Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. Учебное пособие для вузов.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 41171

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Экологический аспект группового функционирования
вопрос для них далеко не второстепенный. Ведь обладание позицией, лежащей, скажем, на пересечении внутригрупповых коммуникаций, дает ее обладателю немалый контроль над групповым процессом, а следовательно, возможность повысить свой статус, стать лидером.
Экология и групповое поведение. В предыдущем обсуждении мы очень мало останавливались на связи экологических аспектов жизнедеятельности группы с особенностями ее функционирования. Однако группа не просто располагается в каком-то пространстве: она адаптируется к нему, обживает его, активно в нем действует, вступает в межгрупповые отношения и т.д. Кроме того, происходит развитие разнообразных внутригрупповых феноменов и процессов, влияющих друг на друга и в конечном счете — на групповую эффективность. А что же групповая среда, какова ее роль в разворачивающихся событиях и процессах?
Нельзя сказать, чтобы этот вопрос не интересовал исследователей, но в его разработке заметен явный крен в сторону изучения групп, находящихся в так называемых «экзотических» условиях, т.е. в условиях, характеризующихся, как уже говорилось выше (см. 1.2.1), развитием стресса, изоляцией от внешнего мира, ограниченностью перемещений людей и т.п.
Преимущественная ориентация исследователей на столь специфическую среду, вероятно, связана с особой сложностью и важностью задач, решаемых группами, располагающимися на борту подводной лодки, в кабине космического корабля или во льдах Антарктики. Кроме того, необычная экстремальная обстановка нередко способствует гораздо более яркому, нежели это имеет место в размеренных ситуациях повседневной жизни, проявлению тех или иных групповых феноменов. Поэтому по своему значению ведущиеся в данной области работы далеко выходят за рамки решения только прикладных задач. Каковы же наиболее характерные для обсуждаемых экологических условий особенности группового процесса?
Согласно данным многих авторов [Кричевский и Дубовская, 1991], одной из наиболее ярких особенностей функционирования частично или полностью изолированных групп является практически неизбежное возникновение в них межличностных конфликтов, иногда достаточно скрытых от глаз стороннего наблюдателя, иногда же вполне отчетливо проявляющихся поведенчески. Развитие конфликтных тенденций носит отнюдь не случайный характер. Как отмечает М. А. Новиков, «пространственная организация малой группы в
167
Глава 4. Процесс группового функционирования
ограниченных по объему кабинах космических кораблей, в глубоководных и подземных камерах, характеризуясь объединением рабочих и бытовых помещений, неизменностью и специфичностью интерьера, практической невозможностью подлинного уединения, «вит-ринностью» проживания, неизбежностью вторжения в «территориальные воды» друг друга, в сильной степени воздействует на состояние нервной системы и характер протекания межличностных процессов» [Новиков, 1981. С. 179-180].
Разумеется, конфликты типичны и для подавляющего (если не абсолютного) числа групп, жизнедеятельность которых лишена всяких признаков экстремальности. Дело, однако, в том, какое значение для внутригрупповых отношений приобретают те или иные межличностные «возмущения» в обычных и экстремальных ситуациях, какова «цена» этих, порой даже минимальных осложнений. Обратимся к мнению специалистов.
Вот что пишут по этому поводу А. Харрисон и М. Коннорс, авторы солидного обзора исследований малых групп в «экзотической» среде: «Один и тот же уровень негативной эмоциональной реакции, который останется незамеченным в студенческом общежитии или в семье представителей среднего класса, спровоцирует длительную дискуссию, случись он в Антарктике или в космическом пространстве» [Harrison & Connors, 1984. P. 75]. Причем нужно иметь в виду, что такая, мягко говоря, дискуссия, по отзывам специалистов и самих участников «экзотических» экспедиций [Леонов и Лебедев, 1975], есть не что иное, как весьма острый межличностный конфликт.
Представляют интерес причины возникающих в рассматриваемых условиях конфликтов. По мнению М. А. Новикова, они вызываются неэффективностью взаимодействия, различиями в оценке собственного вклада в общую деятельность и вклада других, недовольством членов экипажа в случае блокировки канала связи с другими социальными группами и т.д. По данным, приводимым в обзоре А. Харрисона и М. Коннорс, причиной конфликта могут быть ролевые различия членов группы, ведущие к восприятию одних групповых ролей как более важных и престижных, чем другие. Многие авторы [Кричевский и Дубовская, 1991] называют в качестве причины конфликтов фактор астенизации, сопутствующий длительному пребыванию группы в условиях частичной и особенно полной изоляции.
Другая интересная особенность рассматриваемых нами групп связана с характером их контактирования с другими группами и
168
Экологический аспект группового функционирования
отдельными внешними по отношению к ним лицами. Сошлемся в этом вопросе на мнение М. А. Новикова, во многом совпадающее с точкой зрения других специалистов. Описывая ситуацию «экспедиции посещения», связанную с взаимодействием двух экспериментальных экипажей, один из которых проходил 120-суточное испытание в замкнутой среде, а другой навещал его, М. А. Новиков указывает на развитие у членов основного экипажа отрицательных эмоций, вызванных присутствием гостей. «Подобные ре--кции, — пишет автор, — можно наблюдать практически всегда, когда речь идет о сформировавшейся и длительно действующей втономной группе. Присоединение новых людей воспринимается :ак инвазия, т.е. вторжение и разрушение сформировавшейся в уппе коммуникативной сети, объединяющей и превращающей е в некий «синтетический сверхорганизм» [Новиков, 1981. С. 209]. Из только что приведенной характеристики не следует, одна-:о, что длительное пребывание группы в частично или полностью амкнутой среде ведет к росту ее сплоченности. Основываясь, на-ример, на диссертационных данных Н. Ю. Хрящевой, полученных исследовании персонала арктических станций, и В. Н. Парохина, обранных в экипажах морских судов дальнего плавания, можно оворить скорее об обратной тенденции, т.е. падении сплоченнос-и к концу нахождения группы в указанных условиях. То же самое тносится и к показателям удовлетворенности членов обследовав-ихся групп межличностным общением. Одновременно оба иссле-ователя приводят факты, свидетельствующие о значительном росте а изучавшийся временной период эмоциональной экспансивнос-и членов наблюдавшихся групп и отрицательных социометричес-;х выборов.
