|
Смит Ноэль. Современные системы психологии.Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47219
Автор: Смит Ноэль.
Название: Смит Ноэль. Современные системы психологии. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В заключение можно отметить, что утверждение Фрейда о том, будто его теорию доказывают его терапевтические успехи, не учитывает тот факт, что (а) отсутствует какое-либо независимое подтверждение успехов, о которых он заявлял; (б) многие люди с невротическими симптомами выздоравливают со временем без помощи какой бы то ни было терапии; (в) улучшение состояния после терапии свидетельствует не о правильности теории, а только о том, что принесло пользу нечто в отношениях пациента и терапевта или в их беседах; (г) если выздоровление зависит от применения обоснованной теории (предполагается, что другие виды терапии необоснованны, а значит неэффективны), при анализе процент успеха должен быть выше, чем при других видах терапии, но это не так; (д) психоанализ не всегда излечивает невроз (как признавал сам Фрейд), а те неврозы, которые он якобы излечивает, иногда появляются снова — едва ли убедительное подтверждение теории и ее предполагаемых доказательств на практике.
Терапия. Психоаналитики часто сообщают об успехе их курсов терапии. Однако Вольпе (Wolpe, 1981), один из основоположников поведенческой терапии, цитирует «видного психоаналитика» (Schmideberg, 1970), который сообщает о ряде явных неудач. Шмидеберг упрекает коллег в том, что они заставляют пациента чувствовать, будто неудачу по- 163 терпел он, а не система. В одном случае мужчина с тревогой и комплексами (inhibitions), обусловленными исключительно его неопытностью и происхождением из бедной семьи, подвергался анализу в течение 30 лет. Его состояние нисколько не улучшилось, и при этом он лишился средств, оплачивая свое 30-летнее лечение, прежде чем прийти к Шмидебергу. В другом случае у женщины, у которой не было симптомов, но которая хотела жить более насыщенной жизнью, возникла фобия, и ее состояние ухудшалось в течение 12 лет при двух аналитиках. Вольпе замечает, что он видел множество подобных случаев и считает, что аналитики говорят пациентам, что отсутствие у них улучшения или ухудшение их состояния вызвано сопротивлением, вместо того чтобы признать, что лечение могло оказаться неадекватным. Вольпе интересуется, почему терапевт, специализация которого устранять сопротивление, но который за пять или десять лет не может добиться успеха, рекомендует тот же метод лечения. Неудачи бывают во всех видах психотерапии, но постоянные неудачи в течение нескончаемых лет, по-видимому, присущи только психоанализу. Психоанализ действий Шефера Шефер следует фрейдовскому акцепту на младенческую сексуальность и бессознательные влияния, несмотря на проблемы, с которыми сталкиваются эти конструкты. Другая критика включает замечание Лири (Leary, 1989), согласно которой ничто в формулировках Шефера не показывает, почему беседы вокруг психоаналитических понятий должны вызвать больший терапевтический эффект, чем вокруг диалектических или поведенческих понятий. Психоанализ может быть подтвержден, доказывает она, только если изложенная история относится к чему-то, выходящему за рамки того, что относится к компетенции психоанализа. Кроме того, настаивает она, основой психоанализа является вытесненное прошлое, и заменить его конструкцией настоящего — значит мало что оставить от психоаналитики. Однако Берман (Berman, 1985) считает, что подход Шефера (а) позволяет аналитикам быть более гибкими, поскольку им более не нужно выискивать «подлинные» истории, и (б) вызывает изменения личности у объектов анализа, когда они отбрасывают свои отрицания и механизмы защиты, тем самым обнаруживая более содержательные стороны своей жизни. Баррот (Barratt, 1978) заявляет, что язык действий Шефера не способен дать объяснение важнейшему психоаналитическому понятию отчуждения, которое имеет место, когда «Я» отщепляется от «Оно» и вытеснений «Оно», тем самым аннулируя различие между сознательным и бессознательным, которому верен Шефер. Возражая Барроту, Фурше (Fourcher, 1978) защищает Шефера, приветствуя его переход от биологических метафор и физических механизмов к смыслу и межсубьектным отношениям. Другие (Ellman & Moskowitz, 1980) считают ошибочным использование им исключительно того, что наблюдается в психоаналитической ситуации, поскольку это ограничение мешает использованию ценных онтогенетических данных. Эллман и Московиц также недовольны тем, что его «строго реалистичная позиция» игнорирует многое из того, что является ценным в психоанализе. ВЫВОДЫ Академическая психология в целом считает психоаналитическую теорию ненаучной и уделяет ей мало внимания, за исключением обязательного упоминания в учебниках. Критики в психологии, философии и других областях убедительно доказывают, что она может предложить очень немногое. Фактически они утверждают, что это не теория, которая пока еще не получила эмпирической поддержки, а в сущности псевдонаука. Учитывая ее многочисленные недостатки, некоторые критики (Ruse, 1985; Crews, 1996) говорят, что едва ли стоит тратить усилия на проверку тех немногих утверждений, некоторую ва-лидность которых можно продемонстрировать с помощью тщательных и строгих исследований. Сам психоанализ не имеет организационной структуры, чтобы участвовать в программах исследования, и не имеет университетских связей для достижения этой цели. Кроме того, те, кто занимается в университетах психологическими