|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57059
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В психоанализе преждевременные роды, выкидыш рассматриваются как соматизация эмоциональных трудностей детства женщины, разрешающихся в итоге «отказом плоду в жизни». Психический конфликт, бессознательно переживаемый женщиной и' решаемый на психосоматическом уровне, вызван двуличным объектом своей матери. Пробуждаемые чувства у лиц, становящихся ро- t дителями, «имеют много общего с теми чувствами, которые были пробуждены» реальными родителями в детстве (Дж. Боулби,
153 2004). Вскормившая их мать, с одной стороны, «могущественная, щедрая, питающая и жизнедающая» фигура, с другой, полная ее противоположность — «злая ведьма, убийца, несущая возмездие дочери» (Д. Пайнз, 1997). Материнская амбивалентность имеет два выхода (разрешения): женщина либо «удерживает, защищает, позволяет расти», либо «физически отвергает беспомощное зависимое создание». Таким образом, «женщина может содействовать жизни плода и собственному материнству или разрушить и то и другое» (Д. Пайнз, 1997). Рисунки матерей недоношенных младенцев на тему «Я и мой ребенок» соответствовали двум типам переживания ситуации материнства. Первый тип рисунков (33%) указывает на наличие у женщин незначительных симптомов тревоги, неуверенности, конфликтности. Во втором типе рисунков (67%) присутствовал конфликт с ситуацией материнства. О конфликте свидетельствуют такие признаки, как отсутствие на рисунке себя и / или ребенка, замена образов на растения / символы, отказ от рисования. Примером может служить рисунок Ю. 18 лет (роды в срок 34— 35 нед.), который содержит признаки конфликта с ситуацией материнства (рис. 2). Молодая женщина нарисовала черным цветом сердце небольшого размера, символизирующее ее ребенка. Первая ассоциация, возникающая в связи с этим изображением, — темная сторона любви. В данном случае Ю. использовала компенсирующий символ для выражения своей потребности в материнской любви. Ю. имеет проблемы со своей матерью. 154 Другая вызванная рисунком ассоциация была эмоционального плана. Ю. ощущает подавленность, тревогу, страх. Черный цвет, ассоциируясь с архетипом «тень», несет символическую суть — не- Л доступность, фрустрацию, утрату привычного ощущения «Я», пе- риод ухода в бездействие. В ситуации конфликтного материнства также начинают действо -вать отнесенные к личности ребенка эмоции разочарования, недо- . вольства, весь тот сложный эмоциональный комплекс отношений к ребенку, который именуется комплексом «не оправдавшего надежд». Понятно, что этот эмоциональный узел весьма неблагоп- ] риятен для психического и личностного развития детей. Исследование выявило особенности психологического совладания женщины на этапе адаптации к роли матери «особого» ребенка, когда актуализируется реальное ролевое материнское поведение в отноше -нии собственного неполноценного ребенка. По данным исследования оказалось, что женщины имеют более высокие показатели по следующим стилям / стратегиям совладающего поведения: с одной стороны, у матерей отмечаются проблемно-ориентированный ко- ! пинг (направлен на решение задач), планирование решения пробле -КЫ (проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации), положительная переоценка (усилия по созданию положительного значения, включая религиозные намерения), принятие ответственности (признание своей роли в проблеме); с другой, они чаще используют бегство—избегание (мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству) и дистанцирование (когнитивные попытки уменьшить значимость ситуации). Так, женщины готовы использовать активные стратегии совла- I дания, ориентированные на решение проблемы, и готовы к пересмотру ситуации, что создает благоприятные условия для выхода из кризиса. Однако ввиду дезорганизации психики конструктивные, адаптивные стратегии защиты не срабатывают, появляются и до-| минируют неконструктивные, что, в свою очередь, ведет к усилению дистресса. Тем самым женщины пытаются уменьшить значимость стоящей перед ними проблемы, чтобы далее от нее отсоединиться и искусственно отодвинуть на второй план. По мне- ' нию специалистов, субъекты «ухода» — это, прежде всего, индивиды, пережившие много разочарований и неудач. Уход или бег-ство из проблемных ситуаций, связанных с ребенком, осуществляется не только на поведенческом уровне, путем избега- 155 ния контактов с реальными лицами кризисной ситуации (например, с ребенком) и ухода от решения проблем, связанных с ребенком, но также и на чисто психологическом уровне — путем внутреннего отчуждения от ситуации, связанной с ребенком, и подавления мыслей о ней. Таким образом, ситуация преждевременных родов представляет обширные возможности развития негативных последствий для ребенка, матери и семьи, включая риск развития нарушения привязанности, жестокого обращения с ребенком, социальных проблем, трудностей, связанных с развитием дисфункциональных супружеских отношений. Анализ результатов исследования указывает на необходимость психолого-педагогической работы на начальных этапах развития ребенка, позволяющей изменить негативное отношение родителей к своему малышу и оказать ему необходимую раннюю по -мощь для избежания проблем в младшем дошкольном возрасте. СОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС СЕМЬИ: ДЕВИАНТНЫЕ МАТЕРИ И ИХ ДЕТИ В современной научной литературе распространены взгляды на произошедшие семейные изменения как на исключительно объектив -ный процесс, неизбежно и закономерно ведущий к деформации семьи в ходе индустриального развития общества. Тем не менее, читая жесткие категоричные суждения о задачах преобразования брачно-семейных отношений идеологов советского государства и имея объективную картину кризиса современной семьи, нельзя игнорировать причастность государства к формированию семейной динамики и отрицать возможность целенаправленного воздействия государственных структур на семью. Так в 1919 г. небезызвестная Инесса Арманд писала: «Мы должны и мы уже начали вводить общественное воспитание детей и уничтожать власть родителей над детьми». К «успехам» подобной целенаправленной политики в области семейных отношений можно отнести наблюдаемые в современном 156 обществе асоциальные явления: социальное сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды, социальная и школьная дезадаптация, детская проституция, наркомания, алкоголизм, преступность. В их число включается и девиантное материнство, под которым понимается отклоняющееся поведение матери, проявляющееся в эмоциональном и физическом отвержении ребенка и выражающееся в различных формах (гипоопека, авторитаризм, гиперопека, физическое и психическое насилие, отказ от ребенка), которые имеют большое влияние на формирование дефицита в психическом и физическом развитии ребенка. Девиантное материнство можно рассматривать и как причину, и как следствие семейного неблагополучия. Девиантная мать сама происходит из неблагополучной семьи. Таким образом, это проблема многопоколенная. Причины девиантного материнства коренятся в драме женщины с девиантным поведением и ее собственной матери. Девиантная мать — это мать, которой недодали материнства, это та, которая отвергалась своей матерью с детства. Эта материнская депривация сделала невозможным процесс идентификации с матерью, как на уровне психологического пола, так и на уровне формирования материнской роли. Ведущая потребность женщины с девиантным поведением — получить любовь и признание своей родной матери. Такая потребность приводит к эмоциональной зависимости от матери и во многом блокирует личностный рост женщины, не позволяя ей в будущем стать хорошей матерью. Особенность развития материнской сферы женщины в человеческом обществе состоит в том, что общество и сама мать частично осознают материнские функции, частично они представлены в фор -ме поверий, примет, суеверий. В процессе детско-материнского взаимодействия мать, наряду с сознательной регуляцией своей деятельности, пользуется интуицией и своими эмоциями. Борьба за равенство мужчины и женщины, как достижение идеалов социализма, и целенаправленная, на протяжении многих лет, политика государства в области семейных отношений привела к тому, что со -временная российская женщина несет на себе бремя ответственно -сти за семью (В. Н. Дружинин, 2000). Женщина стала излишне «мужественна», недостаточно отзывчива и эмпатична, но требовательна и категорична. Подобное извращение ролевой структуры 157 семьи можно рассматривать как одну из причин детских неврозов. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|