Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54640

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

через задания и их оценку; таковы и действия, связанные с режимными моментами. В этих случаях ребенок начинает осознавать общественную функцию взрослого как педагога, а себя — как ученика, способного и желающего заняться настоящей учебной деятельностью. Она предполагает новые позиции детей, формирование новых способов сотрудничества со взрослыми и остальным коллективом.
Результаты исследований ребенка на стадии подростничества существенно отличаются от тех данных, на которые опирался Выготский. В работах Эльконина подросток предстает прежде всего как субъект новой сферы жизни и активности, связанной с установлением и поддержанием доверительных личных отношений со сверстниками. В общении подростков складываются их взгляды на жизнь, мировоззренческие позиции, ориентации на будущее. Общим знаменателем этих новообразований Эльконин считает развитие самосознания. Рабочий подросток более не входит в центр психологического исследования. Можно предполагать, что общество в 50-70-е годы уже смогло выделить подростку время для самоопределения не только в профессии, но и в более широких системах общественных связей.
Итогом исследований Эльконина стала оригинальная концепция периодизации раннего периода жизни растущего человека. Основная ее идея заключается в положении о последовательном чередовании двух групп деятельностей, условно называемых Эль-кониным «ребенок-общественный взрослый» и «ребенок-общественный предмет». В первую группу входят непосредственно эмоциональное общение младенца со взрослым, ролевая игра и интимно-личностное общение подростков. В системе взаимодействия растущего человека со взрослыми и сверстниками происходит развитие мотивационно-потребностной сферы личности. Ко второй группе Эльконин относит манипулятивно-предметную деятельность в раннем детстве, учебную и учебно-профессиональную деятельность, на основе которых усваиваются общественно-выработанные способы действий с предметами, эталоны, указывающие на функции вещей, а также получают развитие интеллектуальные возможности детей. В своей концепции Эльконин продуктивно расширил содержание понятия «деятельность», включив в него и разные формы общения, невербального и вербального взаимодействия растущего человека со взрослыми. И все же за пределами выделенных ученым форм активности детей оказались многие типы их деятельного отношения к действительности — ху-
172
дожественные занятия, творчество, напряженная работа по формированию представлений о себе, и многие другие. В схеме отношений «ребенок—общественный взрослый» и «ребенок—общественный предмет» отсутствует важнейшее отношение «ребенок-природа», во-многом определяющее уровень эстетического, этического и познавательного развития растущего человека. Упрощенной выступает и идея о чередовании стадий развития мо-тивационно-потребностной и операционно-инструментальной сферы личности. Идея эта — производное от утвердившейся в прошлые десятилетия концепции строения деятельности, согласно которой мотив определяет и, так сказать, «пропитывает» всю структуру деятельности. Он наполняет побудительным потенциалом цель, определяющую действия, а также условия и средства, связанные с операциями, входящими в состав деятельности. Между тем, исследования показывают, что цели, условия, средства имеют свои самостоятельные мотивы, которые могут усиливать или ослаблять мотивационный потенциал деятельности. Это означает, что овладение новыми способами манипуляций с предметами, новыми приемами оперирования знаниями опираются на особые мотивы и способствуют их обогащению. Точно так же при общении со сверстниками и взрослыми ребенок вырабатывает эффективные способы воздействия на них, инициации желательных и предотвращения нежелательных приемов общения с окружающими. Стремление познать мир взрослых и сверстников ведет к усиленному развитию высших форм интеллекта, направленных на решение задач построения взаимоотношений с людьми.
Свою концепцию развития личности на разных этапах ее жизни — Л.И.Божович, как и Д.Б.Эльконин — создает в рамках педагогической психологии. В своих работах она обобщает исследования, выполненные Л.С.Славиной, Л.В.Благонадежи-ной, Т.В.Драгуновой, М.С.Неймарк, В.Э.Чудновским и многими другими психологами. Значительное место в ее теории занимают понятия «социальной ситуации развития», «внутренней позиции ребенка» и его изменяющегося места или положения в системе социальных связей. При выделении последовательных стадий в процессе онтогенеза, Божович руководствуется принципом целостного преобразования личности. Это значит, что каждый этап ее становления характеризуется не отдельными новообразованиями, а преобразованием строения всей личности — меняется система отношений человека к действительности, пе-
173
рестраивается структура его сознания, мотивационная сфера личности. Вслед за Выготским Божович определяет растущего человека как инициатора собственной активности, корни которой погружены в его потребностно-мотивационную сферу. Активность эта — основа развития личности в качестве субъекта: «...ребенок постепенно превращается из существа, подчиненного внешним влияниям, в субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений» [3, с. 436-437]. Проявлением субъектного начала личности выступает не только ее внутренняя позиция, но и социальная ситуация развития: ее влияние на ребенка зависит от качества переживаний, вызываемых внешними социальными условиями. На высоких же уровнях своего развития личность как субъект превращается в «творца нового социального опыта» [3, с. 438], в «воспитателя собственной личности» [там же, с. 439].
Начала формирования субъектного отношения к миру Божович обнаруживает уже у младенца: на З-ей-5-ой неделе жизни у него появляется потребность в новых впечатлениях. Мир вызывает у ребенка животворящее чувство радости, побуждающее малыша к обследованию и овладению им. Тем самым окружающая действительность, по словам Божович, начинает делать из новорожденного субъекта [3, с. 200]. Не менее остро привлекает младенца мир людей. Их помощь, содействие, организация действий формирует у младенца потребность в общении. Развиваясь на последующих этапах становления личности, эти две фундаментальные потребности, способствуя развитию речи и интеллекта, становятся основой перестройки сознания растущего человека: со второго года у ребенка происходит формирование «внутреннего плана» побудителей поведения. Кристаллизация побудителей — мотивов в образах, представлениях, понятиях, намерениях — обеспечивает высокую действенность «собственного слова». Препятствуя осуществлению импульсивных желаний, внутренний побудительный план выступает как важная веха на пути становления ребенка субъектом своего внутреннего мира. Вместе с формированием познавательного отношения к миру, намерения познавать и организовывать свою деятельность, у ребенка возникает новая внутренняя позиция — занять социально значимое место в системе серьезной — учебной — деятельности. Не касаясь кризисов новорожденности, первого года жизни и периода трех лет, которые анализировал Выготский,
174
Божович сосредоточивает внимание на таком переломном моменте в жизни ребенка, как поступление в школу. При этом она не обнаруживает у детей острых внутренних конфликтов или кризисов. Социальные мотивы, производные от нового статуса школьника, настолько сильны, что оттесняют другие побуждения. Однако, в середине периода учения поведение детей, согласно Божович, драматически изменяется. Происходит перестройка их мотивационной сферы. Центром интересов школьников становится область взаимоотношений со сверстниками. Дети стремятся завоевать в среде своих товарищей место, которое обеспечивало бы им эмоциональное благополучие, а такое место отнюдь не всегда завоевывается успехами в учебе. Однако, нам представляется, что в данном случае было бы некорректно говорить о смене потребности в познании потребностью в общении. Ориентация на взаимодействие со сверстниками выступает как средство познания мира социальных отношений и выработки оптимальных стратегий поведения в этом мире. Необходимость в развитии «социального интеллекта» обусловливается и тем фактом, что в классах средней школы различные дисциплины ведутся разными преподавателями, и дети должны распознавать их личностные особенности, учиться строить взаимоотношения с каждым учителем. Производными от повышенного интереса подростков к взаимоотношениям людей, к закономерностям общения с ними выступают, во-первых, заостренное внимание к нравственным проблемам, формирование нравственных идеалов, а во-вторых — формирование более высокого уровня самосознания. Потребность в познании самого себя, своих личностных качеств обусловлена необходимостью эффективно организовывать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Анализируя внутреннюю жизнь подростков, Божович не акцентирует переживания ими кризисов и конфликтов. Однако приводимый ею материал обнаруживает борьбу психических сил у подростков на пороге юности. Эти конфликты порождаются рассогласованием между его притязаниями и возможностями (аффект неадекватности), расхождением между оценкми его поступков разными людьми, между внешними оценками и самооценками. Есть основание предполагать, что отмечаемое Божович стремление многих подростков к одиночеству, к временному дистанцированию от действительности обусловлено их желанием разобраться в своих противоречиях и осознать истинные мотивы поступков. Появление в результате устойчивой самооценки, стойких
175



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Петровский Вадим, Петровский Артур. Три ипостаси "Я" и искусство развивающего общения
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Климчук Ирина Васильевна. Образовательная статья «Влияние совместной ИЗО деятельности на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников»
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. - Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Михеева Екатерина Александровна. «Использование социо — игровой технологии в формировании социально — коммуникативных навыков дошкольников»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь