Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39156

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В современной групповой гештальттерапии уделяется внимание также социальному взаимодействию участников, учитываются различные уровни функционирования группы: внутриличностный, межличностный и групповой (Гингер, 1999, 2002; Гингер и Гингер, 2001), Гринуолд, 2002; Лебедева и Иванова, 2004; Польстер, 1999; Стивенс, 2002; Энрайт, 1994, 2000; Zinker, 1977). Методы гештальттерапии (последние годы - в сочетании с трансактным анализом, Гулдинг, 1997) широко применяются в групповой терапии неврозов и психосоматических расстройств, в семейной терапии, а также для личностного развития.
Ответственность группы и терапевта делится следующим образом. Члены группы активно выдвигают собственные проблемы и интерпретации, оказывают эмоциональную поддержку друг другу, делятся своими переживаниями. Терапевт ответственен за осознание своих переживаний в текущий момент и их использование в контексте группы. Он сконцентрирован также на поведении и чувствах участников группы, помогает им в определении незавершенных событий прошлого, которые препятствуют эффективному функционированию в настоящем и прорабатывает их. Руководитель группы должен придерживаться принципа «здесь и теперь», быть аутентичным (самим собой) при взаимодействии с членами группы, не нуждаться в поддержке и восхищении со стороны группы.
Терапевт определяет порядок и темп работы; для начала он может предложить участникам серию упражнений, которые фокусируют внимание на сознании текущего момента и на взаимодействие с окружением. Затем он предлагает добровольцу занять место на «горячем стуле» и подробно описывать, что ему удается осознать. На текущем моменте сосредотачиваются и остальные члены группы.
Терапевт вносит в группу структуру, предлагая техники, направленные на интенсификацию эмоций и повышение чувствительности к телесным ощущениям. Он может использовать многие техники, ориентированные на действии, каждая из которых усиливает непосредственные переживания и осознание возникающих чувств и эмоций. Это такие техники, как конфронтация, диалог, фантазия, техники тренировки, обратные процедуры, преувеличение поведения, диалог с собой или со значимым другим в настоящем времени, работа со снами и другие.
Терапевт подбирает и применяет гештальт-упражнения творчески, в соответствии с актуальными потребностями группы. Эксперименты организуются таким образом, чтобы участники осознали области напряжения в своем теле и страх физической или эмоциональной близости, чтобы представить членам группы возможность поэкспериментировать с новыми формами поведения и высвободить свои чувства.
Терапевтический процесс движется с поверхности вглубь, проходя четыре уровня:
1) Клише, где действия заменены ритуалами.
2) Игра роли с поиском подходящего по сценарию партнера.
3) Тупик, когда человек оказывается без роли и переживает чувство пустоты и страха смерти (антиэкзистенциальный уровень или уровень фобического избегания).
4) Внутренний взрыв (подавленных чувств: горя, гнева, радости, оргазма).

Основные принципы терапии:
 Принцип «сейчас» – прошлое и будущее существуют лишь как акты воспоминаний или фантазий.
 Принцип «Я – ТЫ» – прямая конфронтация мобилизует «настоящесть» переживаний.
 Принцип субъективации высказываний – «что-то давит в груди» переводится как «Я подавляю себя».
 Континуум сознания – концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний со всеми его составляющими: ощущениями, чувствами, мыслями, действиями.

Важное значение придается осознанию позиций, проявляющихся в речевых конструкциях; их предлагают заменять в сторону большей личной ответственности. Вводятся следующие правила:
 Употребляй местоимение Я вместо «мы, он, они».
 Глагол «не могу» заменяй на «не хочу», «должен» – на «предпочитаю».
 Говори: «Я выбрал» вместо «мне сделали».
 Говори: «Я хочу» вместо «человек должен, мне следует».
 Расшифровывай слово «это».
 Вопрос «почему» заменяй на «как».
 Вопрос превращай в утверждение.
 Исключай минимизацию – говори: «Я устал» вместо «Я немного устал».
 Используй настоящее время.

Широко применяются метафоры. Примером может служить метафора интеграции. Челночным методом выявляются конфликтующие субличности участника. При этом участник попеременно садится то на «горячий» стул, воспроизводя свою доминирующую часть, то на «пустой стул», где говорит от лица подавленной части. После этого на одинаковом расстоянии от «горячего» и «пустого» стула ставится третий стул, на который усаживается участник. Он берет все хорошее (качества, умения) с первого стула левой рукой, затем все хорошее со второго правой рукой. После этого руки соединяются, наступает интеграция субличностей. Эта же метафора может быть визуальной: представить сумку, куда складывается все нужное для сотрудничества обеих частей.
Дж Зинкер (Zinker, 1977), Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова (2004) приводят метафоры, наиболее часто пользуемые в гештальт-группах
 Группа как здание, в котором каждый участник выступает его частью.
 Группа в кругосветном путешествии меняет средства передвижения.
 Группа как детский сад, школа, фирма, тюрьма.
 Группа как коммунальная квартира.
 Группа разыгрывает ритуал похорон участника, обеспокоенного своей смертностью. Группа как зоопарк и бездомные животные.
 Группа участвует в карнавале.
 Группа как организм человека или животного.
 Группа разыгрывает процесс зачатия ребенка, развития эмбриона и рождения.
 Группа изображает развитие человека в различных возрастах.

Большое внимание уделяется фантазиям и сновидениям, которые переносятся на реальную почву, в настоящее время, с возвращением личности тех их фрагментов, которые были спроецированы на вымышленные образы. Основные цели фантазирования – контакт с неприемлемыми событиями, чувствами или личными качествами, контакт с отсутствующим человеком или незавершенной ситуацией, исследование неизвестного, исследование новых или неизвестных аспектов личности.
Сновидения рассматривают как проекцию, как возможность осознания актуальных взаимоотношений с другими и терапевтом для понимания экзистенциальной позиции индивида. Дж. Зинкер (Zinker, 1977) использует «Театр сновидения», где участники гештальт-группы разыгрывают части сна под управлением сновидца, который распределяет роли и задает нужное ему направление или предоставляет участникам свободу импровизации.
Анализ переноса заменяется фокусированием на контакте: с собственными функциями, с терапевтом, с членами группы. Работа с контактом по Польстер (1999) проходит через 8 этапов: 1) выявление потребности, 2) попытка удовлетворить потребность, 3) мобилизация внутренней борьбы, 4) утверждение темы (объединяющей потребность и сопротивление), 5) тупик (кризис), 6) катарсис, 7) озарение, 8) признание (удовольствие от нового восприятия себя и окружающего).
Для расширения границ контактов применяются специальные упражнения: длительное жевание, многократное открывание и закрывание глаз, фокусирование взгляда, оглядывание по сторонам, прислушивание к звучанию речи, повторение сказанного, прочувствование собственных движений (например, вращение глазами, головой, тазом). Одновременно повышается доверие к другому человеку совместными физическими упражнениями: прикосновениями, взаимными толчками и т.п. Применяют также релаксацию, дыхательные упражнения, приемы телесной терапии, психогимнастики, танцевальной терапии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Будь лучшим!»
  • Иванова У. В., Соколова Е. В. Влияние негативных родительских посланий на сценарии жизни детей
  • Притча «Поведение с убийцей»
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Стюарт Ян - Современный транзактный анализ
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Главный Редактор. Эх, хорошо в Стране Советской жить!
  • Притча «Никаких но»
  • Киплинг Редьярд. Будь в силах ты...
  • Андраханова Наталья. Сценарии жизни, мешающие успеху
  • Притча «Что скажут о тебе»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Козлова Е.И. Литовцева Р.Д.. Краткосрочный проект по безопасности в подготовительной группе «Всегда будь осторожен!»
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • Латынина Юлия. Игры, в которые играют нации. Нации, которые играют в игры
  • Барановская М. С. Тест «Личная эгограмма»
  • Петровский Вадим. Метод: ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
  • Притча «Причина для благодарности»
  • На ведение огорода
  • Притча «Будь счастлив!»
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Притча «Неверный управитель»
  • Притча «Где все это начинается»
  • Притча «Сделай это немедленно»
  • Что мать может посоветовать дочери, начинающей жить самостоятельно.
  • Притча «Хозяин или слуга»
  • 5 правил настоящего лидера
  • Притча «Неподъемный камень»
  • Притча «Чувствуй это!»
  • Асси Зигмунд. Анализируя драйвер «Будь совершенным»
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Притча «Будь живым!»
  • Редактор. Сочинение к 8 марта на тему - Мама
  • Редактор. Как сделать багет из газет
  • Мельникова Римма Ивановна. Практико-ориентированный семинар на тему: «Если ситуация не соответствует ожиданиям».
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Притча «От Меня это было»
  • Кравцова А. В.. Проект «Будь здоров, малыш!» для детей 3 — 4 лет
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Притча «Жди, будь сильным!»
  • Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
  • Карвасарский Б. Д. Психотерапия нового решения М. Гулдинг и Р. Гулдинга
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Грозный Давид. Достижение поставленной цели.
  • Воспитывать детей правильно - просто



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь