Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52694

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Например, что означают данные по обращающимся за врачебной помощью пациентам с более выраженными депрессивными сдвигами, по сравнению с показателями по связанной контрольной выборке, в которой сообщают о случившихся изменениях в их трудовой жизни за 6 месяцев до интервью (таких, как "начало нового этапа работы" и "изменение в условиях труда11) (Paykel et al., 1969)? Это воспоминание или фиксация данных? Существует ли фактор, который предопределяет одновременно и депрессию, и изменения в труде? Предшествовали ли события возникновению депрессии или только обращению за помощью? Какими именно были изменения в работе - экономическими, в руководстве, в новых требованиях и задачах, в престиже и оценке труда, и тлг? Все это, конечно, очевидные вопросы. Но и на них требуется дать ответы,
Стресс в труде и показатели здоровья со стороны сердечно-сосудистой системы
т
Исследования, рассматриваемые в данном разделе, представляют собой истинное смешение различных методологий, экспериментальных: подходов, концептуальных схем анализа и пр. Их целостная панорама весьма впечатляюща, но ней большое число белых пятен, и очень мало конкретных работ не подлежат методологической критике шт не содержат двойственности в интерпретациях. Не сле-
159
дует удивляться и тому, что в данных исследованиях речь идет почти всегда только о белых мужчинах.
В целом у белых, мужчин-американцев не наблюдается устойчивой линейной зависимости между заболеваемостью и смерткосгшо от сердечно-сосудистых болезней (ССБ) и социоэяономическим статусом или основными параметрами последнего. Для большей точности отметим, что существует некоторая несогласованность данных вследствие использования разных методов, например, экологический анализ смертности от ССБ по отдельным регионам обнаруживает некоторое увеличение в наиболее бедных областях, профессиональные градиенты по профессиональным общностям в целом не всегда согласуются с данными по отдельным производствам; специально ориентированные и массовые обследования не во всех случаях дают одинаковые результаты. Но, в общем, вывод об отсутствии устойчивой линейной зависимости вполне обоснован.
Более того, главные факторы риска, такие, как уровень холестерина и показатели артериального кровяного давления, также не обнаружили четко разделяющего социальные классы градиента в национальной выборке, хотя и не следует игнорировать умеренно выраженной обратной зависимости между средним уровнем образования и кровяным давлением. Курение, как уже отмечалось выше, является более распространенным в более низких по статусу профессиональных группах "голубых воротничков".
Имеются некоторые указания на то, что зависимость между образовательным уровнем и профессиональным статусом связана с заболеваемостью ССБ. Показано, что большему риску подвержены мужчины с относительно более низким образованием по сравнению с их профессиональным положением, Эту комбинацию весьма соблазнительно объяснить наличием такой трудовой ситуации, при которой требования к работе (высокий профессиональный статус) превышают специальные навыки и подготовку служащего (низкий образовательный уровень), что ведет к напряжению и перегрузке. Однако это слишком поспешный вывод, так как Hinkle с соавторами (1968) четко показали, что лица без униведситетского образования, добивающиеся высокого профессионального положения в Bell-Company, отличаются от лиц с высшим образованием по многим пара» метрам (курение, исходный социальный уровень, внепроизводствен-ные интересы).
Эта различия настолько разнообразны, что подразделение по признаку наличия/отсутствия высшего образования в большей степени охватывает разницу в ранее сформированных стияях жизни, чем ориентировано на более узкое деление по соответствию-несоответствию статусу. Необходим дополнительный анализ доя объяснения того, почему более низкая заболеваемость ССБ среда управленцев высшего уровня поддерживается, прежде всего> у лиц с высшим
160
образованием и можно ли при этом отделить влияние смешанных переменных.
Данные о профессиональной подвижности (occupational mobility) также наводят на размышления, но не всегда выглядят определенно и как окончательные. В исследованиях Syme, проведенных в Северной Дакоте и Калифорнии, было показано, что по сравнению с контрольной группой, лица, страдающие ССБ, пережили больше изменений в профессиональной жизни и меньше времени работали по основной Специальности (Syme et aL, 1965), Вместе с тем, эти данные не нашли подтверждения в штате Коннектикут, Lehman et al. (1967) провеян анализ данных по 1169 лицам мужского пола, работавшим в В ell-С о трапу, за истекшие 30 лет. Между тремя группами, выделенными с учетом возраста и образования: больными ССБ, страдающими другими заболеваниями и практически здоровыми - ими не было обнаружено никаких различий по многочисленным индексам мобильности (числу продвижений по службе, изменений содержания труда, смещений с должности, перемещений внутри компании и др.) В исследовании Caplan et al. (1975) было показано, что для специалистов среднего и высшего уровней наличие динамики внутри и между поколениями связано с меньшим числом ССБ по сравнению с отсутствием таких перемещений, тогда как у представителей более низких слоев показатели ССБ ьщже, если их положение было стабильным, а при большей мобильности они возрастали.
Очевидно, что факты о влиянии профессиональной подвижности весьма запутанны и отчасти не согласуются друг с другом. Они требуют начать углубленную разработку социодемографических факторов и формулирования как более содержательных гипотез, так и более разветвленных методов проведений исследования, поскольку уже сейчас известно, что иногда могут наблюдаться отрицательно сказывающиеся на здоровье эффекты. Например, до какой степени эти последствия модифицируются при различной политике компаний по охране и поддержке служащих, при передвижениях внутри и меящу компаниями, при связанных с этим переменах места жительства и-географического положения, при смене сослуживцев и др,?
Подходя к проблеме с другой стороны, мы должны спросить: в чем конкретно могут состоять изменения, вызываемые определенным профессиональным перемещением, в частности, существуют ли профессии (например, профессора университета, не занимающего административных должностей), для которых продвижение по службе минимально изменяет содержание труда, в то время как в других группах (например, ученые-исследователи, которые во имя карьеры переориентируются на сбыт и управление) изменения в требованиях к труду носят кардинальный характер? Какие проявления индивидуальных различий могут взаимодействовать с влиянием профессиональной подвижности? Так, Jenkins et al. (1966) отмечали, что недав-
161
11-514
нее продвижение по службе было связано с динамикой ССБ, главным образом, у мужчин с характерным "повышенным чувством временных ограничений и необходимости "уложиться во время"".
Как отмечено в нескольких обзорах, заболеваемость н смертность от ССБ может быть связана со сверхурочными часами работы и/или занятостью более чем на одной полной рабочей ставке. Подтверждающие это данные, особенно касающиеся более молодых лиц, вполне достоверны- Но в то же время не ясно, чем они обусловлены. Например, Theorell & Rahe (1972) нашли, что лица с ССБ работали больше времени сверхурочно, но представители контрольной группы больше времени затрачивали на выполнение работы дома, взяв работу на дом. Bruhn et al (1968) не обнаружили различий между группами по наличию сверхурочной работы, а только в зависимости от работы более чем в ода ом месте. Кроме того, при анализе смертности Buell и Breslow (I960) обнаружили, что се показатели несколько более высоки у молодых и занятых легким трудом рабочих, чем у занятых сидячей работой или же трудом средней и высокой тяжести (фермеры и сельскохозяйственные рабочие были исключены из рассмотрения).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь