|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54511
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ^ Не может не оказать влияние на развитие личности и компью-
теризация обучения. Несмотря на то что к настоящему времени характер этого влияния еще не изучен полностью, студентам нуж- но раскрыть те направления, в которых оно может осуществлять- ся в зависимости от возможностей компьютера, целей его исполь- зования в учебном процессе, В связи с этим целесообразно про- анализировать характеристики различных типов компьютеров, ис- пользуемых в обучении, и те требования, которые учителя предъ- являют этой технике. Кроме того, полезным будет рассмотрение вопроса о том, как изменяется характер деятельности учителя при использовании компьютеров с различными целями. Важно также выяснить, какое влияние может оказывать на развитие по- 21& знавательной деятельности и свойств личности систематическая реализация компьютерами этих функций в учебном процессе. Компьютер как средство обучения открывает новые возможнос- ти управления умственной деятельностью по сравнению с други- ми техническими средствами. Реципиент «потребляет» в непрерыв- ном потоке информации телевидение при отсутствии обратной связи. Компьютер позволяет извлекать только ту информацию, которая нужна в данный момент, данной аудитории или отдельно- му человеку. у Однонаправленный поток информации в учебном кино и теле- передаче при компьютерном обучении ликвидируется за счет уста- новления пошаговой обратной связи, осуществляемой не только по результатам усвоения, но и более жестко в самом процессе усвое- ния отрезка материала. Компьютерная техника открывает воз- можности введения новых методов управления процессом усвое- ния, прежде всего за счет исследования изучаемых явлений или процессов, проверки всех возникающих в ходе усвоения гипотез и обоснования верных. Для обсуждения этих вопросов студентам уже сегодня можно рекомендовать если не результаты проведенных специальных ис- следований, то статьи, рассказывающие об опыте использования компьютеров в обучении различным дисциплинам, об отношении учащихся к введению этого технического средства в учебный про- цесс, о предполагаемых изменениях в стиле мышления, организо- ванности умственной деятельности, скорости ее протекания у тех, кто систематически работает с ЭВМ. По данной теме можно провести как семинарские, так и прак- тические занятия. На семинарских занятиях следует обсудить теоретические вопросы применения технических средств обучения. Студенты должны понять, что применение в обучении технических средств закономерно, что новые технические приемники хранения и переработки информации, возникшие в обществе, становятся неотъемлемой частью школьного обучения — подготовки ученика к извлечению информации за стенами школы. Так было с книгой, с звукозаписью, кино, телевидением. Так возник вопрос об обуче- нии школьников общению с ЭВМ. Учить школьников на уроках нужно не только языку общения с ЭВМ, но и пониманию языка кино и телевидения, умению извлечь полезную информацию из средств массовых коммуникаций. Не менее важным является положение о влиянии воздействия технических средств на развитие психики. Возможность телеви- дения моментально преобразовывать объект в изображение, пе- редавать его и им оперировать изменила в структуре сознания сов- ременных людей соотношение слова и образа. Образ, схема разной степени абстракции, модель, график, чертеж — все это средства, широко вошедшие в обиход благодаря аудиовизуальным средст- вам. Возможность общения с компьютером создала условия для оптимального соотношения алгоритмических и творческих процес- сов, для исследований и открытий в процессе учения. 216 Третье, на что следует обратить внимание студентов при изу- чении темы,—место и роль учителя при широком распространении в обучении технических средств. Сейчас общепризнано, что учи- тель остается главной фигурой в обучении и воспитании, как бы ни усовершенствовались средства подачи учебной информации. Однако распространение в обществе массовых средств информа- ции и их проникновение в школу изменили функции учителя. На ряде уроков его информационная функция может быть передана техническому средству. Становится из-за большой осведомленнос- ти учеников все более важной обобщающая функция в изложении знаний. Изменения претерпевают и другие функции учителя. Этот вопрос также полезно рассмотреть на семинарском занятии. Поставленные и рассмотренные на семинарских занятиях во- просы следует конкретизировать и углубить на практических за- нятиях. При проведении этих занятий важно убедить студентов в тех положениях, которые были выделены как ведущие по дан- ной теме. Именно убежденность может стать основой положитель- ного отношения будущих учителей к овладению техническими средствами и желанием активно их использовать в своей работе. Поэтому самый целесообразный путь организации практических занятий—просмотр и анализ уроков с использованием различных технических средств. Планы семинарских и практических занятий Литература Первое занятие (семинарское) Умственное развитие учащихся в условиях применения техни- ческих средств обучения 1. Возможности развития психики ученика при использовании экранно-звуковых средств на уроке. 2. Соотношение понятий «средство наглядности» и «аудио- визуальное средство изложения знаний». 3. Учитель и технические средства обучения. 4. Овладение школьниками в процессе обучения изобразитель- но-содержательным языком кино, математическим языком и прог- раммированным языком. Ломов Б. Ф. Научно-технический прогресс и средства умствен- ного развития человека//Психологический журнал.—1985.— Т. 6.—№6.—С. 8—28. Прессман Л. П. Основы методики применения экранно-звуко- вых средств в школе.—М.: Просвещение.— 1979. Психолингвистические проблемы массовых коммуникаций / Под ред. А. А. Леонтьева.—М.: Наука, 1974. Степанов А. А. Психологические основы дидактики учебного телевидения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. 217 Технические средства обучения в средней школе/Под ред. Л. П. Прессмана.—М.: Педагогика, 1972. Фирсов Б. М. Телевидение глазами социолога.—М.: Искус- ство, 1971. Шахмаев Н. М. Дидактические проблемы применения техниче- ских средств обучения в средней школе.—М.: Педагогика, 1973. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых инфор- мационных процессов.—М.: Мысль, 1973. Второе занятие (семинарское) Психическое развитие школьников в условиях компьютериза- ции обучения 1. Возможности компьютера как средства вычисления, конт- роля и усвоение алгоритмов. 2. Компьютеризация обучения за рубежом. 3. Игра и учение при обучении с применением компьютеров. 4. Какой стиль мышления формирует компьютер? 5. Специфика реализации функций учителя при использова- нии компьютеров в обучении. Гутер Р. С., Полунов Ю. Л. От абака до компьютера.—2-е изд.—М.: Знание, 1981. Ершов А. П. Компьютерный всеобуч: Пути реформы//Учитель- ская газета. — 1984. — 11 сент. Зелинская Т. Я. Об оптимальной модели микрокалькулятора для школы//Математика в школе.— 1984.—№ 3.—С. 50—51. Ионов Г. Н. Микрокалькулятор как средство обучения и конт- роля//Математика в школе.—1984.—№ 3.—С. 51—54. Криницкий Н. А. Алгоритмы вокруг нас.—2-е изд.—М.: Нау- ка, 1984. Кузнецов Е. Ю., Минкин Л. К. Виды микрокалькуляторов//Ма- тематика в школе.— 1982.—№ 4.—С. 35—37. Лавров С. Творчество и алгоритмы//Наука и жизнь.—1985.— № З.—С. 40—48. Монахов В. М., Кузнецов А. А., Смекалкин Д. О. Микропро- цессорная техника в зарубежной школе // Советская педагогика. — 1984.—№ 8.—С. 117—121. Монахов В. М. Психолого-педагогические проблемы обучения компьютерной грамотности учащихся//Вопросы психологии.— 1985.—№ З.—С. 14—22. Машбиц Е. И. Компьютеризация обучения: Проблемы и пер- спективы. — М., 1986. Новые задачи информатики/Под ред. А. П. Ершова.—Ново- сибирск, 1978. Смолян Г. Л, Человек и компьютер.—М.: Политиздат, 1981. 218 Третье занятие (практическое) Анализ учебной телевизионной передачи Домашнее задание т 1. Просмотреть учебную телевизионную передачу. 1р 2. Проанализировать телевизионную передачу в соответствии fc планом, по которому будет проходить обсуждение на практиче- ском занятии: а) организация видеоряда; б) соотношение слова и образа в телеуроке; в) активизация умственной деятельности учащихся путем по- строения видеоряда; г) организация упреждающей, текущей и отсроченной обрат- ной связи; д) воспитывающий и развивающий эффект урока. Четвертое занятие (практическое) Анализ урока с приемом телевизионной передачи Домашнее задание 1. Просмотреть учебную телевизионную передачу (в зависи- мости от факультета рекомендуется просмотр передачи по исто- рии, физике, химии и т. п.). 2. Составить план проведения урока, на котором будет при- ниматься просмотренная телепередача. 3. Подготовиться к работе на практическом занятии по следую- щему плану: а) подготовка учителя к уроку, на котором принимается учеб- ная телепередача; б) сравнительный анализ процесса и результатов объяснения нового материала в условиях приема телеурока и информацион- ной деятельности учителя; в) организация учителем приема телеурока; г) организация учителем работы после приема телеурока. Алексеева 3. Г. и др. Методические разработки к телевизион- ным передачам по математике для 8—9 классов.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. Востокова Л. Г. Использование телевидения в преподавании математики во Франции//Математика в школе.—1968.—№ 1.— С. 89—91. Гутовская Л. Г. и др. Методические разработки к учебным те- левизионным передачам по географии для 7 класса.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена,1973. Дрижун И. Л. Методические рекомендации к созданию и прие- му учебных телевизионных передач по химии для 7 и 8 классов. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. 219 Дрижун И. Л., Орещенко Н. И. Методические рекомендации к созданию и приему учебных телевизионных передач по химии для учащихся 9—10 классов.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. Загорская В. К., Тульчинская Н. А. Методические разработки к учебным телевизионным передачам по географии для 5 класса. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. Зебров Д. К., Немчонок И. С. Методические разработки учеб- ных телевизионных передач по английскому и немецкому языкам для 6 класса.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974; для 5 клас- са.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. Калинина М. И. Телевизионная передача на уроках математи- ки в IV—VI классах//Математика в школе.— 1974.—№ 1. Макогоненко Л. С. Учебное телевидение при изучении драма- тургических произведений//Проблемы учебного телевидения: Рес- публиканский сборник научных трудов.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. Макогоненко Л. С. Методические рекомендации к ТВ циклу передач «Автор и его герои»: Н. В. Гоголь. «Мертвые души». — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. Макогоненко Л. С. Методические рекомендации к учебным те- левизионным передачам по литературе: Д. И. Фонвизин. «Недо- росль», 8 класс; Н. А. Островский. «Гроза», 9 класс.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|