и психиатрическими исследованиям и, обычно проявляют незначительный интерес к психоанализу. Тем не менее его сторонники выказывают все больший интерес к систематическим исследованиям, отходя от существовавшей долгое время точки зрения, что процедура психоанализа сама по себе является исследованием и что только это исследование значимо. Стоит заметить, что растущий интерес к исследованиям, по-видимому, сопровождается все большим отходом от ортодоксии. Психоанализ как форма психотерапии изобилует проблемами. Это медленная, нудная и дорогостоящая процедура. Другие виды психотерапии можно применять с равной или большей эффективностью в течение намного более коротких периодов времени. Сегодня цель большинства видов психотерапии — не борьба с гипотетическими темными инстинктами индивидуального прошлого, а выработка новых моделей поведения, которые позволяют индивиду функционировать в его среде. Тем не менее система имеет массу приверженцев среди специалистов, работающих с людьми, включая социальных работников и арт-терапевтов. Несмотря на это, психоанализ как теория (или множество теорий) и как терапия отличается боль- 164 шой замкнутостью. И многие неаналитики, на которых он оказывает влияние, не читают эмпирические и логические труды, указывающие на его серьезные недостатки, как и не оценивают они теоретические и прикладные альтернативы ему. Кажется вероятным, что за людьми, принадлежащими системе, такими как Шефер, Гилл, Спенс и другие, которые заметно отклонили теорию от ее физических и биологических допущений, последует новое поколение, которое еще больше модифицирует ее, так что у нее останется мало общего с Фрейдом. В то же время другие постараются сохранить связи с традицией, тем самым обеспечив ее продолжение. Такие новации, как пси- хология Я, оживили некоторые ветви системы, и они, вероятно, продолжат развиваться, но при этом уведут и теорию, и практику еще дальше от ортодоксии. Поскольку тех многочисленных медикаментозных средств, которые теперь применяются при неадекватном поведении, обычно бывает недостаточно для устранения проблем и поскольку лекарства совершенно непригодны во многих случаях, связанных с плохой адаптацией, психотерапия продолжает играть здесь важнейшую роль. Вероятно, различные варианты психоанализа продолжат удовлетворять эту потребность, наряду с десятками других форм психотерапии. 165 Часть III. Эйвароцентрические системы Глава 6. Анализ поведения: от оперантного обусловливания к поведенческой терапии... ВВЕДЕНИЕ Если вы выбираете ключ и он открывает замок, вы, вероятно, и в дальнейшем будете выбирать этот ключ для того же замка. Если кто-то говорит вам, как хорошо вы выглядите в вашем новом свитере, вы, вероятно, чаще будете надевать этот свитер в будущем. Это примеры принципа подкрепления, играющего фундаментальную роль в анализе поведения. Термин «подкрепление» означает нечто, усиливающее поведение или способствующее более вероятному его повторению. Термин «анализ поведения» противостоит термину «психоанализ». Согласно точке зрения сторонников данного подхода, анализу подвергается не психика (psyche), а поведение, да и сам анализ базируется на экспериментальном методе, а не на изучении истории пациентов. Поэтому иногда используется термин «экспериментальный анализ поведения». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Большинство студентов, изучающих психологию, знакомятся с четырьмя основными режимами подкрепления, обычно на примере крыс, нажимающих на рычаг, или голубей, клюющих диск. Эти «операции» («operations»), которые выполняют животные, послужили основанием для названия «оперантное обусловливание» («operant conditioning»). Оперантное обусловливание отличается от классического (респондентного) обусловливания тем, что животное должно выполнить определенное действие (операцию), чтобы получить подкрепление, причем это действие предшествует подкреплению. При классическом обусловливании, как в случае с собаками Павлова, у которых выделяется слюна в ответ на звук колокольчика, так как они ожидают, что за этим последует кормление, животные остаются пассивными. Они не делают ничего для того, чтобы «заработать» подкрепление в виде мяса, и выделение слюны наступает после звонка колокольчика. (Различие между оперантным и классическим обусловливанием иногда не является очевидным [Мооге, 1973; Rachlin, 1991а], и ряд последних исследований в области анализа поведения посвящен выяснению взаимосвязей между обоими видами обусловливания.) Каждый из четырех режимов подкрепления вызывает определенные, соответствующие ему паттерны поведения (Ferster & Skinner, 1957). Эти четыре режима носят названия: (а) режим с фиксированной пропорцией, (б) режим с фиксированным интервалом, (в) режим с изменяющейся пропорцией и (г) режим с изменяющимся интервалом. При режиме подкрепления с фиксированной пропорцией животное получает порцию пищи после каж- дого фиксированного количества реакций. Если оно получает пищу после каждой реакции, данная разновидность этого режима называется «постоянным подкреплением». Если постоянное подкрепление прекращается, животное скоро перестает реагировать — происходит угашение реакции. Если пропорция отличается от значения, равного один к одному, и составляет, например, один к двадцати, темп реагирования между подкреплениями очень велик и затухание после прекращения подкрепления наступает значительно медленнее. Таким образом, при сильном подкреплении реакции угашаются быстрее, чем при слабом подкреплении. Данный феномен получил название парадокса Хамфри в честь Ллойда Дж. Хамфри (Lloyd G. Humphrey), впервые экспериментально продемонстрировавшего его (Rachlin, 1991a). При режиме подкрепления с фиксированным интервалом животное получает подкрепление сразу после первой реакции, а затем через определенные периоды времени. Например, если интервал составляет две минуты, голубь получает пищу через две минуты после того, как в первый раз клюнет диск. После того как голубь научится приблизительно определять временной интервал, он начинает клевать медленно почти до момента следующего подкрепления, а затем начинает клевать очень быстро. Аналогично многие студенты уделяют мало времени учебе почти до самого наступления экзаменов. Затем — за день или два, а то и в последнюю ночь перед экзаменом они начинают усиленно заниматься, заканчивая готовиться к экзамену глубоко за полночь. После сдачи экзамена они снова возвращаются к паттерну обучения кое-как до следующего экзамена. В этом отношении студенты, пожалуй, мало чем отличаются от голубей. Но как мы оценим поведение тех, чей график занятий отличается большей равномерностью и регулярностью? С точки зрения специалиста по анализу поведения, это означает, что такой режим работы также должен иметь подкрепление — возможно, в виде похвалы со стороны родителей; или же он подкрепляется успехами в учебе, являющимися следствием более рационального и эффективного метода обучения. Следовательно, эти студенты реагируют не только на фиксированный интервал. Если подкрепление соответствует режиму с изменяющейся пропорцией или с изменяющимся интервалом, оно называется нерегулярным или «прерывистым» («intermittent») подкреплением. При таком режиме животное сохраняет относительно равномерный темп реагирования, а угашение реакции после прекращения подкрепления происходит наиболее медленно по сравнению с остальными режимами. Голубь, например, может продолжать клевать в течение часа или более после последнего подкрепления, и даже в этом случае — если на следующий день он окажется в той же ситуации — он снова начнет клевать с большой частотой. Вследствие нерегулярного характера подкрепления животному трудно определить, что подкрепление было прекра- 168 щено, поэтому реакция угашается медленно. Другими словами, сам по себе режим подкрепления в значительной степени напоминает условия угашения реакции, поэтому животному трудно определить различие между условиями угашения и условиями подкрепления. Классическим примером режима подкрепления с изменяющейся пропорцией являются азартные игры. Игрок никогда не знает, сколько раз он должен бросить кости или нажать на рычаг игрального автомата, чтобы выиграть, и этот случайный выигрыш, как правило, меньший по размерам, чем сумма, затрачиваемая на игру, стимулирует продолжение игры. Множество форм человеческой деятельности выполняется под влиянием прерывистого подкрепления. Возможно, писателю удается найти издателя лишь для незначительной части своих произведений, однако он продолжает работать, благодаря пусть и нерегулярному заработку. Нумизмат перебирает тысячи монет и продолжает свои поиски, получая редкие подкрепления в тех случаях, когда ему удается найти монету, подходящую для его коллекции. Спортсмен продолжает тренироваться благодаря наблюдению признаков своего прогресса и периодическим победам на соревнованиях. Истерики ребенка подкрепляются, когда родители уступают, а переменная частота подкреплений препятствует затуханию истерических реакций. Аналогично собака, выпрашивающая пищу с обеденного стола и в конце концов получающая кусок, начинает просить подачку при любой возможности. В течение многих лет специалисты по анализу поведения исследовали различные режимы подкрепления. Ни один из паттернов реакций, описанных ниже, не может быть вызван посредством применения наказаний. Только благодаря положительному подкреплению удается сформировать устойчивые паттерны реакций. Несмотря на это, большинство попыток использования обществом правовых систем в целях социального регулирования основаны на использовании наказаний, таких как штрафы и тюремное заключение. Последствия применения наказаний весьма неоднозначны, однако в целом они отличаются значительно меньшей стабильностью в подавлении тех поведенческих реакций, формированию которых способствуют положительные формы подкрепления. Например, уровень рецидивизма среди заключенных свидетельствует о том, что тюремное заключение малоэффективно с точки зрения искоренения преступности. Применение наказаний имеет и нежелательные последствия: наказания являются формой агрессии, которая вызывает ответную агрессию; они порождают страх и отвращение к видам деятельности, связанным с наказаниями; при этом людям не предлагается никаких конструктивных альтернатив, показывающих, как им следует поступать. Большинство профессиональных психологических организаций, таких как Американская психоло- гическая ассоциация, требуют от своих членов ежемесячной уплаты взносов до определенного числа с целью избежать задержек платежей. Иными словами, эти организации подчеркивают потенциальное наказание, ожидающее членов, не уплативших взносы вовремя. Однако в Ассоциации анализа поведения (Association of Behavior Analysis) заведен другой порядок: если член платит ранее определенного срока, размеры платы снижаются. Как кто-то саркастически заметил, анализ поведения сам по себе представляет пример положительного подкрепления. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|