Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Акимова Л. Н. Психология сексуальности.Категория: Библиотека » Сексология | Просмотров: 53517
Автор: Акимова Л. Н.
Название: Психология сексуальности. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке это универсальный феномен.
Трудно сказать, в какой культуре о любви сложены лучшие гимны. «Гимн о любви» св. Павла, «Песнь песней», поэмы о любви Древней Кореи, Индии, любовные песни Египта или шумеров имеют одинаковую ценность. А. Дуканович приводит прекрасные высказывания о любви в евро пейской культуре. Любовь как жестко-сладкое пламя (Овидий: горю — уже в вольной груди воцарился Амур); любовь как сумасшествие (Данте: пребываю постоянно в любовном сумасшествии ); любовь как пытка (Шекспир: это пытка — не любовь); любовь как тихая безнадежность (госпожа де Леспинасс: дорогой мой, люблю тебя, как следует любить,— без границ, до безумия, до сумасшествия и безнадежности); любовь трагическая, близкая к смерти (Гёте: Лотта/ Мне конец/ Мои чувства помутились. Лучше, чтобы я ушел); любовь чувственная (Дафнис и Хлоя: И Хлоя легко могла бы женщиной стать, когда бы не смущала Дафниса мысль о крови. Однако, боясь, чтоб решенье разумное страсти порывом как-нибудь сломлено не было, не позволял он Хлое сильно себя обнажать; этому Хлоя дивилась, но спросить о причине стыдилась). Гегель описал диалектику любви следующим образом: «Первым моментом любви следует считать мое нежелание оставаться независимой личностью и ощущение того, что если я таковой останусь, то буду чувствовать себя обделенным и неполноценным. Вторым следует считать тот момент, когда я влюблюсь в другую личность, находя в ней ровно столько же, сколько она получает от меня. Поэтому любовь - это чудовищное противоречие, не подвластное рассудку, в котором самая сложная проблема - отрицание чувства собственного достоинства, воспринимаемое как самоутверждение. Таким образом, любовь одновременно производит противоречие и устраняет его». Проанализировав, каким образом соединяются любовь и секс в культурах мира, 3. Лев-Старович выделил пять моделей: а) платоническая модель. В ней мы сталкиваемся с асексуаль ной, одухотворенной, деэротизированной любовью. Секс в такой модели трактуется как нечто низменное, а цель человека — дос тигнуть высшей, асексуальной любви. Эта модель характерна как для христианства, так и для некоторых направлений буддизма. б) чувственная модель. В ней любовь отождествляется с жела нием, чувственностью. Секс является ее осью, основным моментом (ислам, культура муру, сексуальная любовь в культуре Запада). в) интегральная, психофизическая модель. В ней любовь и секс 149 неразделимы, они образуют единство (такое понимание свойственно некоторым так называемым примитивным культурам, большинству великих культур, некоторым направлениям христианства). г) модель противопоставления любви и секса. В ней любовь и секс трактуются как противоположные сферы. Секс может быть без любви, сексуальные контакты между партнерами могут проис ходить без чувственной основы (оргиастические культуры, так на зываемый стиль кул-секс, некоторые примитивные культуры). д) модель секса без любви, в которой мужчину и женщину объ единяет только секс, между ними возможна лишь определенная симпатия, привязанность и не более. Эта модель чаще всего встре чается в примитивных культурах. Н. Пезешкиан (2001) проанализировал широкий спектр мотиваций, лежащих в основе любви. Любовь как расслабление, сексуальная разрядка накопившегося напряжения. Половая близость как обязательное завершение нежных отношений. Любовь как удовлетворение любопытства, как дань традиции, как достижение, как соперничество с реальным или потенциальным соперником (соперницей). Любовь как самоутверждение - я не хуже других; мой партнер во всем слабее меня. Любовь как стремление к собственности - женщина с такой мотивацией обычно обещает партнеру предохраняться, но не делает этого и беременеет, чтобы женить его на себе. Любовь как обязанность поколений - такой брак организуют родители и устраивают многолюдную свадьбу. Любовь из вежливости, из благодарности. Любовь из деловых соображений. Любовь как освобождение от родителей. Любовь как защита - находят себе подобного, чтобы избежать тревоги конфронтации и укрепиться в собственных позициях. Любовь как компенсация - выбирают партнера, обладающего дополняющими качествами. Т. Кемпер (1979) разграничивает любовные отношения в паре с учетом двух факторов: власти - возможности управлять поведением партнера, и статуса - добровольного желания партнера идти навстречу. Исходя из этого, он выделил 7 типов любовных отношений: 1) романтическая любовь - партнеры обладают и властью, и статусом; 2) братская любовь - партнеры обладают высоким статусом и низкой властью, готовы идти навстречу друг другу без принуждения; 3) харизматическая любовь - один, как учитель, обладает и властью, и статусом, другой, как ученик - имеет только статус; 4) измена - обманутый обладает и властью, и статусом, из- 150 менивший - только властью, без желания идти навстречу; 5) влюбленность - один обладает властью и статусом, другой не имеет ничего; 6) поклонение - один партнер имеет статус, но не имеет власти, другой не имеет ничего; 7) родительская любовь - один, как ребенок, имеет высокий статус и низкую власть другой, как родитель, имеет низкий статус и высокую власть. Пик и Бродский (Peek, Brodsky, 1976) предлагают ряд критериев, позволяющих отличить любовь как здоровые взаимоотношения с перспективой дальнейшего развития от любви, как одной из форм зависимости (любовной аддикции): 1. Есть ли у каждого из любовников твердая уверенность в своей собственной ценности? 2. Оказывает ли на любовников благотворное влияние связь между ними? Становятся ли они и в отношениях с другими людьми лучше, сильнее, привлекательнее, совершеннее или чувствительнее? Дорожат ли они этой связью именно по этой причине? 3. Сохраняют ли любовники какие-либо важные для них близкие отношения с другими людьми? 4. Вписываются ли отношения между любовниками в их жизнь в целом или же они обособлены от нее? 5. Способны ли любовники преодолеть собственнические инстинкты или ревность к успехам партнера? 6. Связывает ли любовников не только любовь, но и дружба? Останутся ли они близкими людьми, если сексуальные отноше ния потеряют свою остроту? У. Мастерс, давая оценку сформулированным вопросам как диагностическому методу распознавания «здоровой» любви от любви как формы зависимости, высказывается в пользу того, что они в большей степени направлены на момент осознания уже существующих и будущих отношений. Американский психолог Р. Стернберг (1988) разработал трех-компонентную теорию любви. По этой теории любовь слагается из трех частей: близости, страсти и компонента, названного «решение/обязательство». Близость слагается из оказания и получения эмоциональной поддержки друг другу, а также других видов поведения, создающих теплоту в любовных отношениях. К ним относятся откровенное и честное общение, способность делиться горем И радостью, счастье, испытываемое от общения друг с другом, и Умение дорожить любимым человеком. Страсть включает не только сексуальный компонент отноше- 151 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|