Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54511

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

^ Не может не оказать влияние на развитие личности и компью-
теризация обучения. Несмотря на то что к настоящему времени
характер этого влияния еще не изучен полностью, студентам нуж-
но раскрыть те направления, в которых оно может осуществлять-
ся в зависимости от возможностей компьютера, целей его исполь-
зования в учебном процессе, В связи с этим целесообразно про-
анализировать характеристики различных типов компьютеров, ис-
пользуемых в обучении, и те требования, которые учителя предъ-
являют этой технике. Кроме того, полезным будет рассмотрение
вопроса о том, как изменяется характер деятельности учителя
при использовании компьютеров с различными целями. Важно
также выяснить, какое влияние может оказывать на развитие по-
21&

знавательной деятельности и свойств личности систематическая
реализация компьютерами этих функций в учебном процессе.
Компьютер как средство обучения открывает новые возможнос-
ти управления умственной деятельностью по сравнению с други-
ми техническими средствами. Реципиент «потребляет» в непрерыв-
ном потоке информации телевидение при отсутствии обратной
связи. Компьютер позволяет извлекать только ту информацию,
которая нужна в данный момент, данной аудитории или отдельно-
му человеку. у
Однонаправленный поток информации в учебном кино и теле-
передаче при компьютерном обучении ликвидируется за счет уста-
новления пошаговой обратной связи, осуществляемой не только по
результатам усвоения, но и более жестко в самом процессе усвое-
ния отрезка материала. Компьютерная техника открывает воз-
можности введения новых методов управления процессом усвое-
ния, прежде всего за счет исследования изучаемых явлений или
процессов, проверки всех возникающих в ходе усвоения гипотез
и обоснования верных.
Для обсуждения этих вопросов студентам уже сегодня можно
рекомендовать если не результаты проведенных специальных ис-
следований, то статьи, рассказывающие об опыте использования
компьютеров в обучении различным дисциплинам, об отношении
учащихся к введению этого технического средства в учебный про-
цесс, о предполагаемых изменениях в стиле мышления, организо-
ванности умственной деятельности, скорости ее протекания у тех,
кто систематически работает с ЭВМ.
По данной теме можно провести как семинарские, так и прак-
тические занятия. На семинарских занятиях следует обсудить
теоретические вопросы применения технических средств обучения.
Студенты должны понять, что применение в обучении технических
средств закономерно, что новые технические приемники хранения
и переработки информации, возникшие в обществе, становятся
неотъемлемой частью школьного обучения — подготовки ученика к
извлечению информации за стенами школы. Так было с книгой, с
звукозаписью, кино, телевидением. Так возник вопрос об обуче-
нии школьников общению с ЭВМ. Учить школьников на уроках
нужно не только языку общения с ЭВМ, но и пониманию языка
кино и телевидения, умению извлечь полезную информацию из
средств массовых коммуникаций.
Не менее важным является положение о влиянии воздействия
технических средств на развитие психики. Возможность телеви-
дения моментально преобразовывать объект в изображение, пе-
редавать его и им оперировать изменила в структуре сознания сов-
ременных людей соотношение слова и образа. Образ, схема разной
степени абстракции, модель, график, чертеж — все это средства,
широко вошедшие в обиход благодаря аудиовизуальным средст-
вам. Возможность общения с компьютером создала условия для
оптимального соотношения алгоритмических и творческих процес-
сов, для исследований и открытий в процессе учения.
216
Третье, на что следует обратить внимание студентов при изу-
чении темы,—место и роль учителя при широком распространении
в обучении технических средств. Сейчас общепризнано, что учи-
тель остается главной фигурой в обучении и воспитании, как бы
ни усовершенствовались средства подачи учебной информации.
Однако распространение в обществе массовых средств информа-
ции и их проникновение в школу изменили функции учителя. На
ряде уроков его информационная функция может быть передана
техническому средству. Становится из-за большой осведомленнос-
ти учеников все более важной обобщающая функция в изложении
знаний. Изменения претерпевают и другие функции учителя. Этот
вопрос также полезно рассмотреть на семинарском занятии.
Поставленные и рассмотренные на семинарских занятиях во-
просы следует конкретизировать и углубить на практических за-
нятиях. При проведении этих занятий важно убедить студентов
в тех положениях, которые были выделены как ведущие по дан-
ной теме. Именно убежденность может стать основой положитель-
ного отношения будущих учителей к овладению техническими
средствами и желанием активно их использовать в своей работе.
Поэтому самый целесообразный путь организации практических
занятий—просмотр и анализ уроков с использованием различных
технических средств.
Планы семинарских и практических занятий
Литература
Первое занятие (семинарское)
Умственное развитие учащихся в условиях применения техни-
ческих средств обучения
1. Возможности развития психики ученика при использовании
экранно-звуковых средств на уроке.
2. Соотношение понятий «средство наглядности» и «аудио-
визуальное средство изложения знаний».
3. Учитель и технические средства обучения.
4. Овладение школьниками в процессе обучения изобразитель-
но-содержательным языком кино, математическим языком и прог-
раммированным языком.
Ломов Б. Ф. Научно-технический прогресс и средства умствен-
ного развития человека//Психологический журнал.—1985.—
Т. 6.—№6.—С. 8—28.
Прессман Л. П. Основы методики применения экранно-звуко-
вых средств в школе.—М.: Просвещение.— 1979.
Психолингвистические проблемы массовых коммуникаций / Под
ред. А. А. Леонтьева.—М.: Наука, 1974.
Степанов А. А. Психологические основы дидактики учебного
телевидения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.
217

Технические средства обучения в средней школе/Под ред.
Л. П. Прессмана.—М.: Педагогика, 1972.
Фирсов Б. М. Телевидение глазами социолога.—М.: Искус-
ство, 1971.
Шахмаев Н. М. Дидактические проблемы применения техниче-
ских средств обучения в средней школе.—М.: Педагогика, 1973.
Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых инфор-
мационных процессов.—М.: Мысль, 1973.
Второе занятие (семинарское)
Психическое развитие школьников в условиях компьютериза-
ции обучения
1. Возможности компьютера как средства вычисления, конт-
роля и усвоение алгоритмов.
2. Компьютеризация обучения за рубежом.
3. Игра и учение при обучении с применением компьютеров.
4. Какой стиль мышления формирует компьютер?
5. Специфика реализации функций учителя при использова-
нии компьютеров в обучении.
Гутер Р. С., Полунов Ю. Л. От абака до компьютера.—2-е
изд.—М.: Знание, 1981.
Ершов А. П. Компьютерный всеобуч: Пути реформы//Учитель-
ская газета. — 1984. — 11 сент.
Зелинская Т. Я. Об оптимальной модели микрокалькулятора
для школы//Математика в школе.— 1984.—№ 3.—С. 50—51.
Ионов Г. Н. Микрокалькулятор как средство обучения и конт-
роля//Математика в школе.—1984.—№ 3.—С. 51—54.
Криницкий Н. А. Алгоритмы вокруг нас.—2-е изд.—М.: Нау-
ка, 1984.
Кузнецов Е. Ю., Минкин Л. К. Виды микрокалькуляторов//Ма-
тематика в школе.— 1982.—№ 4.—С. 35—37.
Лавров С. Творчество и алгоритмы//Наука и жизнь.—1985.—
№ З.—С. 40—48.
Монахов В. М., Кузнецов А. А., Смекалкин Д. О. Микропро-
цессорная техника в зарубежной школе // Советская педагогика. —
1984.—№ 8.—С. 117—121.
Монахов В. М. Психолого-педагогические проблемы обучения
компьютерной грамотности учащихся//Вопросы психологии.—
1985.—№ З.—С. 14—22.
Машбиц Е. И. Компьютеризация обучения: Проблемы и пер-
спективы. — М., 1986.
Новые задачи информатики/Под ред. А. П. Ершова.—Ново-
сибирск, 1978.
Смолян Г. Л, Человек и компьютер.—М.: Политиздат, 1981.
218
Третье занятие (практическое)
Анализ учебной телевизионной передачи
Домашнее задание
т 1. Просмотреть учебную телевизионную передачу.
1р 2. Проанализировать телевизионную передачу в соответствии
fc планом, по которому будет проходить обсуждение на практиче-
ском занятии:
а) организация видеоряда;
б) соотношение слова и образа в телеуроке;
в) активизация умственной деятельности учащихся путем по-
строения видеоряда;
г) организация упреждающей, текущей и отсроченной обрат-
ной связи;
д) воспитывающий и развивающий эффект урока.
Четвертое занятие (практическое)
Анализ урока с приемом телевизионной передачи
Домашнее задание
1. Просмотреть учебную телевизионную передачу (в зависи-
мости от факультета рекомендуется просмотр передачи по исто-
рии, физике, химии и т. п.).
2. Составить план проведения урока, на котором будет при-
ниматься просмотренная телепередача.
3. Подготовиться к работе на практическом занятии по следую-
щему плану:
а) подготовка учителя к уроку, на котором принимается учеб-
ная телепередача;
б) сравнительный анализ процесса и результатов объяснения
нового материала в условиях приема телеурока и информацион-
ной деятельности учителя;
в) организация учителем приема телеурока;
г) организация учителем работы после приема телеурока.
Алексеева 3. Г. и др. Методические разработки к телевизион-
ным передачам по математике для 8—9 классов.—Л.: ЛГПИ им.
А. И. Герцена, 1975.
Востокова Л. Г. Использование телевидения в преподавании
математики во Франции//Математика в школе.—1968.—№ 1.—
С. 89—91.
Гутовская Л. Г. и др. Методические разработки к учебным те-
левизионным передачам по географии для 7 класса.—Л.: ЛГПИ
им. А. И. Герцена,1973.
Дрижун И. Л. Методические рекомендации к созданию и прие-
му учебных телевизионных передач по химии для 7 и 8 классов. —
Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979.
219

Дрижун И. Л., Орещенко Н. И. Методические рекомендации к
созданию и приему учебных телевизионных передач по химии для
учащихся 9—10 классов.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981.
Загорская В. К., Тульчинская Н. А. Методические разработки
к учебным телевизионным передачам по географии для 5 класса. —
Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.
Зебров Д. К., Немчонок И. С. Методические разработки учеб-
ных телевизионных передач по английскому и немецкому языкам
для 6 класса.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974; для 5 клас-
са.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.
Калинина М. И. Телевизионная передача на уроках математи-
ки в IV—VI классах//Математика в школе.— 1974.—№ 1.
Макогоненко Л. С. Учебное телевидение при изучении драма-
тургических произведений//Проблемы учебного телевидения: Рес-
публиканский сборник научных трудов.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
Макогоненко Л. С. Методические рекомендации к ТВ циклу
передач «Автор и его герои»: Н. В. Гоголь. «Мертвые души». —
Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974.
Макогоненко Л. С. Методические рекомендации к учебным те-
левизионным передачам по литературе: Д. И. Фонвизин. «Недо-
росль», 8 класс; Н. А. Островский. «Гроза», 9 класс.—Л.: ЛГПИ
им. А. И. Герцена, 1977.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь