Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25965

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Система смысловой регуляции жизненного пути личности обладает своей архитектоникой, которая адекватна выполняемым данной системой регуляторным функциям. При анализе регуляторных функций отдельных смысловых структур в рамках единой динамической смысловой системы принято подразделять функциональные уровни смысловой регуляции. К уровню структур, непосредственно участвующих в смысловой регуляции жизнедеятельности и отражении ее значимых условий в сознании субъекта, относят смысловую установку и личностный смысл. К уровню структур, косвенно включенных в смысловую регуляцию через порождаемые ими в процессе смыслообразования смысловые структуры первого уровня, причисляют мотив, смысловую диспозицию и смысловой конструкт. К высшему уровню смысловой регуляции отходят личностные ценности, которые, характеризуясь наибольшей стабильностью и генерализацией среди прочих смысловых структур, являются «неизменным и устойчивым в масштабе жизни субъекта источником смыслообразования, автономным по отношению к конкретным ситуациям взаимодействия субъекта с миром» [144, с. 233].
Эти концептуальные положения применимы также для анализа смысла жизни как одной из наиболее глобальных динамических смысловых систем в структуре личности и системе смысловой регуляции жизненного пути. Действительно, понимание смысла жизни как динамической смысловой системы заставляет признать его многокомпонентный состав и сложное уровневое
180
строение, отражающие регуляторные функции данного личностного образования. В структуре динамической системы смысла жизни дифференцируются функциональные уровни, аналогичные универсальным уровням, выделенным выше для каждой динамической смысловой системы в структуре личности. Для полноты исследования всегда целесообразно проанализировать репрезентативные смысловые структуры, участвующие в смысловой регуляции жизненного пути личности на каждом из уровней структурирования динамической системы смысла жизни. В эмпирическом исследовании первый уровень смысловой регуляции жизненного пути может быть представлен изучением регуляторной роли личностного смысла жизненного события; второй уровень смысловой регуляции - рассмотрением смысловых конструктов, репертуар которых программирует восприятие, оценку и прогнозирование жизненных событий; третий уровень смысловой регуляции - анализом личностных ценностей - источников конкретных смыслов жизни. Таким образом, за счет изучения разнопорядковых смысловых структур, интегрированных в динамическую систему смысла жизни, может быть гарантирована полнота эмпирического охвата смысловой регуляции жизненного пути личности.
При построении психологической концепции субъекта жизни необходимо учитывать культурно-исторический подход, в рамках которого субъектность определяется как обусловленная социокультурными «идеальными формами» регуляции деятельности. Действуя в качестве субъекта жизни, личность выступает как носитель исторически и культурно кристаллизованных форм смыслового и деятельного отношения людей к собственной жизни. Активное овладение этими формами достигается путем подчинения индивидуального жизненного пути культурно-историческим содержаниям смысла жизни. Смысл жизни полагается в качестве наиболее обобщенного и универсального смыслового отношения человека к собственному бытию, причем отношения, заданного в системе исторических и культурных координат [8; 46; 113; 114; 223; 235]. Именно на этом уровне личность функционирует в режиме системы приобщения человека к смыслам жизни, запрограммированным и транслируемым через культуру - поле коллективных смыслов. Для личности, ориентирующейся в смысловых и деятельных отношениях к собственной жизни, «общечеловеческая культура оказывается не кунсткамерой ценностей прежних поколений и не сводом законов, норм, готовых истин, а неисчерпа-
181
емым резервуаром прецедентов (человеческих судеб), сотворенных конкретными историческими личностями. Их переосмысление, рефлексия и является механизмом творения опыта собственной жизни и ее культурного, духовного смысла» [203, с. 110].
Формирование смысла жизни является частным случаем универсальной закономерности культурного психического развития смысловой сферы личности. Натуральный ряд развития мо-тивационно-смысловой сферы личности заключается в прижизненном разворачивании врожденных потребностей и их переключении на социально релевантные мотивы и способы удовлетворения [69; 99; 140]. Культурный ряд развития смысловой сферы личности детерминирован процессами интериоризации смысловых образований, которые первично существуют в социально разделенных формах мировоззренческих систем, произведений искусства, культурных предметов [46; 144; 242]. В процессе интериоризации эти первичные формы смысловых образований «вращиваются» в структуру смысловой сферы личности и в качестве культурных орудий постепенно опосредуют активность субъекта. Как пишет В.А.Лекторский, «социально-культурная опосредованность имеет место и в процессе формирования уникальных, индивидуальных особенностей данного субъекта, и в ходе усвоения всеобщих смысловых структур, лежащих в основе как познавательной, так и других специфически-человеческих видов деятельности» [131, с. 175]. Смысл жизни, таким образом, следует рассматривать как культурно-историческую форму смыслового отношения личности к собственной жизни, как культурное орудие овладения индивидуальным жизненным путем.
На наш взгляд, изложенные методологические и теоретические представления обнаруживают большой эвристический потенциал при построении психологической концепции субъекта жизни. В свете этих концептуальных положений логично предположить, что личность как субъект жизни является прежде всего регуля-торной системой, которая обеспечивает овладение человеком собственным жизненным путем. В процессе прижизненного психического развития личность как активный субъект присваивает широкий диапазон видов деятельности, причем масштабы самой этой деятельности неуклонно разрастаются во времени и пространстве. От овладения изолированными видами деятельности как отдельными «психологическими единицами жизни» (А.Н.Леонтьев) личность переходит к овладению целостной системой этих видов деятельности - собственной жизнью. При этом общее направле-
182
ние психического развития личности выражается в том, что она «постепенно превращается из существа, подчиненного внешним влияниям, в субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений» [44, с. 437].
2.3. iEegiaiiue looii, aaegiaaayoaeuiinou ё noauaeoiay aeoeaiinou ёён-iinoe
Понятие субъекта в современной психологии весьма расплывчато, многозначно и уподобляется большому мешку, в который сваливают многообразные критерии и признаки субъектности. В первую очередь это связано с междисциплинарным статусом данного понятия и не в последнюю очередь с тем, что проблема субъекта долгое время специально не освещалась в гуманитарных науках. В первом приближении субъект определяется как носитель активности - предметно-практической деятельности и познания, направленных на объект [222, с. 661]. Эта формулировка является скорее философской, нежели конкретно-психологической, поскольку не предлагает никаких психологических структур и инстанций, которые делают человека источником и носителем активности. Тем не менее данная формулировка является фундаментальной в силу того, что она устанавливает активность как основной атрибут субъектности и тем самым фундирует конкретно-научное понимание субъекта.
Трактовка человека как субъекта жизни подчеркивает активный способ его существования, суть которого заключается в противостоянии и противоборстве натуральному течению жизни, естественным детерминационным отношениям жизненных событий. Кроме того, категория субъекта как активного существа неявно подразумевает пассивный полюс или объект, реципирующий активность. Поэтому понятие субъекта жизни наряду с активным характером отношения личности к своей судьбе акцентирует тот факт, что индивидуальная жизнь как объективный процесс является «точкой» приложения сущностных сил личности - специфическим предметом особой формы произвольной человеческой активности.
Овладение личностью жизненными отношениями и их практическое воспроизводство связано со становлением особой формы деятельности, направленной на осуществление и изменение
183
жизненных отношении, или, другими словами, на построение индивидуальной жизни. Исходя из концептуального положения, что каждая динамическая смысловая система настроена на регуляцию определенного вида деятельности, в процессе которой она к тому же и формируется по принципу деятельностного опосредования, необходимо определить форму человеческой деятельности, которой релевантен смысл жизни как динамическая смысловая система. На наш взгляд, такой формой деятельности является жизнедеятельность. В настоящем исследовании понятие жизнедеятельности употребляется в значении особой деятельности, нацеленной на проектирование и построение индивидуального жизненного пути.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Ткачёва Евдокия Ахметовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Корелина Людмила Николаевна. Опыт работы по социально — нравственному воспитанию детей при тесном взаимодействии с семьей.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Александрова Надежда Павловна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Егор Горд. Саморазвитие личности. С чего начать?
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Притча «Смысл жизни»
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Бабынина Т.Н., Бурмицкая Н.Н., Мороз Е.А.. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
  • Ярмонова Галина Ивановна. «Познавательно-исследовательская деятельность – как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Гульнур Валиуллина. Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Ларионова Ирина Александровна. «Подвижная игра в жизни дошкольника»
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • А. А. Ткаченко. Дело жизни: достижение личностью высшего предназначения. Монография. - А. Ткаченко



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь