Ляудис В. Я., Тихомиров О. К. Психология и практика автома- тизированного обучения // Вопросы психологии. — 1983. — № 6. — с. 16—27. Решение психологических задач Задача 1 К аудиовизуальным средствам относятся: радиопередача, зву- козапись, эпипроекция, транспаранты, диапозитивы, диафильмы, немой кинофильм, звуковой кинофильм, радиовидение, телепере- дача, видеозапись. К аппаратуре относятся: кинопроектор, диа- проектор, кадропроектор, графопроектор, проигрыватель, эпипро- ектор, телеприемник, радиоприемник, магнитофон, видеомагнито- фон. Вопросы 1. Какой аппаратуры требуют разные средства для своего воспроизведения? 2. Какие средства используют только как средства нагляд- ности, какие могут взять на себя отдельные функции учителя? Поясните, какие функции при каких условиях может взять на се- бя то или иное средство. Задача 2 Принимая на уроке учебную телепередачу или демонстрируя без перерыва и комментария две части учебного фильма, учитель может использовать в комплексе с этими средствами другие эк- ранно-звуковые средства обучения. Вопросы 1. Какой комплекс предпочтительнее: а) при закреплении материала; б) при контроле усвоения на вербальном, на образном уров- не; ции, в) при создании мотивации на восприятие учебной информа- 223 Задача 3 На основе анализа опыта использования микрокалькуляторов в школьном обучении учитель Т. Я. Зелинская' формулирует сле- дующие требования к перспективной модели МК инженерного ти- па для использования в школе: — это должен быть микрокалькулятор с алгебраической фор- мой записи операций; — автономный; — он должен обладать возможностью выполнять: 4 арифмети- ческих действия, действия с константой, изменение знака числа, вычисления с применением скобок, вычисления значений основных элементарных функций и т. п.; —— размеры передней панели должны быть не менее 90Х160 мм. Вопросы 1. Каким целям использования микрокалькуляторов соответ- ствуют сформулированные требования? 2. Какие требования должны быть сформулированы для того, чтобы расширить круг педагогических задач, решаемых с помощью микрокалькулятора? Задача 4 Учитель Г. Н. Ионов, обобщая опыт работы с микрокалькуля- торами на уроке, приходит к выводу о том, что «применение про- граммируемых микрокалькуляторов в качестве контролирующих и обучающих устройств на уроках математики, физики, химии позволит интенсифицировать учебный процесс, повысить самостоя- тельность и активность учащихся, а также будет способствовать приобретению дополнительных навыков работы с электронной кла- вишной вычислительной техникой»2. Вопрос Какие дидактические условия работы с ПМК могут привести к подобным психическим изменениям в познавательной деятель- ности учащихся? Задача 5 «Игра на машине—это наша радость и наша беда»,—говорит Н. А. Садовская (преподаватель школьной информатики). «Слиш- ком велик у ребят интерес к играм, трудно их от игры отвлечь. От- рываем буквально со слезами. Любая свободная минуточка, толь- ко преподаватель отвернулся, они тут же игру вызывают. И мы, наблюдая это, подумали: а почему этот интерес не использовать во благо содержательному обучению? Как было бы здорово: ре- 1 См.: Зелинская Т. Я. Об оптимальной модели микрокалькулятора для школы//Математпка в школе.— 1984.—№ 3.—С. 51. 2 Ионов Г. Н. Микрокалькулятор как средство обучения и контроля//Ма- тематпка в школе.—1984.—№ 3.—С, 52. 224 бенок думает, что он играет, а мы его в чтот момент учим физике. Или программированию... Мы с ребятами составили игровые программы типа традици- онных головоломок. «Задумайте число. Умножьте на два. Вычти- те пять. Прибавьте столько-то. И скажите мне, какой у вас полу- чился результат, а я (то есть машина) скажу, какое число вы задумали»'. Вопросы 1. Почему игры с машиной вызывают у школьников огромный интерес? | 2. Какими могут быть перспективные пути решения проблемы . соотношения игры и учения в процессе обучения? 1 3. Каковы позитивные и негативные стороны игры учащихся с машиной? Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|