Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60383

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

развитию духовного прогресса, или тянут нас назад.
Когда привязанность может быть позитивной
«Чтобы ответить на ваш вопрос о том, существуют ли позитивные формы привязанности, — сказал Далай- Лама, — важно иметь в виду буддийский контекст, где высшим духовным стремлением является достижение просветления, а привязанность считается одним из главных препятствий, мешающих человеку достичь этого состояния. С этой точки зрения привязанность рассматривается как одно из корневых загрязнений.
Тонкий уровень привязанности продлевает цикл перерождений. Поэтому с этой точки зрения привязанность, конечно, будет считаться загрязнением или затемнением. Однако если мы сузим рамки нашего дискурса и уберем из уравнения это высшее духовное стремление добиться освобождения и поведем дискуссию о понимании природы эмоций в светском контексте, тогда, конечно, это совершенно изменит определение.
Некоторые формы привязанности, которые с буддийской точки зрения считаются загрязнениями, необязательно будут деструктивными. В общественной жизни некоторые формы привязанности являются в целом положительными. Но на пути к нирване они будут являться деструктивными».
«Значит, „загрязняющий" — это контекстуальное понятие?» — уточнил я.
«Контекстуальным может быть понятие „деструктивный", — пояснил Джинпа. — Привязанность, которая может казаться однозначно деструктивной с буддийской точки зрения, способна превратиться в полезную, когда вы сузите рамки до повседневности, где главным стремлением будет более счастливая жизнь и более счастливое общество».
Кто несет ответственность?
Следующий вопрос задала Джин Цай, исследователь эмоций из Стэнфордского университета: «Можно ли с буддийской точки зрения дифференцировать людей по степени ответственности за свое загрязненное состояние? В клинической психологии мы считаем, что некоторые люди не могут контролировать свое деструктивное поведение — например, шизофреники или люди с какими-либо генетическими или биологическими расстройствами. Как относится буддизм к психопату или человеку, который совершает деструктивные поступки в отношении других людей и при этом не испытывает раскаяния или не может себя контролировать?»
«В буддизме, определенно, есть параллельная концепция, — ответил Далай-Лама. — Деяния, которые совершаются людьми по неведению, считаются менее негативными, чем совершаемые сознательно, когда человек отдает себе полный отчет в последствиях своих дей
ствий, — это достойно нравственного осуждения. Поэтому неведение часто является оправданием. Например, человек, который просто гуляет, может убивать муравьев, даже не видя их. В этом случае вы совершаете акт убийства и накапливаете карму, но она очень легкая. Вы даже не замечаете, что это случилось.
Маленькие дети, — продолжил Далай-Лама, — которые веселятся, убивая мух и скармливая их муравьям, даже не знают, что у мух есть чувства. Такое убийство мотивируется неведением и заблуждением. То же можно сказать о людях, которые приносят в жертву животных, считая, что таким образом можно ублажить како- го-нибудь бога, и действуют из заблуждения, поскольку не знают, что эта процедура приносит вред им самим. Я подозреваю, что такие поступки не имеют в своей основе злобу или реальное желание причинить вред животному. Скорее, люди просто думают, что это хороший поступок и что он обрадует бога.
Такое убийство идет от заблуждения. Второй уровень моральной ответственности наступает, когда убийство совершается из привязанности. Вы хотите съесть вон того яка на горе. Вы не хотите сделать ему больно; вы просто хотите съесть его мясо. Следующий уровень ответственности наступает тогда, когда вы хотите нанести телесное повреждение. Вы действительно хотите причинить вред, выходите на улицу и совершаете убийство по злобному намерению.
С точки зрения ответственности самой легкой кармой, вероятно, является та, которая возникает из заблуждения; немного тяжелее та, которая возникает из привязанности; а самой тяжелой, за которую вы несете самую большую ответственность, станет та, что родится из злобы. Психопаты, шизофреники и им подобные страдают от очень сильной формы заблуждения. Поэтому убийство, совершенное шизофреником, будет приравнивать
ся к убийству из заблуждения. Ответственность и кармические последствия будут еще меньше, так как здесь имеет место глубокое заблуждение».
Я спросил: «Что вы думаете о шестилетнем мальчишке, который разозлился, принес в школу пистолет и убил маленькую девочку? Кстати, за убийство его так и не судили».
Это вызвало долгую дискуссию в кругу тибетцев, обсуждавших нюансы этого происшествия. «Он был зол, — наконец сказал Далай-Лама. — Это убийство явно было вызвано гневом. Кроме того, здесь имело место сильное заблуждение. Я прав, когда думаю, что этот шестилетний мальчик мог хотеть выстрелить и убить девочку, но не понимал при этом, что после совершения такого акта девочку уже никогда не удастся вернуть к жизни».
«Непонятно даже, понимал ли он, что такое смерть», — ответил я.
«Как он мог думать, что она не умрет? — спросил Маттье с изрядной долей скепсиса. — Неужели он не понимает, что такое смерть?»
«Это вопрос к специалисту по детскому развитию», — парировал я.
Перехватив у меня эстафету, Марк Гринберг, специалист по психологии развития, прокомментировал: «Мы считаем, что примерно до семи лет большинство детей не понимают последствий подобного поступка. Мы предполагаем, что его намерение состояло лишь в том, чтобы „уколоть" ее или, может быть, даже нанести телесные повреждения, — но временные, а не постоянные».
Алан указал на один из факторов, который мог подтолкнуть ребенка к мысли о том, что смерть не длится долго: «Не следует забывать, что шестилетние дети смотрят мультфильмы, где убитые, нашпигованные пулями мультяшные герои падают головой вниз с крутых обрывов, а затем поднимаются как ни в чем не бывало. Эти
фильмы не дают представления о том, что смерть необратима».
«Да, — согласился Маттье. — Я читал, что к тому времени, как американским тинейджерам исполняется двадцать лет, они успевают увидеть сорок тысяч таких убийств. Очевидно, это тоже оказывает влияние».
Алан воспользовался этой репликой, чтобы подвести черту под повесткой дня: «Возможно, мораль этой истории в том, что всем нам нужно проявить ясность ума, взять на себя больше ответственности. Кстати, уже четыре часа. Нам следует отпустить Его Святейшество с благодарностью за согласие участвовать в нашей дискуссии. Спасибо всем — и особенно нашим двум сегодняшним докладчикам».
Итак, мы закончили этот день тем же, чем начали: обсуждением роли деструктивных эмоций в поразительном случае с шестилетним убийцей.
День второй: чувства в повседневной
жизни ♦
21 марта 2000 года
Глава 6
Универсальность эмоций
Есть ли какая-нибудь польза в ярости, панике или депрессии? Или деструктивные эмоции следует считать «антрвольтами эволюции» — побочными продуктами естественного отбора?
В строительстве и архитектуре антрвольтами называют пустоты между несущими элементами конструкции куполов и арок; их наличие не вызвано функциональной необходимостью, и поэтому они являются «бесплатным приложением». Они становятся элементом дизайна, их можно считать дополнительным украшением или просто терпеть — они никак не влияют на прочность конструкции.
В 1994 году Оуэн Фланаган выступил перед Обществом философии и психологии с докладом «Деконструктивные сновидения: антрвольты сна». Тему для доклада подсказала теори



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь