Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164643

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

С опорой на данное гипотетическое представление констатируется, что каждая подструктура личности, вообще говоря, обладает собственным ресурсным потенциалом. Как и между структурными уровнями личности, между разноуровневыми потенциалами существуют тесные функциональные связи, обусловливающие целостность личности и ее потенциала. Такой подход позволяет изучать потенциал личности на уровне общего и особенного, что важно для решения акмеологических задач.
Рассматривая проблему с этих позиций, можно утверждать, что в соответствии с принятым системным описанием личности базисным считается биологический потенциал человека, оказывающий большое влияние на физическую и психическую активность, работоспособность и устойчивость. Из дифференциальной психофизиологии известно, сколь велико влияние биологических факторов на характеристики психических процессов и свойства личности. Ресурсность данного потенциала играет большую роль в деятельности и развитии личности. Данная ресурсность может быть увеличена за счет целенаправленного саморазвития.
Психический потенциал отражает ресурсность психических процессов — объем и характеристики памяти, внимания, мышления, воображения, особенности эмоционально-волевой сферы. Данный потенциал тесно связан со специальными способностями личности, следовательно, его раскрытие определяется развитием соответствующих способностей.
Индуктивно можно предположить наличие характерологического потенциала. Такие черты характера, как активность, целеустремленность, твердость, решительность, могут развиваться и являются важными коррелятами личностных и профессиональных достижений. Данный потенциал обладает значительной восполняемой ресурсностью, так как определенные черты характера могут формироваться произвольно.
Потенциал опыта личности обладает свойством практически неограниченной на уровне возможного ресурсной восполняемости. Опыт, новые знания и умения приобретаются на протяжении всей жизни, причем этот процесс может динамически интенсифицироваться. Наконец, потенциал направленности личности связан с личностными стандартами и эталонами, целями и личностными смыслами и обладает акмеологическим содержанием.
Рассмотрение целостного потенциала личности с системных позиций как состоящего из отдельных взаимосвязанных подструктур позволяет решать научно-прикладные задачи, в частности, изучать творческий потенциал, условия и факторы его раскрытия и реализации в деятельности.
Проблеме раскрытия творческого потенциала субъектов управленческой деятельности с целью профессионального развития и самосовершенствования был посвящен ряд прикладных акмеологических исследований*.
* Васина Н. В. К вопросу об индивидуально-психологических особенностях возрастной динамики творческой продуктивности профессиональной деятельности. — М . МААН, 1996; Толмачев В Н. Творчество в профессиональном управленческом труде // Социальная психология и психоанализ. — 1998.-№3.

Творческий потенциал кадров управления рассматривается как системное качество личности руководителя — быть субъектом творчества в управленческой деятельности, общении и самопознании. Множество креативных характеристик опосредуются понятием стилеобразующей направленности личности и выражаются целемотивирующими установками, творческими устремлениями и диспозициями, партнерскими взаимодействиями. Это, в свою очередь, программирует творческо-исполнительный ресурс личности. Большой творческий потенциал, проявляющийся в прогрессивной инновационной деятельности, творческом поиске, умении принимать эффективные и нестандартные решения, прямо связан с уровнем профессионализма личности и деятельности.
Характеристиками творческого потенциала являются:
• созидательная направленность профессиональных интересов;
• потребность в новаторской деятельности;
• склонность к инновациям;
•высокий уровень общего и некоторых специальных видов интеллекта;
• склонность к формированию ассоциативных связей;
• развитое воображение;
• сильная волевая регуляция поведения и деятельности; » самостоятельность;
• умение управлять своим состояниям, в том числе стимулировать свою творческую активность.
В результате эмпирических исследований была выявлена периодизация высокой творческой активности, приходящаяся на промежутки между критическими возрастными периодами, которыми по некоторым данным, являются в 16-19 лет, 29-32 года, 39-42 года, 49-51 год.
Основными путями повышения креативности деятельности, как показали исследования, являются активизация мотивов самосовершенствования и профессиональных достижений и освоение так называемых «креативных технологий», позволяющих интенсифицировать творческий поиск.
Специально изучалась креативность в деятельности руководителей. Выявлено, что руководителей с высоким уровнем творческого потенциала примерно десять процентов*.
* Хелмицкий Б. Н. Продуктивность управленческой деятельности: психолого-акмеологические условия и факторы. — М.: РАГС, 1997.

Для них характерны:
• диалогический в общении и демократический в руководстве стили управления;
• рефлексивный тип самооценки;
• вовлекающие и развивающие формы воздействия;
• тип систематизированности способностей и знаний;
• высокая общая и профессиональная компетентность;
• уравновешенный способ решения профессиональных управленческих задач;
• склонность к сотрудничеству;
• высокая моральная авторитетность.
Если рассматривать творческий потенциал с акмеологических позиций, как потенциал возобновляемой ресурсности, то особое внимание следует уделять технологической стороне, то есть умению управлять своей творческой активностью. В этом смысле особую ценность представляют исследования, направленные на поиск условий и факторов, стимулирующих творческую активность. Со времен создания метода «мозговых атак» эта проблема находится в центре внимания психологов и акмеологов. Осуществляется поиск новых методов, психологических и акмеологических технологий стимулирования творческой активности. На основе анализа мемуаров выдающихся творческих личностей, воспоминаний о них современников было выявлено около двадцати таких факторов или стимулов. Их действие обычно вызывает возникновение устойчивого состояния вдохновения, которое является необходимым условием продуктивной творческой деятельности.
Ознакомление с ними, психологическими механизмами их действия, а также самонаблюдение и самоанализ позволяют выбрать те из них, которые ближе всего к индивидуальным особенностям субъекта труда. Эта активная «самостимуляция» позволяет, по образному .выражению К. С. Станиславского, «обретать вдохновение по произволу», что оказывает благотворное влияние не только на эффективность деятельности, но и на интеллектуальное развитие. Данный акмеологический подход является весьма перспективным для решения задач личностно-профессионального развития.
Роли самооценки в формировании мотивации достижения и саморазвития посвящен ряд акмеологических исследований**.
** Козиевская Е. В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. — М.: МААН, 1998.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Под редакцией К. М. Гуревчча, Е. М. Борисовой - Психологическая диагностика. Учебное пособие.
  • Елена Еняшина. Мастер-класс по теме: Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении 9 класс



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь