|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165076
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке С опорой на данное гипотетическое представление констатируется, что каждая подструктура личности, вообще говоря, обладает собственным ресурсным потенциалом. Как и между структурными уровнями личности, между разноуровневыми потенциалами существуют тесные функциональные связи, обусловливающие целостность личности и ее потенциала. Такой подход позволяет изучать потенциал личности на уровне общего и особенного, что важно для решения акмеологических задач.
Рассматривая проблему с этих позиций, можно утверждать, что в соответствии с принятым системным описанием личности базисным считается биологический потенциал человека, оказывающий большое влияние на физическую и психическую активность, работоспособность и устойчивость. Из дифференциальной психофизиологии известно, сколь велико влияние биологических факторов на характеристики психических процессов и свойства личности. Ресурсность данного потенциала играет большую роль в деятельности и развитии личности. Данная ресурсность может быть увеличена за счет целенаправленного саморазвития. Психический потенциал отражает ресурсность психических процессов — объем и характеристики памяти, внимания, мышления, воображения, особенности эмоционально-волевой сферы. Данный потенциал тесно связан со специальными способностями личности, следовательно, его раскрытие определяется развитием соответствующих способностей. Индуктивно можно предположить наличие характерологического потенциала. Такие черты характера, как активность, целеустремленность, твердость, решительность, могут развиваться и являются важными коррелятами личностных и профессиональных достижений. Данный потенциал обладает значительной восполняемой ресурсностью, так как определенные черты характера могут формироваться произвольно. Потенциал опыта личности обладает свойством практически неограниченной на уровне возможного ресурсной восполняемости. Опыт, новые знания и умения приобретаются на протяжении всей жизни, причем этот процесс может динамически интенсифицироваться. Наконец, потенциал направленности личности связан с личностными стандартами и эталонами, целями и личностными смыслами и обладает акмеологическим содержанием. Рассмотрение целостного потенциала личности с системных позиций как состоящего из отдельных взаимосвязанных подструктур позволяет решать научно-прикладные задачи, в частности, изучать творческий потенциал, условия и факторы его раскрытия и реализации в деятельности. Проблеме раскрытия творческого потенциала субъектов управленческой деятельности с целью профессионального развития и самосовершенствования был посвящен ряд прикладных акмеологических исследований*. * Васина Н. В. К вопросу об индивидуально-психологических особенностях возрастной динамики творческой продуктивности профессиональной деятельности. — М . МААН, 1996; Толмачев В Н. Творчество в профессиональном управленческом труде // Социальная психология и психоанализ. — 1998.-№3. Творческий потенциал кадров управления рассматривается как системное качество личности руководителя — быть субъектом творчества в управленческой деятельности, общении и самопознании. Множество креативных характеристик опосредуются понятием стилеобразующей направленности личности и выражаются целемотивирующими установками, творческими устремлениями и диспозициями, партнерскими взаимодействиями. Это, в свою очередь, программирует творческо-исполнительный ресурс личности. Большой творческий потенциал, проявляющийся в прогрессивной инновационной деятельности, творческом поиске, умении принимать эффективные и нестандартные решения, прямо связан с уровнем профессионализма личности и деятельности. Характеристиками творческого потенциала являются: • созидательная направленность профессиональных интересов; • потребность в новаторской деятельности; • склонность к инновациям; •высокий уровень общего и некоторых специальных видов интеллекта; • склонность к формированию ассоциативных связей; • развитое воображение; • сильная волевая регуляция поведения и деятельности; » самостоятельность; • умение управлять своим состояниям, в том числе стимулировать свою творческую активность. В результате эмпирических исследований была выявлена периодизация высокой творческой активности, приходящаяся на промежутки между критическими возрастными периодами, которыми по некоторым данным, являются в 16-19 лет, 29-32 года, 39-42 года, 49-51 год. Основными путями повышения креативности деятельности, как показали исследования, являются активизация мотивов самосовершенствования и профессиональных достижений и освоение так называемых «креативных технологий», позволяющих интенсифицировать творческий поиск. Специально изучалась креативность в деятельности руководителей. Выявлено, что руководителей с высоким уровнем творческого потенциала примерно десять процентов*. * Хелмицкий Б. Н. Продуктивность управленческой деятельности: психолого-акмеологические условия и факторы. — М.: РАГС, 1997. Для них характерны: • диалогический в общении и демократический в руководстве стили управления; • рефлексивный тип самооценки; • вовлекающие и развивающие формы воздействия; • тип систематизированности способностей и знаний; • высокая общая и профессиональная компетентность; • уравновешенный способ решения профессиональных управленческих задач; • склонность к сотрудничеству; • высокая моральная авторитетность. Если рассматривать творческий потенциал с акмеологических позиций, как потенциал возобновляемой ресурсности, то особое внимание следует уделять технологической стороне, то есть умению управлять своей творческой активностью. В этом смысле особую ценность представляют исследования, направленные на поиск условий и факторов, стимулирующих творческую активность. Со времен создания метода «мозговых атак» эта проблема находится в центре внимания психологов и акмеологов. Осуществляется поиск новых методов, психологических и акмеологических технологий стимулирования творческой активности. На основе анализа мемуаров выдающихся творческих личностей, воспоминаний о них современников было выявлено около двадцати таких факторов или стимулов. Их действие обычно вызывает возникновение устойчивого состояния вдохновения, которое является необходимым условием продуктивной творческой деятельности. Ознакомление с ними, психологическими механизмами их действия, а также самонаблюдение и самоанализ позволяют выбрать те из них, которые ближе всего к индивидуальным особенностям субъекта труда. Эта активная «самостимуляция» позволяет, по образному .выражению К. С. Станиславского, «обретать вдохновение по произволу», что оказывает благотворное влияние не только на эффективность деятельности, но и на интеллектуальное развитие. Данный акмеологический подход является весьма перспективным для решения задач личностно-профессионального развития. Роли самооценки в формировании мотивации достижения и саморазвития посвящен ряд акмеологических исследований**. ** Козиевская Е. В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. — М.: МААН, 1998. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|