|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25965
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Система смысловой регуляции жизненного пути личности обладает своей архитектоникой, которая адекватна выполняемым данной системой регуляторным функциям. При анализе регуляторных функций отдельных смысловых структур в рамках единой динамической смысловой системы принято подразделять функциональные уровни смысловой регуляции. К уровню структур, непосредственно участвующих в смысловой регуляции жизнедеятельности и отражении ее значимых условий в сознании субъекта, относят смысловую установку и личностный смысл. К уровню структур, косвенно включенных в смысловую регуляцию через порождаемые ими в процессе смыслообразования смысловые структуры первого уровня, причисляют мотив, смысловую диспозицию и смысловой конструкт. К высшему уровню смысловой регуляции отходят личностные ценности, которые, характеризуясь наибольшей стабильностью и генерализацией среди прочих смысловых структур, являются «неизменным и устойчивым в масштабе жизни субъекта источником смыслообразования, автономным по отношению к конкретным ситуациям взаимодействия субъекта с миром» [144, с. 233].
Эти концептуальные положения применимы также для анализа смысла жизни как одной из наиболее глобальных динамических смысловых систем в структуре личности и системе смысловой регуляции жизненного пути. Действительно, понимание смысла жизни как динамической смысловой системы заставляет признать его многокомпонентный состав и сложное уровневое 180 строение, отражающие регуляторные функции данного личностного образования. В структуре динамической системы смысла жизни дифференцируются функциональные уровни, аналогичные универсальным уровням, выделенным выше для каждой динамической смысловой системы в структуре личности. Для полноты исследования всегда целесообразно проанализировать репрезентативные смысловые структуры, участвующие в смысловой регуляции жизненного пути личности на каждом из уровней структурирования динамической системы смысла жизни. В эмпирическом исследовании первый уровень смысловой регуляции жизненного пути может быть представлен изучением регуляторной роли личностного смысла жизненного события; второй уровень смысловой регуляции - рассмотрением смысловых конструктов, репертуар которых программирует восприятие, оценку и прогнозирование жизненных событий; третий уровень смысловой регуляции - анализом личностных ценностей - источников конкретных смыслов жизни. Таким образом, за счет изучения разнопорядковых смысловых структур, интегрированных в динамическую систему смысла жизни, может быть гарантирована полнота эмпирического охвата смысловой регуляции жизненного пути личности. При построении психологической концепции субъекта жизни необходимо учитывать культурно-исторический подход, в рамках которого субъектность определяется как обусловленная социокультурными «идеальными формами» регуляции деятельности. Действуя в качестве субъекта жизни, личность выступает как носитель исторически и культурно кристаллизованных форм смыслового и деятельного отношения людей к собственной жизни. Активное овладение этими формами достигается путем подчинения индивидуального жизненного пути культурно-историческим содержаниям смысла жизни. Смысл жизни полагается в качестве наиболее обобщенного и универсального смыслового отношения человека к собственному бытию, причем отношения, заданного в системе исторических и культурных координат [8; 46; 113; 114; 223; 235]. Именно на этом уровне личность функционирует в режиме системы приобщения человека к смыслам жизни, запрограммированным и транслируемым через культуру - поле коллективных смыслов. Для личности, ориентирующейся в смысловых и деятельных отношениях к собственной жизни, «общечеловеческая культура оказывается не кунсткамерой ценностей прежних поколений и не сводом законов, норм, готовых истин, а неисчерпа- 181 емым резервуаром прецедентов (человеческих судеб), сотворенных конкретными историческими личностями. Их переосмысление, рефлексия и является механизмом творения опыта собственной жизни и ее культурного, духовного смысла» [203, с. 110]. Формирование смысла жизни является частным случаем универсальной закономерности культурного психического развития смысловой сферы личности. Натуральный ряд развития мо-тивационно-смысловой сферы личности заключается в прижизненном разворачивании врожденных потребностей и их переключении на социально релевантные мотивы и способы удовлетворения [69; 99; 140]. Культурный ряд развития смысловой сферы личности детерминирован процессами интериоризации смысловых образований, которые первично существуют в социально разделенных формах мировоззренческих систем, произведений искусства, культурных предметов [46; 144; 242]. В процессе интериоризации эти первичные формы смысловых образований «вращиваются» в структуру смысловой сферы личности и в качестве культурных орудий постепенно опосредуют активность субъекта. Как пишет В.А.Лекторский, «социально-культурная опосредованность имеет место и в процессе формирования уникальных, индивидуальных особенностей данного субъекта, и в ходе усвоения всеобщих смысловых структур, лежащих в основе как познавательной, так и других специфически-человеческих видов деятельности» [131, с. 175]. Смысл жизни, таким образом, следует рассматривать как культурно-историческую форму смыслового отношения личности к собственной жизни, как культурное орудие овладения индивидуальным жизненным путем. На наш взгляд, изложенные методологические и теоретические представления обнаруживают большой эвристический потенциал при построении психологической концепции субъекта жизни. В свете этих концептуальных положений логично предположить, что личность как субъект жизни является прежде всего регуля-торной системой, которая обеспечивает овладение человеком собственным жизненным путем. В процессе прижизненного психического развития личность как активный субъект присваивает широкий диапазон видов деятельности, причем масштабы самой этой деятельности неуклонно разрастаются во времени и пространстве. От овладения изолированными видами деятельности как отдельными «психологическими единицами жизни» (А.Н.Леонтьев) личность переходит к овладению целостной системой этих видов деятельности - собственной жизнью. При этом общее направле- 182 ние психического развития личности выражается в том, что она «постепенно превращается из существа, подчиненного внешним влияниям, в субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений» [44, с. 437]. 2.3. iEegiaiiue looii, aaegiaaayoaeuiinou ё noauaeoiay aeoeaiinou ёён-iinoe Понятие субъекта в современной психологии весьма расплывчато, многозначно и уподобляется большому мешку, в который сваливают многообразные критерии и признаки субъектности. В первую очередь это связано с междисциплинарным статусом данного понятия и не в последнюю очередь с тем, что проблема субъекта долгое время специально не освещалась в гуманитарных науках. В первом приближении субъект определяется как носитель активности - предметно-практической деятельности и познания, направленных на объект [222, с. 661]. Эта формулировка является скорее философской, нежели конкретно-психологической, поскольку не предлагает никаких психологических структур и инстанций, которые делают человека источником и носителем активности. Тем не менее данная формулировка является фундаментальной в силу того, что она устанавливает активность как основной атрибут субъектности и тем самым фундирует конкретно-научное понимание субъекта. Трактовка человека как субъекта жизни подчеркивает активный способ его существования, суть которого заключается в противостоянии и противоборстве натуральному течению жизни, естественным детерминационным отношениям жизненных событий. Кроме того, категория субъекта как активного существа неявно подразумевает пассивный полюс или объект, реципирующий активность. Поэтому понятие субъекта жизни наряду с активным характером отношения личности к своей судьбе акцентирует тот факт, что индивидуальная жизнь как объективный процесс является «точкой» приложения сущностных сил личности - специфическим предметом особой формы произвольной человеческой активности. Овладение личностью жизненными отношениями и их практическое воспроизводство связано со становлением особой формы деятельности, направленной на осуществление и изменение 183 жизненных отношении, или, другими словами, на построение индивидуальной жизни. Исходя из концептуального положения, что каждая динамическая смысловая система настроена на регуляцию определенного вида деятельности, в процессе которой она к тому же и формируется по принципу деятельностного опосредования, необходимо определить форму человеческой деятельности, которой релевантен смысл жизни как динамическая смысловая система. На наш взгляд, такой формой деятельности является жизнедеятельность. В настоящем исследовании понятие жизнедеятельности употребляется в значении особой деятельности, нацеленной на проектирование и построение индивидуального жизненного пути. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|