Эти результаты представляются нам заслуживающими внима-ия, поскольку обнажают оборотную сторону группового разви-ия, а именно регрессивную линию течения процесса, о чем уже оминалось выше (см. ] .3; 2.2; 2.3). Заметим, что в обычных усло-иях жизнедеятельности сложившейся группы обнаружение подоб-ых деструктивных явлений оказывается чрезвычайно трудно ре-аемым в методическом плане вопросом.
Последняя из выделенных на основе данных обзора А. Харри-она и М. Коннорс достаточно ярких особенностей жизнедеятель-ости групп в «экзотической» среде — развитие в них социальных авлений, направленных на поддержание групповых норм, дости-ение общих целей и координацию действий отдельных членов уппы. Считается, что любые девиантные и инновационные явле-
169
Глава 4. Процесс группового функционирования
ния, развивающиеся в группе, ведут к ее дестабилизации. Поэтому специфика обсуждаемой групповой среды делает вполне оправданной жесткую социальную регуляцию.
Дополнительные факты в поддержку данных А. Харрисона и М. Коннорс содержатся в недавнем диссертационном исследовании С. Е. Поддубного, частично проведенном в воинских подразделениях специального назначения (спецназ) [Поддубный, 2001]. Специфика задач, решаемых этими группами, нередко вынуждает их действовать в условиях, близких к «экзотическим». Было обнаружено, что в подразделениях спецназа предпочитают людей, способных наряду с прочим подчиняться контролю, достаточно управляемых, избегающих конфликтов.
Вместе с тем жесткая социальная регуляция нередко осуществляется за счет блокирования творческих и эффективных решений, подавления критического начала. По-видимому, должен существовать какой-то разумный баланс между поведением, строго соответствующим групповым стандартам, и поведением, от них не зависимым (что, впрочем, относится к группам, функционирующим в любых условиях, не обязательно только «экзотических»). Однако какие-либо конкретные соображения на этот счет в литературе отсутствуют.
Как можно заключить из приведенных материалов, среда обитания малой социальной группы является важным составным элементом анализа группового процесса. Нельзя дать адекватную интерпретацию поведения отдельных индивидов и группы в целом, не принимая во внимание конкретные условия, в которых оно осуществляется. Во всяком случае подлинно системное рассмотрение малой группы требует учета широкого спектра детерминантов. Экологической переменной отводится среди них далеко не последнее место.
Разумеется, исследованиям обсуждаемого аспекта групповой психологии может быть предъявлено немало претензий ввиду их недостаточного теоретического обеспечения (хотя было бы неверно говорить об отсутствии к нему интереса со стороны специалистов, о чем мы упоминали выше) и заметного эмпиризма, затрудняющего классификацию выполненных работ. Не следует, однако, забывать, что речь идет об одной из самых молодых областей психологии малых групп, существование которой выпадает из поля зрения подчас даже авторов крупных исследовательских подходов (в том числе, к сожалению, и отечественных).
170



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Касенова София Маратовна. «Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников».
  • Красильникова Сауле Тлектесовна. Конспект совместной деятельности с детьми средней группы «Моя семья»
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Васильева Галина Валерьевна. Авторская программа по детским конфликтам 'Давайте жить дружно'
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Конфликт; conflict
  • Общие принципы организации службы медиации в школе
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Внутрипсихический конфликт с позиции Курта Левина
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Шумакова Галина Анатольевна. Игры для развития памяти у дошкольников
  • Мамасуева Юлия Николаевна. Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями
  • Социометрический статус и самооценка
  • Хазова Наталья Дмитриевна. Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
  • Игра, как способ социального взаимодействия.
  • Алёшина Наталья Александровна. Профессиональные конфликты: понятие, причины возникновения и диагностические методы изучения конфликтов
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Стрелкина Ольга. Семейные игры в трансактном анализе
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Враждующие братья; Hostile brothers; Feinde Gebru-der
  • Маунтин Анита, Дэвидсон Крис. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • Наталья Качанова. Конфликты на работе — выход на новый виток развития?
  • Бондаренко Инна Юрьевна. Тренинг: «Конфликт и пути его разрешения»
  • Красильникова Марина Григорьевна. Причины возникновения конфликтов у дошкольников
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Наталья Панькова. КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Кашапова Екатерина Михайловна. Тема: «Игровые технологии в ДОУ»
  • Татьяна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Соковнина М.С. Анализ коммуникаций в группах и организациях с помощью опросника К.Томаса (в концептуальных моделях ТА)
  • Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности.
  • «Администратор гостиницы».
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Наталия Романовская. «Потенциал дидактической игры в развитии математической речи детей дошкольного возраста группы ЗПР».
  • Гусарова Марина Сергеевна. Особенности игры современных дошкольников
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Пичужкина Татьяна Ивановна. Игра-драматизация р.н. с. «Волк и семеро козлят» с элементами сюжетно-ролевой игры «Полиция».
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь