Анастази А. Дифференциальная психология.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 30094

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 15 СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВЫЕ РАЗЛИЧИЛ
.
В пределах отдельной нации обычно существуют классы людей, или субкультуры, каждая со своими отличительными традициями, образом жизни, эмоциональными реакциями и типами склонностей. К примеру, в Америке различия между такими регионами, как Новая Англия, Юг, Средний Запад и Запад, всем знакомы из обычной беллетристики. Подобно этому, общеизвестна разница между городским и сельским жителем. В сущности, это классификация не двойная, но охватывающая ряд узнаваемых групп. Начиная от крупной столицы в направлении к городу средних размеров, маленькому городу, деревне с ее общим универмагом и почтой до изолированного горного поселения можно обнаружить различия в психологии и физической среде.
Особенно важная культурная дифференциация представлена социальными классами. Недавнее исследование в американских сообществах продемонстрировало не только распространенность такой культурной стратификации, но также глубокое влияние, оказываемое классовой принадлежностью индивида на развитие его поведения. Главное различие между твердой «кастовой системой» и классовыми системами, характеризующими демократию, например Соединенные Штаты, заключается в большей степени «социальной мобильности», возможной в последних. Так представитель низшего социального класса имеет возможность подняться к более высокому посредством собственных усилий. Именно эта возможность лежит в основе многих характерных мотивов и установок «среднего класса» с его направленностью на интенсивную работу, самосовершенствование и успех.
СОЦИАЛЬНАЯ КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА
Классовая дифференциация американского общества подверглась интенсивному анализу в нескольких исследованиях аме-


662 Дифференциальная психология
риканских сообществ, большинство из которых проводилось под общим руководством У. Ллойда Уорнера. Типичные города в разных частях страны были описаны под такими псевдонимами, как Янки-Сити в Новой Англии (115), Олд-Сити на Юге (24), и Джоунсвилл на Среднем Западе (116). Другие местности Среднего Запада представлены Миддлтауном (63, 64) и Плейнвиллом (117). Применявшиеся методы представляют собой адаптированные методики наблюдения, используемые антропологами в полевых исследованиях первобытных культур. Исследователи длительный период времени живут в сообществе, принимая участие в социальной жизни и беседуя с местными жителями из разных слоев общества, контактирующими по роду деятельности с другими членами сообщества. Таким способом добывают информацию не только о всеобщей классовой структуре сообщества, но также о классовой принадлежности отдельных индивидов. Основное внимание в классовой идентификации индивидов уделяется степени и характеру их участия в общественной деятельности с представителями конкретного класса.

Рис. 77. Социальная стратификация в американском сообществе: Янки-Сити. (Данные из Уорнера и Ланта, 115, с. 88.)
Результаты такого исследования выявляют шесть классов, обозначенных как высший, высокий, выше среднего, ниже среднего, низкий и низший. Рисунок 77 показывает процентное соотношение людей, принадлежащих каждому из этих классов в выборке 16785 случаев, изученных в Янки-Сити. Не обнаружено существенных отличий этих процентных показателей и в других исследуемых сообществах. Разграничение между высшим и вы-

Социально-классовые различия 663
соким классами в Новой Англии и южных городах основывалось преимущественно на семейном происхождении, высший класс представлял «старую аристократию», а высокий — «недавно разбогатевших». В сообществах среднего Запада это разграничение было другим, там существовал лишь один «высший» класс, включавший самые состоятельные и известные семьи. Класс выше среднего состоял в основном из бизнесменов и людей интеллектуального труда, «столпов общества», тогда как класс ниже среднего включал мелких торговцев, «белых рабочих» и представителей некоторых квалифицированных рабочих профессий. Низкий класс составляли в значительной степени рабочие с недостатком или отсутствием квалификации и часто описывались людьми среднего класса как «бедные, но достойные» и «трудолюбивые люди». В противоположность им, низший класс характеризовали как ленивых и распущенных людей. Классы ниже среднего и низкий, включающие вместе свыше 60 % населения, составляют уровень «рядового человека» (116) и «ядро культуры». Уорнер и его коллеги прибегают к описанным выше методикам наблюдения, в частности, методу оценивающего участия (ЕР). Это прямой, но трудоемкий и отнимающий много времени способ определения принадлежности индивида к социальному классу. Впоследствии Уорнером и его коллегами была разработана упрощенная методика, определяющая показатель характеристик статуса (ISC) (116). Показатель характеристик статуса для каждого человека вычисляется посредством шкалы из семи вопросов по каждому из четырех факторов, а именно: род занятий, источник дохода, тип дома и территория проживания, — а затем определяется сбалансированная сумма четырех оценок. Подробные методики вычисления показателя описываются Уорнером и др. в работе «Социальные классы в Америке» (116). Авторами приводятся также данные, указывающие на достаточное соответствие между методами определения социального статуса: оценивающим участием и показателем характеристик статуса. Поскольку профессиональный уровень обладает сравнительно большим весом в вычислении показателя характеристик статуса, то, кроме корреляции с другими тремя характеристиками, он сам по себе может дать достаточно близкое значение социального статуса. Следовательно, основной массе доступных данных по взаимосвязи между профессиональным уровнем и ин-

664 Дифференциальная психология
теллектом, которые будут обсуждаться в последующем разделе, можно найти применение в картине классовой дифференциации, созданной в результате социологических исследований.
Другой подход к исследованию классовой структуры представлен работой Триона (111). Используя кластер-анализ (вариацию факторного анализа), Трион изучал корреляции среди 33 видов данных, полученных при переписи для 243 районов в области Сан-Франциско Бей. Преимущество способа состоит в том, что он требует лишь объективных зарегистрированных данных. Анализ выявил три фактора, или параметра. Первым является параметр семейной жизни (F), охарактеризованный принадлежностью к холостякам, большим семьям, неработающим домохозяйкам. Второй, ассимиляция (А), относится, главным образом, к соотношению коренных, белых жителей местности, хотя имеет также важный вес в некоторых профессиональных переменных. Третий фактор определен как социально-экономическая независимость (S) и содержит такие переменные, как высокий профессиональный и образовательный уровни, лучшее качество домов и наличие домашней прислуги. Трион указывает, что показатель, называемый обычно социально-экономическим уровнем, наряду с социальным статусом, измеряемым методиками Уорнера, представляет сочетание социально-экономической независимости и факторов ассимиляции.
Еще одну упрощенную методику определения социального класса дает профессиональная рейтинг-шкала (SCI), разработанная Симсом (97, 98). В этой шкале человеку предъявляют перечень из 42 беспорядочно распределенных наименований профессий от посла Соединенных Штатов до мусорщика. Эти профессии отобраны из значительно большего списка посредством предварительного исследования рейтингов престижа разных родов деятельности. Для каждой данной профессии испытуемый в соответствии со своим мнением указывает, принадлежат ли люди этой профессии тому же социальному классу, что он сам и его семья, либо к высшему или низшему классу. Если какая-либо профессия недостаточно знакома, то он может указать «не знаю». Оценка испытуемого, из которой определяется его классовая принадлежность, основана на соотношении количества профессий, помеченных «ниже» и половиной отнесенных к своему классу. В сущности, назначение этой шкалы состоит в нахождении со-

Социально-классовые различия 665
циального уровня, с которым индивид идентифицирует себя, хотя ее результаты сильно зависят от таких объективных факторов, как уровень дохода и профессия. С другой стороны, разница между объективным и воспринимаемым статусом может в отдельных случаях представлять существенный психологический интерес.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Социометрический статус и самооценка
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Савченко Валерия Витальевна, Маркова Галина Владимировна, Савченко Алевтина Владимировна, Хижняк Олеся Викторовна. Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Кравченко Татьяна Викторовна. Мастер-класс: Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
  • Инговатова Елена Ювенальевна. «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Феномен детской субкультуры».
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Борисова Наталья Дмитриевна. Гендерное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Связь рукопожатия и брака
  • Рахубенко Татьяна Егоровна. Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста.
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др. Информатика. Рабочая тетрадь для 2 класса. В 2 частях
  • Иванова Анастасия Сергеевна. Статья «Воспитание у детей среднего дошкольного возраста культуры поведения»
  • Кумаченко Наталья Анатольевна. Родительского собрание-практикум: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка».
  • Важенина Наталья Николаевна. Формирование речевой культуры поведения старших дошкольников
  • Морозова Анастасия Михайловна. Социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Старочкина Татьяна Павловна. Социально-коммуникативное развитие дошкольников
  • Сексуальность женщин и мужчин, отношение к сексу у разных полов
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. Презентация 'Социально-коммуникативное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре'
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Копкина Ольга Михайловна. Статья: «Адаптация детей в ДОУ как социально-педагогическая проблема»
  • Обатнина Елена Валериевна. 'По следам колобка' Спортивное развлечение на улице для детей младшего и среднего возраста.
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др. Информатика. Рабочая тетрадь для 3 класса. В 2 частях
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др. Информатика. Рабочая тетрадь для 4 класса. В 2 частях
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • А.В. Юревич. Социальная психология революций.
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Матвеева Оксана Сергеевна. Методики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развития
  • Замятина Александра Владимировна. Мастер-класс Тема: «Гиперактивный ребенок – способы взаимодействия»
  • Гайкова И.И. Физика. Учимся решать задачи. 9 класс
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Строгость или вседозволенность?
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др. Информатика. Контрольные работы для 3 класса
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Курсова Кристина Андреевна. Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье
  • Герасичева Ольга Николаевна. «Мотивация познавательной деятельности детей среднего возраста»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Тип; Туре



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь