|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379491
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Упражнение 5.7
Прочитайте приведенный ниже список прилагательных и отметьте те из них, которые, с вашей точки зрения, характеризуют качества, присущие творческим личностям. ______ Покладистый ______ Самоуверенный ______ Независимый ______ Скучный ______ Подверженный частой смене настроений ______ Умный ______ Любознательный ______ Настойчивый Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Развитие творческого мышления Как научиться мыслить более творчески? В ответ на этот вопрос можно предложить целый ряд рекомендаций. Многие психологи советуют записывать все приходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдвигать только хорошие идеи, то это может привести, с одной стороны, к «удушению» потенциально плодотворных мыслей, а с другой — к постоянному чувству неудовлетворенности. Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления. Дайте себе побольше времени на размышления. Некоторые психологи советуют разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схему, чтобы создать о ней более наглядное представление. Они рекомендуют разговаривать вслух с самим собой и, разыгрывая задачу в лицах, проходить через все этапы ее решения. Всегда полезно идти по стопам известных творчески мыслящих людей и проявлять упорство. Папалья и Оулдс (Papalia and Olds, 1988) предлагают несколько советов для развития креативности. • Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи. • Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди. • Старайтесь мыслить широко, при этом не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (например, расовые или половые предрассудки). • Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути. • Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения. • Ищите объяснения странных и непонятных явлений. • Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей. • Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы. • Чтобы «выдать на-гора» как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма.* • При оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку. * Иначе этот метод называют «мозговой атакой» или «брейнстормингом» (от англ. brainstorming). «Мозговая атака» проходит по следующему принципу. Группа из 7-12 человек садится в круг, двое из ее членов берут на себя обязанности стенографистов. Выбранный заранее ведущий называет проблему, и участники начинают выдвигать множество идей по принципу «чем больше, тем лучше». Во время «штурма» запрещается критиковать, оценивать любым способом и обсуждать идеи. Их можно только развивать. По окончании «брейнсторминга», через 20-40 минут, «стенографисты» поочередно читают получившиеся списки идей, и только после этого дается «ход» критическому мышлению. (Прим. науч. ред.) Упражнение 5.8 Мистер С. хочет повысить уровень креативности сотрудников принадлежащей ему компании по производству игрушек. С этой целью он разработал целый ряд предложений. Пометьте знаком «плюс» те из них, которые могут помочь в развитии креативности, и знаком «минус» — которые могут подавлять ее. ______ Избегайте идей, с которыми не справится наш компьютер. ______ Не жалейте времени и выдвигайте как можно больше идей. ______ Не бойтесь мыслить необычно. ______ Обсуждайте свои идеи с коллегами. ______ Отбрасывайте идеи, которые могут потребовать больших затрат. ______ Старайтесь, чтобы ваше изобретение соответствовало имиджу компании по производству игрушек. ______ Постарайтесь придумать, как можно использовать наше оборудование в других целях. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Обучение креативности Для обучения творческому мышлению разработано много методов. Однако, по данным Майера (Мауеr, 1983), при их применении увеличивается креативность только в той области, к которой относятся примеры, используемые при обучении. Полученные навыки, по-видимому, неприменимы в других ситуациях. Вероятно, нам необходим более творческий подход к обучению творческому мышлению! Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 18. Какие из перечисленных видов мышления, присущих человеку, недоступны для компьютера? а. Логическое б. Математическое в. Творческое г. Все вышеупомянутые виды 19. Какое из перечисленных качеств противоположно креативности? а. Ум б. Шаблонность мышления в. Настойчивость г. Оригинальность 20. Билл изобрел спортивный тренажер. Каким должно быть его изобретение, чтобы его сочли творческим достижением? а. Новым и оригинальным б. Привычным и приемлемым в. Работоспособным и недорогим г. Банальным и дорогим 21. Какова взаимосвязь между способностью к творчеству и творческими достижениями? а. Прочная взаимосвязь б. Отрицательная взаимосвязь в. Слабая взаимосвязь г. Взаимосвязи нет 22. Какое из следующих состояний обычно связывают с креативностью? а. Шизофрения б. Паранойя в. Пристрастие к кокаину г. Частые смены настроений 23. Какими двумя качествами часто обладают творческие личности? а. Чувство юмора и конформизм б. Любознательность и упорство в. Импульсивность и несамостоятельность г. Покладистость и робость 24. Какое из следующих утверждений, по вашему мнению, может погубить творческую идею? а. Не жалейте времени б. Разговаривайте сами с собой в. Выдвигайте как можно больше разных идей г. Не делайте так, как обычно делает наш начальник 25. Питер только что закончил творческие курсы поэтического мастерства. Что произойдет с наибольшей вероятностью? а. Его креативность в области стихосложения повысится б. Его креативность в области стихосложения понизится в. Его креативность в области стихосложения так и останется на прежнем уровне г. Повысится его креативность во всех областях Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|