|
Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 31472
Автор: Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т.
Название: Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Этим и определяется тот широкий спектр требований к произведению, которые использует К.А. Тимирязев, выступая и как автор, и как редактор, и как рецензент. Одним из первых он поставил вопрос о нравственно-этическом облике ученого, о его моральной ответственности за свою деятельность, ее результаты и последствия. С точки зрения К.А. Тимирязева, научная, равно как и научно-популярная книга, должна отражать все ценностные ориентиры миропонимания как целостной органической системы, охватывающей не только сферу материальной деятельности, но и многообразие человеческих отношений.
Тимирязев показал, что наука - это живое движение человеческой мысли, не-прерывный процесс познания во всей его сложности и противоречивости, и самовоспитания личности. Он выступал против догматизма в изложении научного материала, ложно понимаемой сенсационности, которой многие авторы руководствуются при отборе фактов и выборе форм их интерпретаций. По его словам, лишь читатель должен служить для автора и редактора последней и безапелляционной инстанцией, по которой должны сверяться и все литературные средства передачи научной информации. Как сын своей сложной и противоречивой эпохи, К.А. Тимирязев не остался в стороне от той острой, бескомпромиссной борьбы идей в науке, общественной жизни, литературе и искусстве, которыми эта эпоха была столь богата. Будучи страстным и убежденным приверженцем дарвиновской теории, он не принял (или не понял) тех перспектив, которые открывала генетическая теория. Известны его резкие и необъективные замечания, оставленные на полях рецензируемых им рукописей сторонников этой школы. Однако эти заявления никогда не носили конъюнктурного характера. Противоречия эпохи, сложность и неоднозначность ее историко-хронологической структуры (нарастания и спады социально-экономических и политических движений, первая мировая война), различное понимание проблем культуры и ее движущих сил, неоднозначные взгляды на ее судьбу, как и на пути развития страны в целом - все это сформировало специфические черты всей духовной атмосферы того времени. Для беспрепятственной деятельности в духовной сфере прежде всего была необходима реализация принципа свободы печати. Определенным завоеванием в этом отношении явился манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка", провозгласивший гражданские свободы (неприкосновенность личности, свободу слова, совести, собраний и союзов). Однако во многом это было лишь формальным актом, поэтому в борьбу за фактическую свободу печати включились издатели, представляющие разные социальные слои общества и исповедывавшие различные политические взгляды (как либерального, так и революционно-демократического толка). В конце октября 1905 года был создан Союз книгоиздателей для борьбы за сво-боду печати, а в начале ноября издатели и книгопродавцы образовали единый Союз петербургских книгопродавцов и издателей для немедленного осуществ-ления свободы печати. 24 ноября 1905 года были утверждены одобренные Гос-ударственным советом "Временные правила о повременных изданиях", по которым отменялась предварительная цензура и административные взыскания, и вводилась ответственность издателей по суду. Хотя и "Временные правила" также не отвечали идее полного и свободного книгоиздания, значительное ко-личество различных по своей политической направленности издательских фирм вообще игнорировали институт цензуры. В период существования фактической свободы печати (с 17 октября до середины декабря 1905 года) утверждается принцип открытого свободомыслия и идейного плюрализма. Отчетливо в редакционно-издательской деятельности проявляется идеологиче-ский фактор. За 1905-1907 годы в стране сформировалась сложная многопар-тийная политическая система, которую составляли до 70 партий различных направлений, ориентации и презентативности - от партии демократических ре-форм, о которой ходила шутка, что весь ее состав может поместиться на диване ее основателя академика М.М. Ковалевского, до таких крупных партий, как конституционно-демократическая партия, Российская социал-демократическая рабочая партия, разделившаяся на большевиков и меньшевиков, партия социалистов-революционеров (эсеры) и ряд других. Соответственно сложилась столь же сложная система издательств, которые трудно классифицировать по одному основанию (легальных и нелегальных, меняющих названия и направления своей деятельности, придерживающихся различных политических и литературно-эстетических принципов и т.д.), а также журнальной и газетной периодики. Многие партии имели свои издательства, например, партия большевиков ("Вперед", "Зерно", "Прибой" и др.), социалистов-революционеров ("Земля и воля", "Сеятель", "Народная мысль" и др.), конституционных демократов ("Свободная мысль", "Народное право"), а также партийную периодическую печать. Достаточно сказать, что в 1905-1907 годах только кадеты издавали около 80 названий газет и журналов. Таким образом само время потребовало от редактора и издателя выбора гражданской позиции, формирования идейного фундамента своей деятельности и на этой основе определения ее целей, задач и средств. Принцип свободомыслия реализовывался в разных плоскостях общественной жизни, но определяющим он был прежде всего в политической сфере. Опреде-ленным водоразделом здесь, оказавшим долгосрочное влияние на литературную жизнь и редакционно-издательскую деятельность, послужила известная статья В.И. Ленина "Партийная организация и партийная литература", опубликованная в газете "Новая жизнь" в 1905 году, в которой был выдвинут принцип партийности литературы. По мнению автора, этот принцип заключался "не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела". И далее: "Литературное дело должно стать составной частью организованной, планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы". Это была одна, достаточно четко определенная позиция. Другую, не менее недву-смысленную, высказал известный русский философ Н.А. Бердяев в статье "Революция и культура", увидевшей свет в журнале "Полярная звезда" в том же 1905 году. Н.А. Бердяев назвал статью В.И. Ленина "проектом полицейской организа-ции литературы, предложенным самоновейшим инквизитором г. Лениным". Для Н.А. Бердяева оказалось невозможным восприятие поразительно глубокого, многомерного и необозримого контекста культуры лишь в одном политическом, революционном русле. Он считал, что революция как средство борьбы против насилия сама потом порождает насилие. По словам Бердяева, вандализм реакции порождает вандализм революции. Широкий круг идей, которыми оплодотворялась общественная жизнь, беском-промиссная борьба мнений и взглядов на состояние России и ее исторические перспективы дали толчок развитию полемического и ораторского искусства. Публикации и выступления таких политиков, социологов, экономистов, как Н.К. Михайловский, П.Б. Струве, ПА Столыпин, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др., юристов П.С. Пороховшикова, А.Ф. Кони и др. послужили основой для расширения диапазона оценок при выборе эффективных речевых средств, что, несомненно, сказалось на редакторской практике того времени, так как использование приемов ораторского искусства требует соответствующих редакторских оценок произведений литературы. Можно сказать, что в печати того времени приоритетное развитие получает, прежде всего, политическая полемика. Тексты многих произведений общественно-политической тематики характеризует публицистическая стилистика, поиск адекватной системы аргументации, пополнение арсенала лексико-стилистических и фразеологических языковых средств, что соответствующим образом формировало и редакторское восприятие литературного произведения. Остановимся на опубликованных в журнале "Освобожденная мысль" в 1906 году "Речах бунтовщика". Автор публикации - один из теоретиков анархизма князь П.А. Кропоткин (с 1876 года автор находился в эмиграции и материалы переведены с французского). Вот как построен фрагмент текста (принятый редактором-издателем В. Бродским), в котором отражены взгляды П.А. Кропоткина на роль литературы и искусства в обществе. Вначале - прямое обращение к его представителям: "А вы, молодой артист, скульптор, художник, поэт, музыкант, неужели вы не замечаете, что в вас нет того священного огня, который вдохновлял наших предшественников, что ис-кусство стало банальным, что везде царит посредственность?" Далее следуют полемически заостренные и несколько утрированные доказательства необходи-мости революционной идейности творчества. Для их усиления избираются эмоционально насыщенные речевые средства: "Да и возможно ли, чтоб это было иначе? Восторг, охвативший творцов эпохи Возрождения, когда для них воскрес древний мир, когда они обратились к чистым источникам самой природы, - отсутствует в современном творчестве. Революционные идеи еще не отразились в искусстве и, за отсутствием какой-бы то ни было идеи, современные художники увлекаются реализмом. Они изощряются в фотографировании капли росы на листьях растений, в воспроизведении мускулов коровы, в тщательном описании, в стихах или прозе, смрада помойных ям и роскоши будуаров хорошеньких женщин". Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|