|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218132
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке *Freud S. Ges. Sehr., том XI, стр. 214
**Freud S. Ges. Werke, том XVII, стр. 72 (Imago Publishing Co. Ltd. London) ***Freud S. Ges. Sehr., том VI, стр. 368-69 (Das Ich und das Es [Я и Оно]) Таким образом, по мнению Фрейда, сфера Я возникает из Оно, то есть из глубин бессознательного, а как известно, на долю сферы Оно выпадает все, что связано с влечениями. Еще точнее мнение Фрейда видно в следующем высказывании: «А одна часть сферы Я, только Бог знает насколько важная часть, оказывается бессознательной, причем безусловно бессознательной»*. Инстинктивное в сфере Я проявляется и в мероприятиях Я, к которым оно прибегает для защиты от сильных раздражителей. 3. В работах 1937-1938 годов Фрейд занимается проблемой наследственности сферы Я. Именно в последних своих трудах Фрейд высказывает мнение о том, что определенные черты механизмов защиты Я наследственно обусловлены, и то, что ход развития сферы Я — еще до того, как Я становится достаточно сформированным, — тоже наследственно обусловлен. Так Фрейд пишет: «Но мы не собираемся упускать из виду того, что Оно и Я первоначально составляют одно единое целое. И ни в коем случае не следует считать, что мы придаем слишком большое, мистическое значение наследственности тем, что высказываем предположение, что еще не существующей сфере Я уже предустановлено, какие направления развития, тенденции и реакции оно должно будет проявить позднее»**. Таким образом, Фрейд говорит не только о наследственной обусловленности развития сферы Я и механизмов защиты Я, но и о первоначальном единстве Я и Оно. Эта новая идея проявилась и в незавершенном «Очерке психоанализа»*** (1938), а после смерти Фрейда она побудила американских психоаналитиков к новой ориентации на психологию Я в хартманновской школе (Hartmann H., Kris E., Loewenstein и др.). Во второй главе незавершенного очерка Фрейд пишет следующее: «На наш взгляд, в начале вся находящаяся в распоряжении индивида энергия эроса, которую мы называем либидо, пребывает пока в недифференцированном Я-Оно (sic!) и для нейтрализации деструктивных склонностей»****. Это последнее высказывание Фрейда о существовании общей «матрицы Я-Оно» побудило X. Хартманна, с одной стороны, ввести «недифференцированную фазу» психического развития*****, а с другой, усматривать в сублимации не только десексуа-лизацию, как это делал Фрейд, но и «нейтрализацию» энергии влечений******. * Этого вполне достаточно для того, чтобы понять и устранить парадоксальность звучания понятия «влечение Я». *Там же, стр. 360. **Freud S. Die endliche und unendliche Analyse (Завершенный и незавершенный анализ). 1937 г., том XVI, стр. 86. ***Freud S. Ges. Werke, том XVII, стр. 63-138 (London). ****Freud S. AbriЯ der Psychoanalyse. Ges. Werke, том XVII, 1941 г., стр. 72 (London). *****Hartmann H. Ich-Psychologie und Anpassungsproblem (Психология Я и проблема адаптации) в журнале Int. Ztschr. Psa, 1939 г. ******Hartmann H. Bemerkungen zur Theorie der Sublimierung (Заметки о теории сублимации) в сборнике Entfaltung der Psychoanalyse (Расцвет психоанализа), стр. 51. Наше рассмотрение вышеперечисленных проблем оказалось необходимым и плодотворным для «экспериментального анализа Я» по нескольким причинам. 1. Учение о сфере Я в АС — так же как это делал Фрейд в своей первой версии учения о сфере Я — строится на двух полярно противоположных факторах влечения Я, область проявления которых при этом, конечно, намного больше, чем принимается в учении Фрейда; хотя и первоначальные фрейдовские «влечения Я», а именно влечение к самосохранению и стремление к расширению персоны, наряду со многими другими функциями Я — в экспериментальном анализе сферы Я тоже попадают в двойное пространство факторов влечения Я. Один из факторов влечения Я, который мы обозначаем k, является фактором ограничения Я, эгосистолой. Он гарантирует самосохранение персоны посредством адаптации к реальности и особенно посредством эгоидного стремления к обладанию (капитализации ). Другой фактор влечения Я, обозначаемый латинской буквой р, является фактором расширения сферы Я, эгодиастолой, и питается он от эгоидного стремления «Быть всем». Оба фактора влечения Я функционируют в виде сферы Я еще бессознательно, они пребывают в Оно. Единство сфер Я и Оно на материнской почве (матрице) бессознательного является одной из основных гипотез АС. 2. Общность происхождения Я и Оно, декларируемая «генетической теорией влечений», мы связываем с генетической обусловленностью зарождения сферы Я и Оно. Анализ судьбы — опирающийся на идеи Фрейда — рождается в 1937 году в форме генетической теории влечений и сферы Я. Центральное место в этой теории занимает гипотеза о «семейном бессознательном», функционирующем в виде «матри- цы влечения-сфера Я», которая в полном соответствии с генетическими законами оказывает влияние как на функции всех влечений, так и на все функции сферы Я*. АС с лежащей в его основе генетической теорией сегодня еще неправильно воспринимается в качестве одного из учений, направленных против психоанализа. Таким АС никогда не был. Отчасти в этом повинен тот факт, что АС с самого начала большее внимание уделял наследственности «матрицы влечения-Я», чем это делает классический психоанализ. Связано это с тем, что в общей материнской почве сфер Я и влечений мы обнаружили существование «семейного бессознательного» — которое мы и осваиваем в качестве особой новой неизведанной земли. Четкое разделение бессознательно функционирующих генетических сил в семейном Без (бессознательное) от гораздо позднее появляющихся свободно осуществляемых выборов в жизни влечений и сферы Я у конкретного индивида было систематически изложено нами в книге «Анализ сферы Я» в 1956 году. Мы должны здесь обратить внимание читателя на то, что в 1947 году посредством экспериментального анализа Я — независимо от работ X. Хартманна — мы пришли к выводу о существовании «автономного Я» и экспериментально выявили его отношения с сексуальным, пароксизмальным и контактным влечениями. Гипотеза о существовании автономного Я поддерживается обнаруженными нами особыми энергетическими источниками, питающими факторы влечения Я, причем *Szondi L. Analysis of Marriages в журнале Acta Psychologica, том III, № 1, 1937 г. мы полностью отказались от применения теории либидо к пространству Я (как было у Фрейда, Федерна, Нунберга и т. д.). Фактор k является ограничителем («сужива-телем») сферы Я; его функция, эгосистола, имеет своей задачей противодействие контрфактору р, эгодиастоле, расширению сферы Я. Именно фактору k мы обязаны тем, что сфера Я не будет расширяться до бесконечности (под воздействием контрпотребности эгодиастолы p), а посредством сужения (k-функция) сможет адаптироваться к реальности. Таким образом, в некотором отношении фактор k в качестве суживателя сферы эго соответствует фрейдовскому «влечению к самосохранению». Инстинктивной силой, питающей эгосистольный фактор влечения, является, по нашему мнению, не либидо, а унаследованная, генная сила капитализации (k-энергия), то есть стремление Иметь. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|